Учебный проект преступления среди несовершеннолетних. "исследовательская работа, правонарушения и преступления подростков" Проектная работа на тему подростковая преступность
Тема проекта
Проблема роста подростковой преступности
Название
Рост преступности среди подростков
Предмет, группа
Предмет-Классный час,данный проект предполагает работу с детьми 8-11 классов
Краткая аннотация проекта
Данный проект посвящён проблеме роста преступности среди подростков, она является актуальной в наше время в связи с увеличением количества преступлений, совершаемых лицами несовершеннолетнего возраста. Проект предназначен для работы с детьми 15-18 лет.
Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос
Как вы думаете подросток, совершивший преступление, является «преступником» или «потерпевшим»?
Проблемные вопросы
1.Почему необходимо бороться с подростковой преступностью?
2.Какие причины толкают подростков на преступления?
3.Как можно предотвратить рост преступности?
Учебные вопросы
1.Что такое преступность?
2.Что такое детская преступность?
3.Какие существуют меры наказания за совершение преступлений подростками?
План проведения проекта
1.Вступительная речь
2.Выявление имеющихся знаний у учеников по данной проблеме
3.Конференция среди учеников
4.Выступление с проектами
5.Обсуждение проектов
6.Подведение итогов
ВВЕДЕНИЕ
- Проблема подростковой преступности в современной России
- Психологические особенности подростков, совершивших правонарушения
- Психологическое содержание подросткового периода
2. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ С ПОДРОСТКАМИ, СОВЕРШИВШИМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
- Основные направления психосоциальной работы с подростками, совершившими правонарушения
- Меры профилактики правонарушений среди подростков методами психосоциальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа рассматривает проблему современности - преступности несовершеннолетних. Выделим основные понятия, которыми будем оперировать в работе.
Преступлением считается предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.
Важно отметить, что к преступлениям относятся только деяния, предусмотренные уголовным законом. Деяние, не указанное в законе, к разряду преступлений не относится и может считаться дисциплинарным, административным или аморальным проступком.
Общественная опасность является критерием, который определяет деяние как преступление, то есть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественным отношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этим отношениям должно расцениваться как преступление. Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер.
Таким детям нужна материальная, юридическая, психосоциальная помощь. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей определяет специфику их поведения.
Объектом исследования данной курсовой работы является проблема подростковой преступности в современной России.
Предметом исследования данной курсовой работы являются психологические особенности подростков-правонарушителей.
Цель данной курсовой работы - анализ основных направлений психосоциальной работы с подростками - правонарушителями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, которые нашли отражение в названиях глав и параграфов.
В первой главе под названием Подростковая преступность как проблема современного общества решаются следующие задачи:
- рассмотреть проблемы подростковой преступности в современной России;
- изучить психологическое содержание подросткового периода; -выяснить психологические особенности подростков - правонарушителей;
Во второй главе под названием Психосоциальная помощь с подростками-правонарушителями решаются следующие задачи:
Рассмотреть основные направления психосоциальной работы с подростками-правонарушителями;
Изучить меры профилактики правонарушений среди подростков. Практическая значимость работы заключается в возможности использовании результатов для дальнейшего изучения подростковой преступности и психосоциальной помощи им.
Данная курсовая работа состоит из введения, где раскрывается актуальность темы, двух глав, пять параграфов, заключения и библиографического списка.
1. ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
1.1 Проблема подростковой преступности в современной России
Подросток - растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений.
В настоящее время общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет. Судим о ней поверхностно на основе лишь ярко бросающихся в глаза признаков. При этом ни педагоги, ни практические психологи, ни работники правоохранительных органов психологически не готовы к ее быстрым изменениям. А отсюда - серьезные упущения в профилактической работе. Рассмотрим основные характеристики подростково-юношеской преступности.
«Психологические особенности подростков» - И. С. Кон. Э. Эриксон (1902-1994). Особенности юношей с разными темпами пубертата. Общие для обоих полов физиологические основы подросткового возраста. Стенли Холл (1844-1924). Такая тема работы выбрана, так как: Особенности девушек с разными темпами пубертата. Теоретическая разработанность: Возможные варианты расширения темы:
«Жизнь подростков» - Научный руководитель: учитель обществознания Колоколова Лариса Климовна. Принятие свое внешности и умение эффективно владеть телом. Частое непонимание со стороны взрослых. Мальчики: Девушки. Сталкивается со взрослыми проблемами. Формируется характер, нужно поставить себя в обществе. Много проблем, соблазнов.
«Возрастные особенности подростков» - Возрастные рамки подросткового периода: Основные новообразования. Кризис 13 лет. Ведущая деятельность. Резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Основные особенности подросткового периода: Возрастные особенности подростков. Подростковый возраст (13 -16 лет).
«Опасность для подростков» - Риски, окружающие подростка: Письмо в редакцию. В современном обществе жизнь и здоровье людей постоянно подвергаются опасности. 3. Подростковый алкоголизм. И тебе нужно выбрать, друг, Свой путь – дорогу и в жизни подмогу. 4. Раннее сексуальное развитие. Еще резче ответы меняются, когда речь заходит о водке.
«Литература для подростков» - Прошли времена, когда читать среди молодежи было популярно. Мне приятны шелесты страниц. Захватывающий сюжет книги подчёркивает и то, что по самой книге сняты фильмы. Пусть читать я буду до утра, Очень сонным встречу я рассвет. Или Что читают дети? Век технологий не вытеснил чтения из жизни людей! Огромное влияние на литературные предпочтения подростков оказывают различные субкультуры.
«Беременность у подростков» - В России в настоящее время около 9,3 млн. девочек. Свыше 30% девочек имеют гинекологические заболевания. Самой природой каждой женщине предназначено быть матерью. Беременность по неведению. Познай себя, верь в свои силы и никогда не сдавайся! «Рискованное» поведение. Особенности взросления подростков.
Паспорт проекта
Наименование проекта |
«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» |
Основание для разработки |
Федеральный Закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с измен. от 13.01.2001г., 07.07.2003г., 29.06., 29.12.2004г., 01.12.2007г.); Федеральный Закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» Письмо КО Правительства СПб от 17.05.2005 г. Информационно-методическое письмо по совершенствованию работы органов управления и УО в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних Распоряжение КО Правительства СПб от 25.05.2005 г. №311-р «Об организации профилактической работы по выявлению и учёту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» |
Цель проекта |
Профилактика правонарушений несовершеннолетних |
Выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях возникновения асоциального поведения; Создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся путем взаимодействия и сотрудничества взрослых; Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с учащимися; Развитие творческих способностей и социальной активности школьников. |
|
Участники проекта |
Учащиеся, родители, педагоги, врачи, специалисты отдела профилактики, психологи Центра диагностики и консультирования, молодёжной политики, физической культуры и спорта. |
Ожидаемые результаты |
Стабилизация и, в дальнейшем, снижение количества правонарушений среди школьников. Увеличение числа шкльников, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни. |
Этапы реализации проекта |
Подготовительный: сентябрь 2014г.; Итоговый: май 2015г. |
Механизм реализации проекта |
Управление и контроль хода реализации проекта осуществляются Советом школы. Для реализации проекта по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий. |
Критерии оценки эффективности проекта |
1. Отсутствие подросткового правонарушения 2. Повышение у учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности. 3. Высокий уровень коммуникативной толерантности. 4. Сформированные навыки отказа от употребления ПАВ. |
Теоретическое обоснование проекта
Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности. В итоге у ребят появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей, которые порождает группы правонарушителей.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении обучающихся требует их социальной иммунизации, то есть обучения навыкам поведения, умению делать правильный выбор.
Характеристика преступности среди несовершеннолетних
(состояние и тенденции)
Преступность среди несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения.
Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели.
Наблюдается тенденция “омоложения” преступности среди несовершеннолетних, повышение криминальной активности детей младших возрастов. За 2003.- 2008 количество 14-15-летних подростков среди участников преступлений увеличилось более чем на 40%, причем нередко преступления совершаются несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности.
На настоящий момент имеется значительный рост преступности среди несовершеннолетних женского пола. За последние два года его темпы увеличились с 11 до 14%, количество девочек-подростков, состоящих на учете в милиции, достигло 50,6 тыс. Это таит в себе немалую общественную опасность. «Опасность не только в том, что совершаются... преступления, но и в том, что виновны в них именно девушки-подростки»
Отмечается рост преступлений, совершенных на почве пьянства, токсикомании и наркомании. Каждое пятое преступление совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Криминологическая характеристика личностных особенностей
несовершеннолетних преступников
Успех профилактической деятельности органов внутренних дел во многом зависит от того насколько всесторонне и глубоко изучена личность несовершеннолетнего преступника. Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника - возраст. Кроме хронологического возраста, различают психологический, педагогический и физический возраст.
Определяя возрастные особенности преступников, криминологи обычно делят несовершеннолетних на следующие группы: 14-15 лет - подростково-малолетняя, 16-17 лет - несовершеннолетние.
Криминологические, социологические и психологические особенности поведения контингента в возрастном интервале 14-17 лет свидетельствуют, что на поведение подростков указанной возрастной группы оказывают влияние как условия их жизни и воспитания в предшествующие годы, так и “молодые взрослые”. Отсюда следует вывод, что преступность несовершеннолетних следует рассматривать в контексте с правонарушениями лиц в возрасте до 14 лет и лиц старше 17 лет.
Статистические данные МВД РФ показывают, что более половины несовершеннолетних, совершивших преступления, относятся к возрастной категории 16-17 лет. Подростки 14-15 лет совершают 30-32% преступлений. Причем, удельный вес преступлений, совершаемых 14-15-летними подростками, из года в год растет примерно на 0,6-0,7%.
Среди несовершеннолетних преступников, преобладают лица мужского пола. Преобладание лиц мужского пола связано с психическими и психологическими особенностями пола, с исторически сложившимся различием поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью мужчин. Согласно статистике в общей массе несовершеннолетних, совершивших преступления, лица мужского пола составляют примерно 90%, девушки - около 9%. В последние годы наблюдается расширение круга и количества преступлений, которые совершают девочки-подростки и девушки.
Изучение несовершеннолетних, совершивших преступления по месту жительства, показывает, что доля городских жителей среди них составляет 75%, а сельской местности - 25 %. Указанные различия зависят от социально-экономических условий, а также от традиций и обычаев, исторически сложившихся в деревне и в городе.
Более значительная доля несовершеннолетних преступников связана с ослаблением социального контроля, нерациональным использованием свободного времени, специфическими трудностями в обеспечении принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Однако на современном этапе сводят на нет различия между городом и деревней. Происходит интенсивное внедрение городского образа жизни в деревни. В связи с этим наблюдается более быстрый рост сельской преступности по сравнению с городской, кроме того, все больше и больше селян совершают преступления в городе, что именуется “городской” преступностью.
С криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях, где постоянно присутствовали ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Каждого 8-10 рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники. Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс “заражения” подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.
Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном это - ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.
Особой является и проблема досуга. Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2-3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время согласно результатам отдельных исследований по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений. По данным тех же исследований, из числа подростков, имеющих 2-3 часа свободного времени, на учете в милиции состояло 18%, 5-7 часов - 53% ".
Рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения, которая сводится в основном к следующему:
Преобладание “детских” мотивов - совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т. п.;
Ситуативность мотивов;
Деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж;
Естественно, мотивационная сфера несовершеннолетних не остается неизменной. По мере взросления, накопления преступного опыта происходит сдвиг мотивации. Последний характеризуется исчезновением наивно-детских мотивов, возрастанием удельного веса мотивов, выражающих осознанный конфликт между правонарушителем и окружающими людьми, обществом.
Предупреждение преступности среди несовершеннолетних
органами внутренних дел
В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует множество субъектов. Особое место в этой системе отводится органам внутренних дел. Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:
1. Ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних.
2. Воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности.
3. Непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений.
4. Воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний.
Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся. Органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.
Хотелось бы отметить, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению.
Задача состоит, прежде всего, в снижении уровня преступности среди несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.
В решении этой и других задач важная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, применяемым в целях устранения причин и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних.
Эффективность такой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько данные меры базируются на положениях, разработанных криминологией, уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, психологией, педагогикой.
Механизм реализации проекта
Для реализации проекта «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» разработала программу «Будущее для всех»(приложение)
Оценка эффективности реализации проекта
1. В школе создана система работы по профилактике правонарушений среди учащихся
Создана нормативно-правовая база по профилактике правонарушений, методические рекомендации по организации профилактической работы;
Разработана программа по профилактике правонарушений среди учащихся;
2. Положительный сравнительный анализ состояния правонарушений среди несовершеннолетних
Сравнительный анализ
состояния правонарушений среди несовершеннолетних учащихся школы
Перспективы реализации проекта
Как видно из приведённых данных, при организации систематической работы можно добиться положительных результатов по вопросу профилактики подростковой преступности. Проект может быть адресован заместителям директоров по внеклассной работе, педагогам-психологам, социальным педагогам общеобразовательных школ как основа для разработки программ по профилактике детской преступности и безнадзорности.
Список использованной литературы:
1. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.
2. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М.,1992.
3. Жигарев Е.С. Административная деликатность несовершеннолетних: понятие, виды и профилактика. М.,1992.
4. Механизм преступного поведения. М., 1981.
5. Криминология: Учебник. М.,1992.
6. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М.,1992.
7. Бодалева А.А. В мире подростка. М.,1980.
8. Личность преступника. М.,1971.
9. Гурьева В.А. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.,1980.
10. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
11. Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.,1993.
12. Криминология и профилактика преступлений (Особенная часть). Учебное пособие. М., 1998.
13. Криминология (Учебное пособие). Зерцало – Теис. 1996
14. Ф.К.Рябыкин Криминология и предупреждение преступлений. Москва, 1993.
15. Комплект «Эксперт». Практика административной работы в школе.