Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов Они работают как самые отъявленные специалисты ошибка




Блок информации

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении:

- незнание значения слова.

Он сунул ноги в удила и поскакал рысью .

Удила – приспособление из железных стержней, прикрепляемых к узде и вкладываемых в рот лошади. Надо было употребить слово стремя .

- смешение паронимов . Сравните: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.

Праздничный – прилагательное к слову «праздник»

Праздный – не заполненный, не занятый делом.

Нарушение лексической сочетаемости.

Не всегда слова могут сочетаться друг с другом.

Ошибки этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что

Слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная песня

Одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища тружеников

Разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню

Несовместимы по традиции: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту, может быть сильная привязанность, страсть, ненависть – не может быть сильной дружбы.

Употребление лишних слов.

Лишним является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего не уточняет в нем. Очень прекрасный день – « прекрасный» обозначает высшую степень качества, очень хороший;вступительная преамбула – преамбула и есть «вступительная часть»

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

Тавтология и неуместное повторение слов.

Тавтология – это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло масляное», «расскажу в рассказе».

Другая ошибка – неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его повесили табличку, на которой написали, за что его повесили. причины этих ошибок – речевая бедность и неразвитость «речевого слуха».

Ошибки в употреблении местоимений.

Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект. Фразу «Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь» можно понять в 4 вариантах.

Использование клише и штампов.

Канцеляризмы – слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии профорганизации. При голосовании поднялся лес рук.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие. 2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья. 3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь. 4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок. 5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию. 6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

  1. Они работали как самые отъявленные специалисты.
  2. Наши воины совершили много геройских подвигов.
  3. Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.
  4. Шолохов изобразил образы трех коммунистов.
  5. Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.
  6. Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.
  7. С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.
  8. Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.
  9. Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.
  10. За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

  1. В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.
  2. Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.
  3. Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.
  4. Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»
  5. Вся публика была уже в триумфе.
  6. На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.
  7. Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.
  8. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.
  9. наконец-то обнаружены остатки царской семьи.
  10. Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Тестовые задания

Вариант 1

  1. Паронимами не являются слова

а) идеалистический – идеалистичный

б) умственный – интеллектуальный

в) романтический – романтичный

г) криминальный – криминогенный

2. Правильно построены словосочетания

а) продвигать кого-либо по должности

б) повышать в должности

в) ввести деятельность

г) убедиться о достоинствах работы

3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова

а) нестерпимый

б) удачливый

в) терпеливый

г) терпимый

4. Правильно построено словосочетание

а) свободная вакансия

б) монументальный памятник

в) хронометраж времени

г) обыкновенное чудо

5. Правильно построено предложение

а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.

в) Они сыграли главную роль в этой истории.

г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.

6. Правильно построены предложения

а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.

б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

в) Мы получили неожиданные результаты.

г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.

б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.

г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.

а) самоотверженный проступок

б) главный приоритет

в) презентовать ценный подарок

г) тактический ход

9. Правильными являются сочетания слов

а) дельный взор

б) деловой вид

в) националистический бюджет

г) сатиричное произведение

10. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) шумовой

б) экономичный

в) шумный

г) громкий

Вариант 2

1. Лишним в синонимическом ряду является слово

б) невежа

в) профан

г) невежда

2. Синоним к слову плеоназм

а) избыточность

б) тавтология

в) образность

г) красочность

3. Правильно построены словосочетания

а) прыгать с парашюта

б) предпринять меры

в) заслужил известность

г) приобрел известность

4. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) маломощный

б) экономичный

в) экономный

г) задушевный

5. Правильно построено словосочетания

а) выдающийся виртуоз

в) одеть пальто

г) заразная инфекция

6. Правильно построено предложение

а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.

б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

в) Это не играет никакого значения.

г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

7. Правильно построены предложения

а) Нам не удалось предвосхитить эти события.

б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.

в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

г) Командированные шумели в кабинете администратора

8. Правильными являются сочетания слов

а) главная суть

б) очевидный факт

в) памятный сувенир

г) тактическое обращение

9. Правильно построены словосочетания

а) гостиничный номер

б) лесистая река

в) предварительный аванс

г) практический цвет

10. Правильно построены словосочетания

а) скоропостижное решение

б) уменьшение стоимости

в) прыгать с парашюта

г) подорожание цен

Раздел 3. Фразеологизмы

Блок информации

В русском языке существуют два вида словосочетаний: свободные и несвободные (устойчивые). Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами, а раздел лингвистики, изучающий их, называетсяфразеологией. В отличие от свободных словосочетаний у фразеологизмов лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все словосочетание в целом, поэтому в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения. Одной из характерных черт фразеологических единиц, отличающих их от свободных сочетаний слов, является переносный смысл. Фразеологизмы могут иметь омонимы, синонимы, антонимы, различаются стилистической окраской, различны по происхождению. В частности, много фразеологизмов перешло в литературный язык из речи представителей различных профессий: попасть в тон, играть первую скрипку – из речи музыкантов; разделать под орех, без сучка, без задоринки – из речи столяров; позолотить пилюлю, через час по чайной ложке, в здоровом теле здоровый дух – из речи медработников.

В основе некоторых фразеологических оборотов лежат факты русской истории: отложить дело в долгий ящик, кричать во всю ивановскую .

Происхождение других фразеологизмов связано с легендами и фактами античной истории: со щитом или на щите, прокрустово ложе, вычистить авгиевы конюшни . Часть перешла к нам из религиозных книг: беречь как зеницу ока, вавилонское столпотворение .

Фразеологические обороты являются устойчивыми сочетаниями, поэтому произвольное изменение их свойств, замена одного слова другим нарушает целостность фразеологизма, ведет к речевым ошибкам. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов:

Замена компонентов (перебирать из пустого в порожнее, львиная часть );

Сокращение или расширение состава фразеологического оборота (оставлять желать много лучшего – вместооставлять желать лучшего ; ну хоть бейся об стенку – вместо бейся головой об стенку )

Незнание значения фразеологизма (Хлестаков мечет бисер перед свиньями, а ему все верят);

Грамматическое видоизменение (ругали на чем свет стоял, сидит сложив руки, надела на босую ногу).

Тренировочные упражнения

Задание 1. Продолжите фразеологизмы, объясните значение.

1. Невзирая … 2. Буря в … 3. За семь верст … 4. Кисейная … 5. Голод … 6. Танцевать от … 7. Ждать у … 8. Волчий … 9. Имеющий уши … 10. Не видеть дальше …

Задание 2. Замените одним словом.

Зарубить на носу, себе на уме, куры не клюют, вилять хвостом, наложить вето, намылить шею, пальчики оближешь, развесить уши, обвести вокруг пальца, прикусить язык.

Задание 3. Замените свободное сочетание фразеологизмом.

1. Овладевать собой, успокаиваться. 2. Привлекать к себе внимание, быть особенно заметным. 3. Временно, незаконно. 4. Поступать так, как прежде, в молодости. 5. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе. 6. Усиленно думать над трудным вопросом. 7. Вдоволь, без ограничения. 8. Бесконечное повторение одного и того же. 9. Хорошенько запомнить. 10. Все нипочем, ничего не страшно.

Задание 4. Найдите в предложенных текстах ошибки и исправьте их.

  1. Ткнул пальцами в небо.
  2. Сосед из него все жилы сосет
  3. Анатомия имеет важную роль в подготовке медицинского работника.
  4. Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.
  5. Эта проблема гроша выеденного не стоит.
  6. Наши родители работали не покладая сил.
  7. На уроке он изложил главную суть книги.
  8. Маршрут движения автоколонны определяется заранее.
  9. Через час он выглядел ошпаренной курицей перед начальством.
  10. Картина вызывает жалкое настроение.
  11. Пациент отвечает на вопросы с виновным видом.
  12. Слово представляется декану.
  13. Больные гуляли в больничном саду по теневой стороне аллеи.

Задание 5.


Похожая информация.


Мастер-класс по теме:

Опыт преподавания стилистики. «Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости».

Учитель:

О.П.Ивушкина

Г. Волоколамск

Опыт преподавания стилистики

«Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях

и о лексической сочетаемости…»

Тип урока: урок-практикум.

Цели

Урока: 1. вспомнить понятие о лексической сочетаемости,

  1. реализовать понимание лексической сочетаемости и несочетаемости через практическое применение,
  2. совершенствовать умение использовать наиболее точные лексические соответствия,
  3. совершенствовать умение видеть и исправлять речевые ошибки, возникшие вследствие нарушения лексической сочетаемости,
  4. видеть и объяснять тропы и стилистические фигуры, созданные на основе нарушения лексической сочетаемости.

План – конспект урока.

  1. Оргмомент.
  2. Психологическая подготовка к восприятию темы.

Слово учителя.

Сегодня у нас урок практической стилистики. Мы стремимся, чтобы речь наша точно выражала наши мысли и чувства, была правильной, лингвистически грамотной. Порой, чтобы этого добиться, мало знать значения слов…

Посмотрите на следующие словосочетания. Правильно ли они построены?

Запись на доске: Табун коров

Стая лошадей

Стадо волков

Отара сорок

Стая овец

Что вам не нравится? Посмотрите, ведь первые слова обозначают «сообщество животных» ? Как следует сказать?

(Табун лошадей, стая волков, стадо коров, отара овец, стая сорок.)

Значит, чтобы быть грамотными часто недостаточно знать значения используемых слов, нужно обязательно учитывать их способность соединяться друг с другом, т.е. , как говорят лингвисты, лексическую сочетаемость.

3. Практикум по теме.

Итак, вспоминайте, мы говорили о лексической сочетаемости на уроках стилистики в 9 классе.

Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Розенталь называл это притяжением слов друг к другу.

Чем же определяется лексическая сочетаемость? Конечно же, прежде всего лексическим значением слов. Вам приходилось видеть фиолетовый апельсин? Может быть, вы наблюдали, как спят бегом? Нет?

Тогда вы без труда справитесь с «путаницей», которую я для вас приготовила.

Упражнение № 1.

Соедините линиями слова так, чтобы все ошибки были устранены:

Потерпеть победу

Одержать поражение

Отъявленные специалисты

Выдающиеся недостатки

Вопиющие достижения

Хорошие преступники

Безвыходное горе

Безысходное положение

Придавать внимание

Уделить значение

Повысить качество

Улучшить уровень

Оказать вред

Нанести влияние

Упражнение № 2.

А) занять звание чемпиона;

Б) одержать успехи;

В) пользоваться спросом;

Г) поставить концерт. (Ответ - В)

А) Выдать требования;

Б) Обратить внимание;

Г) Иметь опасения. (Ответ - А)

А) Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах..

Г) Два единственных вопроса тревожили жителей. (Ответ - Б)

А) Три единственные дочери;

Б) Живой труп;

В) Облокотиться спиной;

Г) Страшная красавица. (Ответ - Б)

Почему вы считаете, что сочетание «живой труп» не является речевой ошибкой?

(Это один из видов тропов – оксюморон.)

Упражнение № 3.

Совершенно очевидно, что нередко лексическую сочетаемость нарушают поэты

В поисках неожиданных образов, яркой экспрессии,

Оригинальных метафор.

Вот примеры очень талантливого переосмысления привычного употребления слов.

Определите, какие словосочетания стали основой метафор созданных поэтами.

Как на Венецианском карнавале. (В. Высоцкий.) (- плакать навзрыд)

Писать о феврале навзрыд… (Б.Пастернак.) (- плакать навзрыд)

(- умереть мучительной смертью, верная смерть)

И режут в кровь свои босые души… (В.Высоцкий.) (- босые пятки)

4. Подведение итогов урока.

Мы сегодня говорили о лексической сочетаемости слов. К сожалению, время наше очень ограничено. Можно было бы поговорить, например, о том, как замечательно используют юмористы нарушение сочетаемости слов, о том, как «гениев признают заживо» или как «трудно нам прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства». Следовало бы сказать о том, что правила соединения слов в речи определяет и грамматическая сочетаемость. Это важно знать, что допускается, например, соединение существительных с прилагательным, но запрещено сочетание прилагательных с числительными, притяжательных местоимений с глаголами. Нельзя же сказать: «большое сто» или «моя твоя не понимает».

Но обо всем этом разговор еще у нас будет, в другой раз. Спасибо за урок.

До свидания.

Использованная литература.

  1. Т.В.Потемкина, С.В. Сабурова «Русский язык. 10-11 классы. Культура устной и письменной речи».
  2. Д.Е.Розенталь, И.Б.Голуб «Секреты стилистики. Правила хорошей речи».
  3. Д. Е.Розенталь, И.Б.Голуб «Занимательная стилистика».
  4. С.И.Львова «Уроки словесности».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СЕМИНАР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ «ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ГИМНАЗИИ» Мастер-класс Опыт преподавания стилистики «Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости» О.П.Ивушкина

Найдите словосочетание, которое образовано верно: А) занять звание чемпиона; Б) одержать успехи; В) пользоваться спросом; Г) поставить концерт.

2. Укажите неправильный вариант сочетания: А) Выдать требования; Б) Обратить внимание; В) Договор на поставку продуктов; Г) Иметь опасения.

3. Укажите, в каком предложении не нарушены границы лексической сочетаемости: А) Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах. Б) Этот актер уже давно заслужил признание зрителей. В) Большая половина игры уже прошла. Г) Два единственных вопроса тревожили жителей.

4. Н айдите словосочетание, в котором нарушение лексической сочетаемости не является ошибкой: А) Три единственные дочери; Б) Живой труп; В) Облокотиться спиной; Г) Страшная красавица.

1. Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал. Меня, должно быть, ловко разыграли: Крючки носов и до ушей оскал, Как на Венецианском карнавале. (В. Высоцкий)

3. Мы не умрем мучительною жизнью, Мы лучше верной смертью оживем… (В.Высоцкий)

4. Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души… (В.Высоцкий)

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ «ГИМНАЗИЯ №1 Г . ВОЛОКОЛАМСКА»

Телефон: 8(496-36)2-15-18 Адрес: 143600 Московская область,

Web-сайт: www.myfirstschool.ru г. Волоколамск, ул. Школьная, д.12

E-mail: [email protected]

[email protected]

СЕМИНАР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ

«ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ГИМНАЗИИ»

Мастер-класс

Опыт преподавания стилистики

«Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости»

О.П.Ивушкина

Упражнение № 1.

Соедините линиями слова так, чтобы все ошибки были устранены:

Потерпеть победу

Одержать поражение

Отъявленные специалисты

Выдающиеся недостатки

Вопиющие достижения

Хорошие преступники

Безвыходное горе

Безысходное положение

Придавать внимание

Уделить значение

Повысить качество

Улучшить уровень

Оказать вред

Нанести влияние

Упражнение № 2.

Задания, предполагающие знание лексической сочетаемости слов, встречаются нам и в ЕГЭ. Например, такие:

  1. Найдите словосочетание, которое образовано верно:

А) занять звание чемпиона;

Б) одержать успехи;

В) пользоваться спросом;

Г) поставить концерт.

  1. Укажите неправильный вариант сочетания:

А) Выдать требования;

Б) Обратить внимание;

В) Договор на поставку продуктов;

Г) Иметь опасения.

  1. Укажите, в каком предложении не нарушены границы лексической сочетаемости:

А) Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах.

Б) Этот актер уже давно заслужил признание зрителей.

В) Большая половина игры уже прошла.

Г) Два единственных вопроса тревожили жителей.

  1. Найдите словосочетание, в котором нарушение лексической сочетаемости не является ошибкой:

А) Три единственные дочери;

Б) Живой труп;

В) Облокотиться спиной;

Г) Страшная красавица.

Упражнение № 3.

Определите, какие словосочетания стали основой метафор, созданных поэтами. Словосочетания подчеркните.

1. Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал.

Меня, должно быть, ловко разыграли:

Крючки носов и до ушей оскал,

Как на Венецианском карнавале. (В. Высоцкий)

Писать о феврале навзрыд… (Б.Пастернак.)

3. Мы не умрем мучительною жизнью,

Мы лучше верной смертью оживем… (В.Высоцкий.)

4. Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души… (В.Высоцкий)


Причиной возникновения ошибок языка и стиля следует считать употребление в рукописи суждений, допускающих различные толкования или вызывающих нежелательные ассоциации. Ошибки двойного смысла делятся на логические (о которых речь уже шла выше) и смысловые – лексические, морфологические, синтаксические и стилистические.

Требования редактора к языку и стилю рукописи вытекают из существующих в языке языковых норм и правил, из требования четкости и точности формулировок, конкретности. Особенно большое внимание при работе над языком и стилем рукописи надо уделять точности словоупотребления, использования иностранных слов и профессионализмов, синтаксическим конструкциям фраз. Необходимо также обращать внимание на краткость, сжатость изложения.

Задачи редактора при языково-стилистической правке – помочь автору донести до читателя свои мысли наиболее точно и полно. Сложность этой задачи зависит ещё и от того, что адресатом рукописи является неопределенное множество читателей, хотя границы его автор и редактор пытаются при работе над рукописью определить как можно точнее.

Критерии оценки языка и стиля литературного произведения.

1. Языково-стилистические средства рукописи должны отвечать идее, теме, содержанию произведения.

2. Язык рукописи должен быть доступен для того читателя, которому он предназначен. Особенно следует помнить, что язык массовых изданий должен отличаться простотой, доходчивостью, популярностью.

4. Краткость рукописи без ущерба для содержания, борьба редактора во время языково-стилистической правки с многословием в рукописи.

5. Живость, выразительность, яркость изложения и подачи материала. К разным жанрам литературы этот принцип редактор должен применять дифференцировано.

6. Требование чистоты языка, но отнюдь не опрощения его. При редактировании литературных произведений следует отличать неграмотное употребление от необычного, способствующего созданию того или иного образа.

7. Принцип целесообразности отбора языковых средств и стилистических приёмов, используемых в рукописи.

Все эти критерии следует применять творчески, учитывая особенности темы, характера произведения, аудитории, индивидуальную манеру автора. Необходимо учитывать современное состояние языка и перспективы его развития, так как норма языка (установившаяся на данный момент совокупность правил пользования им) постепенно меняется, хотя и базируется на нейтральных или литературных языковых средствах. Поэтому в рукописи отступление от нормы литературного языка может быть оправдано, и редактор должен оценить целесообразность авторского отхода в рукописи от существующей нормы языка.

Вопросы языково-стилистической правки рукописи подробно разработаны как критерии отбора лексических и других языковых средств и оценки их употребления в тексте в курсах стилистики. Там подробно учитывается предметное значение слова, его многозначность, эмоциональная окраска, стилистическая характеристика, грамматическая оформленность.

Работа над терминологией. Один из аспектов языково-стилистической правки рукописи – работа над терминологией. Существуют правила, в соответствии с которыми следует её проводить:

В устанавливаемой в данной области терминологии не должно быть многозначных терминов, это допускается лишь для отдаленных областей знания;

Устанавливаемые в данной области знания термины не должны иметь синонимов;

Термин должен отражать необходимые и достаточные признаки понятия, которые создают с одной стороны – общность понятий, с другой – их специфичность;

Термин должен обладать определенными систематизирующими свойствами и признаки, которые кладутся в основу построения терминов, для понятий, стоящих на одной классификационной ступени, должны быть одинаковыми;

Термин должен быть по возможности кратким и удобным для произношения.

Работа редактора по ликвидации речевых штампов. Это один из важнейших аспектов деятельности редактора, которым он должен заниматься только совместно с автором произведения. Речевые штампы представляют собой довольно сложное явление, имеющее широкое распространение благодаря шаблонности мысли и содержания. Речевые штампы могут быть представлены: словами с универсальным значением (мировоззрение, вопрос, задача, момент), парными словами или словами-спутниками (почин-отклик), штампами – украшениями стиля (голубой экран, черное золото), трафаретными образованиями (нести почетную вахту), штампами - составными словами (печь-великан, чудо-дерево).

Основным признаком штампа является отсутствие в нем семантической содержательности. Штамп необходимо отличать от языкового клише, которое является особой разновидностью языковых средств и применяется в деловой, научно-технической литературе для более точной передачи обстоятельств события или явления (этому будут посвящены особые спецкурсы).

Редактор должен также учитывать, что существуют разные стили разных видов литературы: публицистической, научной, художественной, официально-деловой, производственной и т.д. Разговорная лексика, фразеологизмы, грамматические разговорные формы и синтаксические конструкции чаще всего встречаются в публицистической литературе и особенно в жанрах СМИ. При этом границы между стилями достаточно зыбки, сами стили языка постоянно развиваются. Но каждая система стиля, пользуясь всеми средствами языка, тяготеет к некоторым из них и чаще всего используется более или менее устойчиво в какой-либо литературе и текстах. В пределах одного и того же вида литературы можно видеть некоторые отличия в использовании языковых средств в зависимости от назначения текста и его жанровых особенностей. Например, и очерк, и фельетон являются газетными жанрами и относятся не только к одному стилю (публицистическому), но и к одной группе жанров (литературно-художественным), но они будут пользоваться очень разными языковыми и стилистическими средствами, единый стиль будет проявляться в них по-разному.

Языковые и стилистические ошибки имеют много разновидностей. Перечислим только самые распространенные и наиболее часто встречающиеся из них.

Морфологические ошибки:

Неправильное употребление местоимений (Напр.: Надо быть действительным счастливцем, чтобы за несколько рублей выиграть большое художественное полотно. Им оказался техник Алексей Строев, - в данном случае неправильное употребление местоимения «им» создает второй анекдотический смысл фразы, так как означает, что Алексей Строев оказался … художественным полотном);

Употребление множественного числа имен существительных вместо единственного (Напр.: Они носят корзины на головах);

Смешение слов, значение которых различается по родовому окончанию (Напр.: Его сестра работает овчаркой – вместо овчаром);

Ошибки в окончаниях (Напр.: Здесь в будущем году будет построены школа, баня, детский сад).

Лексические ошибки:

Неточность выбора слова, употребление слов, вызывающих нежелательные ассоциации (Напр.: Занятия проходят без предупреждения, в семейной обстановке. – Вместо «без приглашения», «непринужденной»);

Неумелое использование фразеологических словосочетаний (Напр.: Наши войска перешли через рубеж. – Вместо: Наши войска достигли рубежа/ Наши войска перешли рубеж.);

Использование применительно к животным выражений, обычно характеризующих поступки людей или человеческие взаимоотношения (Например: Вместе с тем и остальные быки дали превосходных дочерей);

Неверное употребление терминов, профессионализмов, слов с обобщающим значением (Например: До настоящего времени не объединены 17 областных больниц. – Речь идет об объединении в 17 областях поликлиник с областными больницами.)

Синтаксические ошибки:

Неверный порядок слов в предложении (Например: От радости Авдеев почувствовал, как у него учащенно забилось сердце.);.

Неправильное управление и примыкание (Например: Больше внимания надо уделять технике безопасности молодежи.);

Употребление синтаксически неоформленных предложений (Например: Вся её небольшая фигура больше походит на ученицу, чем на учительницу.);

Пропуск служебных слов, меняющий или затемняющий смысл фразы (Например: Это важно учесть при проведении бесед об уставе и практической работе организации, - видимо, «о» или «в» практической работе.);

Пунктуационные ошибки, искажающие смысл текста (Например: Саша бегал по садам с ребятишками, играл в бабки сидя за партой, слушал рассказы учителей.).

Стилистические ошибки:

- «канцелярский» стиль (Например: В результате работы комиссией было установлено наличие значительных резервов в деле дальнейшего использования материалов и уменьшения в связи с этим их расхода на единицу продукции. – Вместо: Комиссия установила, что материалы можно использовать лучше и, следовательно, уменьшить их расход.);

Влияние профессиональных привычек на стиль (Например: На птицеферме в настоящее время содержится 500 штук взрослых кур и 1400 цыплят.);

- «украшательский стиль» (Например: Особое внимание надо обратить на перепашки полей, с которых убрали картофель. Перепашка даст добавочное количество клубней, что позволит пополнить запасы собранного урожая.).

Исправьте ошибки в предложениях. Определите характер лексических ошибок


Сборка корпуса машины лимитируется из-за отсутствия некоторых деталей.
Важным фактором успешной сдачи экзаменов является систематическое выполнение домашних заданий.
Необходимо форсировать строительство коровника.
В книге затрагиваются кардинальные политические вопросы.
Важным фактором хорошего обжига является правильное определение периода первого колебания и его высоты.
Михайлов попросил фотографа снять себя в анфас.
- Поставьте, пожалуйста, свою роспись.
В газете публикуется некролог на смерть (кончину) писателя.
Партия официально декларировала свои политические взгляды.
Таким образом, внедрение на латвийский рынок новых технологий не будет играть большого значения.
В результате всем видным политикам пришлось публично определить свое отношение к наезду на премьера.
Войска противника нанесли значительные потери.
Правительство в это непростое время должно представлять единый монолит.
Направление развития экономики в 20 веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление.
Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.
Действия компании оказали значительный вред производству.
Генеральному директору предстояло решить не одну дилемму.
Главная суть этой научной статьи заключается в следующем.
Помощник губернатора отметил, что существовала опасность личной безопасности избирателей.
Его не выпускали на телевидение аж до 1985 года.
Он прошел терновый путь от лейтенанта до генерала.
По закону никакой трудовой коллектив не может быть силком зачислен во вновь создаваемые структуры.
Для современных критиков характерна примитивность в оценке произведений искусств.
Кто-то познакомил меня с Виктором Петровичем, владетелем маленького продуктового магазина.
В этих соревнованиях Сергей Бубка одержал поражение.
За стеклянными витражами магазина были видны первые посетители.

Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления.

1. Произведения Твардовского – это признак жизнеутверждающего оптимизма. 2. Пушкин обнародовал свою речь тем, что вносил в нее народные слова. 3. В душе князя Андрея накапливается противоречие к войне. 4. Горький показывает в Актере человека, который не может найти удел своему таланту. 5. В «Толковом словаре» Даля слова даются квадратно-гнездовым способом. 6. Не только Павел Власов, но и его мать Пелагея Ниловна явились прототипами сормовского рабочего Петра Заломова и его матери. 7. Несмотря на то что мы с большой оказией добрались до театра, настроение было приподнятое. 8. Татьяна противопоказана Онегину и Ленскому. 9. Эту передачу слушали по радио на двух континентах – в Арктике и Антарктиде. 10. В течение февраля продолжительность суток возрастает на два часа.

1. Найдите сложное предложение

(1) Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других сбрасывая с себя пустые заботы.
(2) Прозрачных облаков спокойное движенье то бледным золотом то мягкой синей тенью окрашивает даль
(3) Осень наступила высохли цветы и глядят уныло голые кусты
(4) Всю ночь мы лежали у костра дремали и слушали шум моря
2. Найдите сложное предложение
(1) Нам любо упрямых в исканьях и споре людей узнать по широким делам
(2) Рванул ветер взвихривая песок остро жалящий в лицо
(3) Еще десять шагов и я увидел толсту сухую сосну
(4) У него выступил пот и обильно потек по лбу
3. В каком примере части сложносочинительного предложения связывает противительный саюз
(1) Тяжело складывать слова, да еще волнение мешало говорить
(2) Послали его с донисением, да время очень тревожное
(3) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь даже не взлянула в мою сторону
4.В каком предложении запятая перед и не ставится?
(1) Дышать стало гораздо легче и голоса под липами теперь звучали мягче.
(2) Цвела черёмуха и было холодно
(3) Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей
(4) Вечерем похолодало и пошел снег
5. В каком предложении запятая перед и не ставится?
(1) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и палило солнце пока она не стала такой крепкой будто схвачена цементом
(2) Все лица пахмурилось и в тишине слышалось сердитое покашливание Кутузова
(3) И калина не растет меж ними и трава не зеленеет
(4) Прошел короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью каких-то цветов

1. Найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. (1) Вы идете в парк, чтобы отдохнуть без сопротивления

отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов или трав. (2) Парк окружает нас со всех сторон. (3) Вы и парк обращены друг к другу: парк открывает вам все новые и новые виду – поляны, аллеи, перспективы. (4) И вы, гуляя, только облегчаете парку показ самого себя. (5) Вас окружает тишина. (6) И в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали, или шуршание опавших листьев под ногами, или слышится пение птиц, или легкий треск сучка вблизи; какие-то звуки настигают вас издали и создают особое ощущение пространства и простора.

Найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное.

(1) И меня всегда поражало, что в нашей шумной, буйной деревне, в которой было много крайностей, много всякого народа пестрого, стоял дом, где всегда чистота, обстоятельность, всегда опрятны были ребятишки, никогда мать с отцом или дед с бабкой не ругались… (2) Думаю, что большая культура заключается в естественности поведения в любых обстоятельствах.

Найдите простое односоставное назывное предложение.

(1) Термин “милосердие” для большинства старомодный, непопулярный сегодня, даже как будто отвергнутый нашей жизнью.

(2) Нечто свойственное лишь прежним временам.

(3) “Сестра милосердия”, “брат милосердия” – даже словарь их дает как “устар.”, то есть устаревшие понятия.

(4) Слова стареют не случайно.

(5) Милосердие.

(6) Что оно – не модно.

(7) Не нужно?

(8) Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

многочисленных гастролей и работы в студии Андрей заметно устал и поэтому собирается в отпуск на 2 недели, чтобы подлечить иммунитет. 3. Есть возмож-ность тяжелых осложнений. 4. Специалисты оказывали экономи-ческие консультации правительству страны. 5. В ночь на 24 де-кабря последовала ответная контратака боевиков. 6. Господа ко-мандировочные, получите командировочные удостоверения. 7. Председатель собрания представил слово докладчику. 8. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.

Помогите, пожалуйста. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их. 1. Я дал сообщение в газету о свободных вакансиях. 2. Подростки и

тинейджеры – это главные посетители чатовых сайтов.

Упражнение 115. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.

Эти функции поручаются отделам рекламы. Эти функции возлагаются на отделы рекламы.
В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями.
Главная сила Сибири - в её обильной минерально-сырьевой базе. Сила Сибири - в её богатейшей минеральносырьевой базе.
Они работают как самые отъявленные специалисты. Они работают как самые опытные специалисты.
Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя.
В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.
Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта.
Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности.
Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры.
В этом бою осколки прострелили ему обе ноги. В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

Упражнение 116. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Античный, классический. Мифология, языки.
Врождённый, прирождённый. Талант, ум.
Гостеприимный, радушный, хлебосольный. Приём, хозяин, человек.
Губительный, пагубный. Влияние, действие.
Единый, один. Миг, момент.
Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный. Воздействие, период, путь, сборы, кредит.
Выдвинуть, высказать, исправить, устранить. Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.
Найти, обрести. Опора, поддержка.
Обнаружить, открыть. Закон, закономерность.
Доказать, обосновать. Теорема, теория.
Предвещать, предсказать. Поражение, успех.
Расширить, увеличить, повысить. Возможности, потенциал, уровень.

Упражнение 117. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

Упражнение 118. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.