Кто такая гера богиня чего. Богиня Гера: мифология Греции и Рима




Гера, известная у римлян как Юнона, была богиней брака. Она была одной из супруг Зевса. В греческой мифологии у Геры были два противоположных аспекта: ее торжественно почитали в ритуалах как могущественную богиню брака , и в то же время она была опорочена Гомером как мстительная, ревнивая и сварливая жена.

Гера - дочь Реи и Кроноса. Она была проглочена своим отцом вскоре после рождения, как и четверо ее братьев и сестер. Когда она освободилась из своего плена, она была уже юной девушкой. Гера выросла очаровательной богиней. Она привлекла внимание Зевса.

Чтобы добиться близости с невинной девушкой, Зевс превратил себя в маленькую трепещущую от холода птичку, над которой и склонилась Гера. Чтобы согреть ее, Гера поместила ее на свою грудь. Тогда Зевс сбросил обличье птички, вернулся в свой мужской облик и попытался силой овладеть ею. Эта попытка не удалась. Она сопротивлялась и он пообещал жениться на ней.

Когда медовый месяц закончился, Зевс вернулся к своему беспорядочному добрачному образу жизни. Снова и снова изменял ей, вызывая мстительную ревность у обманутой Геры. Ярость Геры устремлялась не на супруга, а на "другую женщину" и детей, зачатых от Зевса.

Женщина-Гера переносит обычно вину со своего супруга на других. Она реагирует на потерю и боль яростью и энергией , а не депрессией, что типично для Деметры и Персефоны. Мстительность позволяет ей чувствовать себя скорее сильной, чем отвергнутой.

У Геры было несколько детей. В отместку за рождение Афины Гера тоже решила стать единственным родителем сына. Она зачала Гефеста, бога огня и кузнечного мастерства. Когда он родился с изуродованной ступней - хилый и уродливый ребенок в отличие от совершенной Афины, - Гера отвергла его и сбросила с Олимпа.

Гера как архетип - сильное инстинктивное желание женщины быть женой. Женщина с сильным архетипом Геры ощущает пустоту в жизни без партнера. Ее страдания при существовании без супруга могут быть очень глубокими и болезненными. Такой женщине необходимы престиж, уважение, хорошая репутация, которые приносит ей брак. Она не хочет просто жить вместе. Она настаивает на формальном бракосочетании.

Архетип Геры обеспечивает способность создавать связь, быть преданной и верной, терпеть, поддерживать партнера в трудный для него период. Однажды выйдя замуж, такая женщина намеревается оставаться в этом положении "в здоровье и болезни, в богатстве и бедности".

Когда женщины выходят замуж без доминирующего архетипа Геры, что-то в семейной жизни дает осечку. Сознательное решение быть женой-Герой может усилить связь женщины с этим архетипом.

Если близкие отношения с неженатыми мужчинами препятствуют стать женой, женщине необходимо поменять тип мужчин, который ее обычно привлекал. Когда образ желаемого ею мужчины поменяется, тогда потребность Геры быть женой может осуществиться.

У Геры может быть 2 модели брака . Первая - когда юная Гера хранит в себе идеализированный образ брака и ищет его для себя как способ выйти из плохой семейной ситуации. Второй - при более счастливой семье - Гера видит в устойчивом браке своих родителей то, что хочет для себя самой.

Для Геры работа - это также вспомогательный аспект для того чтобы найти мужа. Женщина-Гера может быть очень хороша в том, что делает, и достигнуть признания и успеха. Однако, если она не замужем, все это не имеет для нее особого значения. На первый взгляд может казаться, будто Гера совмещает брак и карьеру: на самом же деле ее брак и есть ее карьера.

Геру привлекает компетентный, преуспевающий мужчина. Голодные художники, восприимчивые поэты и талантливые ученые не для нее. Часто женщина-Гера выходит замуж за сочетание незрелого, маленького мальчика, что может ее тронуть, и сильного бизнесмена. Эмоциональная незрелость такого мужчины является причиной поиска разнообразия и склонности к изменам.

Многие женщины-Геры не умеют определять сущность характера или понять схемы поведения других людей. Составляя мнение о людях, они руководствуются внешней стороной.

Для Геры сексуальность и замужество нераздельны. Поэтому она может оставаться девственницей до помолвки или брака. Пробуждение ее сексуальности зависит от мужа, поскольку у нее не было добрачного опыта. Если он этого не сделает, то половая близость будет восприниматься как долг перед мужем.

Гера часто предполагает, что она и ее муж изменятся благодаря браку. Но потом она может быть глубоко разочарована, ей покажется, что он обманул ее, как будто молчаливо обещал ей что-то, чего не предоставил. Однако, в действительности был виноват не он, а ее ожидание.

Такая женщина может со временем стать "сварливой ", понуждая его измениться. Замужняя Гера не способна расторгнуть неудачный брак . Она может превратиться в придирчивую, ворчливую, неудовлетворенную женщину, которая наполняется горечью и озлоблением.

Богиня Гера страдала больше, чем любая другая богиня, кроме Деметры (чье страдание было другого рода). Но она также мстительно преследовала других и поэтому была самой разрушительной среди всех богинь.

Женщины-Геры осуждают других женщин и наказывают их, обычно изгнанием из общества (и их детей тоже) за несоответствие нормам Геры. Такие женщины являются общественными арбитрами.

Поскольку Гера может выйти замуж за любого подходящего мужчину, с которым встречается, было бы лучше прежде, хорошо узнать поближе своего жениха. Однажды выйдя замуж, она будет зависеть от характера мужа и от его способности любить ее.

Гера может осознать свою схему поведения и понять, что пренебрегает другими сторонами самой себя, которые могли бы обогатить как ее собственную жизнь, и ее замужество.

Брак Геры может быть разрушен даже необоснованной ревностью Геры. Поэтому муж, зная такое качество жены должен научиться не давать ей повода.

Женщина-Гера должна решать, кому она доверяет - подозрительной Гере внутри себя или своему мужу. Чтобы развиваться, она должна научиться верить в поддержку и верность мужа.

Могущественная и властная, с ревнивым характером и жестокая богиня Гера – мифология Греции так описывает личность супруги и кровной сестры Зевса (Юпитера). В своей серебряной колеснице царица богов, источая божественный аромат спускается с - все в почтительном уважении и благоговении склоняются перед ней.

Богиня Гера в греческой мифологии

Древняя греческая история населяет гору Олимп пантеоном из 12 главных божеств, во главе с Зевсом-громовержцем. Его супруга богиня Гера, не менее важная, а порой и более влиятельная фигура, чем ее муж, стоящий у власти. Иногда, Гера совершает попытки свергнуть Зевса, за что бывает нещадно наказана. Богиня изворотлива и хитра, но крутой нрав не мешает ей быть любимицей людей и природы. Дочь титана Кроноса и Реи свято чтит брак и семейные традиции, покровительствует женщинам в замужестве, охраняет их в родах. Гера страдает от измен Зевса и насылает беды на его внебрачных детей и любовниц.

Как выглядит богиня Гера?

Гомер – известный древнегреческий поэт, написавший «Илиаду», описывает властительницу Олимпа как «волоокую» (с большими коровьими глазами) госпожу с длинными роскошными волосами. Гера богиня Древней Греции предстает в старинных изваяниях и фресках высокой, статной и закрывающей все туловище, кроме рук и шеи одежде. Поликлет, древнегреческий скульптор сотворил статую богини для храма в Аргосе – его величественная Гера-Юнона, считается величайшим шедевром в мировом искусстве.

Чем занималась богиня Гера?

Древний мир был погружен в состояние хаоса и беззакония. Полигамные отношения считались нормой жизни. Гера решила разрушить такой привычный для того времени ход существования вещей и учредила институт брака. Постепенно, моногамные отношения и ответственность мужчины за семью стали приоритетными у древних греков. На вершине Олимпа и в поднебесье много функций, за что отвечает богиня Гера:

  • покровительствует супружеским парам;
  • наказывает неверных мужей;
  • олицетворяет женское начало;
  • охраняет женщин в беременности, родах;
  • ответственная за природные явления, вместе с Зевсом богиня Греции Гера может метать молнии;
  • охранительница лунного и небесного света, Млечного пути;
  • плодородие земли зависит от ее милости.

Богиня Гера - атрибуты

Символы власти присущи всем божествам, каждый предмет может являться для современных исследователей подсказкой направления деятельности того или иного бога. Чем правила богиня Гера? Вместе с мужем громовержцем, древняя богиня Гера олицетворяла авторитетную власть и кроме правления на Олимпе учреждала общественный порядок на и земле, среди людей. Неизменные атрибуты и символы Геры:

  • покрывало – окутывает всю фигуру, символ целомудрия и верности в браке;
  • диадема – символ главенства среди других богинь;
  • серебряная колесница с золотыми спицами в колесах, запряжена двумя павлинами. В ней богиня объезжает свои владения и творит погоду;
  • скипетр с кукушкой – символ Зевса, вестница весны, любви;
  • лилии – по легенде, капли молока из грудей Геры упали на землю и расцвели замечательные цветы белоснежного цвета;
  • корова – символ плодородия и Великой Матери, с которой древние греки олицетворяли богиню.

Зевс и Гера

Богиня Гера, жена Зевса также является его родной сестрой. Мать Рея, зная о похотливом характере сына Зевса спрятала Геру на краю земли, у Океана. Воспитала ее морская нимфа Фетида. Зевс случайно увидел уже взрослую богиню и влюбился. Громовержец долго ухаживал за возлюбленной, но Гера была непреклонна. Тогда Зевс превратился в маленькую кукушку, которая замерзала от холода. Гера, прониклась жалостью к птице и положила ее себе на грудь, чтобы согреть, и тут Зевс вернул свое обличье. Богиню тронуло такое стремление ее завоевать.

Свадьба Геры и Зевса продолжалась несколько дней, все боги приносили им роскошные дары. , по древним преданиям длился 300 лет, в течение которых бог-громовержец был внимательным и верным супругом. Счастливая Гера родила Зевсу сына Ареса и дочерей Илифию и Гебу. Зевсу, ценителю женской красоты стало скучно в объятьях жены, и его природа соблазнителя, в том числе чужих жен - взяла верх. Гера, сгорая от ревности, мстила любовницам и пыталась убить внебрачных детей мужа.


Богиня Гера - мифы

Богиня Гера - греческая мифология рассказывает о ней в основном, как о ревнивице, которая пытается устранить своих соперниц и ссорится с Зевсом. Одна из историй повествует, как Зевс влюбился в нимфу Каллисто. Громовержец превратился в богиню охоты Артемиды и обманом завладел красавицей. Гера, богиня Древней Греции, превратила Каллисто в медведицу и хотела заставить ее сына убить мать по неведению. Зевс узнал о готовящейся мести и поместил нимфу вместе с сыном на небо в виде созвездий Большой и Малой медведиц.

Древнегреческая мифология во многом напоминает сказку - так здесь все интересно, загадочно, божества обладают сверхъестественными силами и способны на многое. Разобраться во всех их связях и отношениях очень непросто, однако мы сегодня попытаемся как можно подробнее описать верховную богиню, жену и сестру Зевса - Геру. Она является покровительницей браков, охраняет женщин во время родов. Но в то же время древнегреческая богиня Гера отличалась очень властным характером, ревнивостью и жестокостью. Какие мифы позволят узнать о ней больше?

Введение

Древнегреческая богиня Гера в античной мифологии представляет собой тот тип женщины, который по своим свойствам и качествам соответствует властелину неба - Зевсу. Ее «аналог» в древнеримской мифологии - Юнона. Греческая богиня Гера в первую очередь выступала охранительницей и покровительницей брака, семейных отношений, постановлений. Зевс же охранял общественные учреждения. До древних греков повсюду царила полигамия (многобрачие), именно они выступили за моногамию и ввели ее. Поэтому богиня Греции Гера олицетворяет собой протест против многобрачия и защищает моногамию.

Атрибуты богини

Если изучить произведения античных поэтов, то можно узнать, что в них богиня описывается как обладательница упрямого, гордого и сварливого характера. Искусство же ей всегда придает величественную и строгую красоту. Основной символ богини Геры - это покрывало. На древних изображениях оно полностью окутывало ее фигуру, а вот Фидий уже изобразил ее с откинутым назад атрибутом. Еще один неизменный символ богини Геры - это диадема. Также очень редко ее можно увидеть без таких атрибутов, как павлин и кукушка. Это высокая богиня со спокойными и размеренными движениями, у нее шикарные волосы и большие глаза.

Ссоры и ревность

Самая сильная и могущественная из всех богинь Олимпа - Гера. Богиня характер имеет властный и своенравный, но все же подчиняется своему супругу. Она часто вызывает у Зевса гнев, как правило, своей ревностью. Огромное количество древнегреческих мифов имеют в основе сюжеты о тех бедах, которые насылает греческая богиня Гера на любовниц Зевса, их родственников и детей. Например, на тот остров, где проживала Эгина, имеющая сына от Зевса, Гера наслала много ядовитых змей. Что она сделала прочим любовницам? Богиня Гера испепелила Семелу, прокляла Эхо. А еще она сделала обезумевшей Ино, Ламию превратила в чудовище, а Каллисто - в медведицу.

Гера и кукушка

Богиня Гера часто изображается со скипетром, на верхушке которого сидит кукушка. Что об этом рассказывает мифология? Оказывается, Зевс влюбился в нее, когда она была еще совсем юной. Однако гордая девушка не оказывала ему никаких знаков внимания, отвергала просьбы стать его супругой. Повелитель богов, желавший больше всего на свете стать мужем Геры, пошел на хитрость. Он превратился в кукушку. Затем Зевс сделал так, чтобы разыгралась сильнейшая буря. Весь мокрый, холодный и несчастный, он в облике птицы прилетел к богине, сел у ее ног, как бы умоляя о приюте и спасении. Богиня Гера, которой, как ни странно, было свойственно сострадание, подняла кукушку и прижала к своей груди, чтобы отогреть. Именно в этот момент Зевс стал самим собой, а девушка, тронутая таким необычным предложением, согласилась стать его супругой. Получается, птица на скипетре олицетворяет самого Зевса.

Как Зевс наказывал Геру

Мы уже упоминали о том, что богиня была чересчур ревнивой. Хоть она, согласно мифологии, покровительствует бракам, ее супружеская жизнь проходит в постоянных скандалах с Зевсом, который вынужден был ее останавливать и даже наказывать. Гера (богиня Древней Греции) гордится не только своими достоинствами, но и правами. Порой она предъявляет супругу такие высокие требования, которые он отказывается исполнять. Она ему часто противоречит, упрекает, но силой сделать ничего не может, потому старается проявить хитрость и изворотливость. Однажды она вступила в сговор с Посейдоном - они задумали лишить Зевса его верховной власти. Они даже смогли заключить его в оковы, но тут пришла на помощь Фетида, которая обратилась к страшному великану. Один его грозный вид заставил Геру одуматься и отказаться от своих замыслов. Зевс был настолько разгневан, что подвесил супругу между небом и землей на золотой цепи, а к ногам ее привесил огромную наковальню. На одной из многочисленных картин этот миф отобразил Корреджо.

Миф еще об одной хитрости богини

Когда была Троянская война, Гера (богиня Древней Греции) отчаянно поддерживала греков и была настроена против троянцев. Зевс запретил кому-либо из богов принимать участие в битве, а Гарган находился на вершине горы и строго следил за соблюдением этого приказа. Гера же, привыкшая идти наперекор Зевсу, решила помочь грекам, увидев, что Гектор из Трои побеждает их. Она обратилась к Афродите с просьбой дать ей на время пояс. Это была волшебная вещь, которая даровала неземную красоту той, на которой была надета. Гера надела пояс и пошла к Зевсу. Он, ничего не подозревая, принял все ее ласки, ведь ему было так странно видеть свою супругу столь пленительной и обаятельной. После этого он крепко заснул, а Гера помогла все же грекам в это время, и троянцы потерпели поражение. Когда Зевс проснулся и увидел все вокруг, он понял замысел жены и пригрозил уже знакомым ей наказанием. Однако это не имело смысла в той ситуации, ведь ничего уже нельзя было исправить.

Миф об Ио и Гере

Великой, могущественной и очень ревнивой была богиня Гера. Мифы, как мы и говорили, в основном построены именно на этой теме. И данная история не является исключением. Однажды Гера начала искать своего супруга, чтобы решить с ним крайне важный вопрос. Но, не найдя его на привычном месте, на Олимпе, она стала рассматривать землю и вдруг заметила там очень темное большое облако. Это показалось ей странным, богиня решила спуститься вниз и своими глазами увидеть, что же там происходит, рассеяв это облако. А на самом деле там находился Зевс, бегая за очень красивой Ио, которая была дочерью бога речки Инах. А облаком он себя окружил специально, чтобы с большой высоты его не заметила ревнивая Гера. Древняя богиня начала рассеивать облако, а Зевс, догадавшись, чьих рук это дело, превратил быстренько Ио в корову, чтобы супруга ни о чем не догадалась. Он сказал жене, что эта корова только что родилась, а он просто любуется ею. Богиня попросила подарить ей это животное. Зевс, не имея никаких оснований отказать в столь, казалось бы, ничтожном презенте, вынужден был сделать это.

Что дальше сделала Гера?

Богиня приказала Аргусу (стоокому великану) не спускать глаз с коровы и постоянно следить за ней. А тот, даже если и спал, то закрывал только два глаза, остальные же продолжали наблюдение. Античным творцам никак не удавалось полноценно отобразить этот миф, поэтому Аргуса они рисовали под видом старика, который пасет корову. Зевса возмутил такой беспрерывный надзор, ему было безумно жаль несчастную Ио. Он позвал к себе Меркурия и приказал тому убить великана.

Вмешательство Меркурия

Божество, вызванное своим повелителем для убийства Аргуса, спустилось на землю. Меркурий прихватил с собой особый жезл, обладающий свойством практически моментально усыплять. Он принял вид пастуха, который следит за стадом своих коз и великолепно играет на флейте. Аргус же обожал подобные музыкальные мотивы, они доставляли ему огромное удовольствие. Недолго думая, великан пригласил пастуха подсесть поближе к нему, уверяя, что лучше пастбища нигде нет, да и место здесь хорошее и тенистое. Меркурий, ясное дело, и не собирался отказываться от предложения. Он пересел поближе к страшному великану и продолжил играть. Меркурий заметил, что от столь приятной музыки Аргус начал дремать. И чтобы окончательно усыпить его, он воспользовался еще и жезлом. Все сто глаз бдительного охранника закрылись. А Меркурий, дабы довести дело до логического завершения, взял свой меч и отрубил голову великану. Узнав об этом, очень расстроилась Гера. Богиня собрала все глаза своего слуги и разместила их на хвосте и крыльях своего павлина. С тех пор эту птицу посвятили Гере, а глаза яркими пятнами сверкают на ней.

Что было дальше с Ио?

Если вы полагаете, что на этом миф закончился, то вы ошибаетесь. Неумолимая и ревнивая богиня Гера и не собиралась прекращать свои преследования. Напротив, она призвала к себе одну из Фурий и приказала ей постоянно жалить под видом слепня бедную Ио. Пытаясь скрыться от назойливого насекомого, Ио добралась до берегов Нила, где просто упала от потери сил и страшной усталости. Зевс не мог больше наблюдать за этим. Он обратился к своей супруге и просил ее пощадить девушку. Та, как ни странно, согласилась, но поставила условие - Ио никогда не должна была возвращаться в Грецию.

Дочери богини Геры

Всего у Геры было четверо детей - двое сыновей (Арес и Гефест) и две дочери (Илифия и Геба). Геба олицетворяла собой юность. Согласно мифам, она преподносила всем божествам чудесный нектар, благодаря которому те никогда не болели и не старели. Супругу Геракла изображали всегда юной девушкой, которая ласкает орла Зевса.

Илифия - богиня успешных и благоприятных родов. Согласно мифологии, она так и не потеряла девственность, а все свое время посвящала тому, что помогала принимать роды. Она была очень послушной и никогда не смела перечить своей матери. Гера, пользуясь абсолютным послушанием Илифии, часто использовала ее в своих целях как орудие мести. Например, когда пришло время появиться на свет малышу Латоны, которую преследовала ревнивая богиня, Илифия по приказу своей матери отправилась на вершину Олимпа. Там девушка провела девять ночей и дней, не давая родить Латоне. Ирида, богиня радуги, молила девушку о помощи, просила спуститься и смилостивиться над бедной женщиной. Илифию тронули эти мольбы, и она помогла Латоне. В результате на свет появились Аполлон и Артемида.

Заключение

Напоследок мы отметим еще несколько фактов об этой своенравной, ревнивой, но в то же время помогающей многим богине. Так, она раз в год обязательно отправлялась к источнику Канаф, чтобы искупаться там и снова стать девой. Она помогла Ясону, когда тот организовал поход на аргонавтов, а на Одиссея наслала ветра с помощью Эола. Упоминается также в источниках о боге с именем Иксион, который был страстно влюблен в Геру. Он даже пытался ею овладеть. Зевсу же такие попытки не понравились, а потому он создал облако, которое приняло облик его жены, и подсунул бедному влюбленному. В результате такого союза на свет появилось целое поколение кентавров. Вот с этими мифами и историями связано имя такой древнегреческой богини, как Гера.

Гера Гера

(Ηρα, Juno). Сестра и супруга Зевса, царица неба, дочь Кроноса и Реи. Она считалась богиней-покровительницей женщин, покровительницей браков и родов. Гомер изображает ее упрямой, ревнивой и сварливой женщиной. Она ненавидела Париса за его суд, а потому во время Троянской войны была на стороне греков. Ее священной птицей был павлин, и главным местом поклонения ей был Аргос. Римляне отождествляли с Герой свою богиню Юнону.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕРА

(Ήρα) в греческой мифологии супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453 след.). Её имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». Брак Г. с братом - рудимент древней кровнородственной семьи. Вместе с остальными детьми Кроноса Г. была проглочена им, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Г. у своих родителей, Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Г. примиряла их в супружеских ссорах (Hom. II. XIV 301-306). Г. была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса (Hes. Theog. 921). Однако задолго до их брака у Г. с Зевсом была тайная связь, при этом активную роль играла именно Г. (Hom. II. XIV 295 след.). Супружество Г. определило её верховную власть над другими олимпийскими богинями. Но в этом образе усматриваются черты великого женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, гнев. Г. преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна её ненависть к Гераклу - сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Г. стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса (Eur. Bacch. 1-42; 88-98). Разгневавшись на Тиресия, она наказывает его слепотой (по другой версии, это делает Афина) (Apollod. Ill 6, 7), насылает безумие на дочерей царя Пройта, на Ино, бросившуюся в море (I 9, 2). В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Г. рождает без супруга Гефеста (Hes. Theog. 927 след.). Однако эта её матриархальная самостоятельность заканчивается неудачей, т. к. Гефест страшен и уродлив. В гневе Г. сбрасывает его с Олимпа (Hymn. Hom. II 138- 140), откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Г., которую он хитроумно приковал к трону (Hyg. Fab. 166).
Древняя связь Г. с хтоническими силами сказалась в том, что она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона (Hymn. Hom. II 154-174; по другой версии, Тифон - порождение Геи и Тартара) с пятьюдесятью головами, которое было уничтожено молниями Зевса (Hes. Theog. 853-859). К древним функциям Г. относится её помощь женщинам во время родов. Она - мать богини родов Илифии, которую подослала, чтобы ускорить роды Никиппы, соперницы Алкмены, родившей ничтожного Эврчсфея, и умышленно задержала роды Алкмены, т. е. рождение Геракла. Однако этот её поступок привёл к неожиданным последствиям: Геракл, вынужденный служить Эврисфею, совершил благодаря этому свои великие подвиги (Hom. Н. XIX 95-133) и даже Г. в конце концов должна была с ним примириться, отдав ему (уже на Олимпе) в жёны свою дочь Гебу.
Архаичность Г. сказывается также в том, что её сыном считается Арес - один из самых кровавых и стихийных богов. Известен деревянный фетиш Г. на острове Самоc (Clem. Alex. Protr. IV 46). На зооморфное прошлое Г. указывает её эпитет у Гомера (Hom. Il. I 568 след.) и Нонна Панополитанского (Nonn. Dion. 47, 711) - «волоокая», приносимые ей в жертву коровы (Sen. Agam. 352), почитание Г. в Аргосе (Eur. El. 171 след.) в виде коровы. Однако Г. прочно вошла в систему героической мифологии и притом искони греческой, поэтому она - покровительница героев и городов. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону (Apoll. Rhod. Ill 55-75); в Троянской войне она - ярая защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в спорах трёх богинь (Г., Афродиты, Афины). Она идёт даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам. Эта знаменитая любовная сцена Г. и Зевса на одной из вершин Иды (Гаргар) среди благоухающих цветов и трав (Hom. Н. XIV 341-352) есть несомненный аналог древнего крито-микенского «священного брака» Г. и Зевса, который торжественно справлялся в городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества. Культ Г. был распространён на материке (особенно в Микенах, Аргосе - храм Герайон, Олимпии) (Paus. V 16, 2) и островах (на Самосе, где был храм Г. Самосской и её древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак» Г. и Зевса). В римской мифологии Г. отождествляется с Юноной.

Лит.: К1inz A., Ίερος γάμος, Halle, 1933; Pestallozza U., Βοώπις πότνια Ηρη, «Athenaeum», Pavia, 1939, fasc 2-3. p. 105-37; Potscher W., Hera und Heros, "Rheinisches Museum"., 1961, Bd 104, № 4; его же, Der Name der Göttin Нега, там же, 1965, Bd 108, № 4.
А. А. Тахо-Годи.

Среди античных скульптур Г.: « Г. Фарнезе» (копия греческого оригинала 5 в. до н.э.). На ряде рельефов (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, восточный фриз Парфенона) Г. изображена рядом с Зевсом; свадьба Г. и Зевса - на метопе храма Г. в Селинунте. В вазописи - сюжеты мифа о Г. в сценах с Ио, «суде Париса» и др. В европейском изобразительном искусстве Г. появляется главным образом в сценах из мифов о Геракле, Ио и Парисе. Среди других сюжетов: «Юнона украшает перо павлина оком Аргуса» (X. Голциус, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. Блумарт, Н. Пуссен и др.), «Юнона просит у Венеры её пояс» (А. Куапель, Дж. Рейнолдс), «Юпитер и Юнона» (X. Голциус, Аннибале Карраччи, А. Куапель и др.), «жертвоприношение Юноне» (П. Ластман, Дж. Б. Тьеполо). Как покровительница брака она выступает в картине Рубенса «Генрих IV получает портрет Марии Медичи», как подательница изобилия - в садовой пластике эпохи барокко. Среди музыкально-драматических произведений 17-19 вв.: «Умиротворённая Юнона» И. И. Фукса и др. оперы, кантаты «Новое состязание Юноны и Паллады» Дж. Б. Бонончини и «Юнона и Паллада» С. Майра.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Гера

Царица богов, богиня воздуха, покровительница семьи и брака. Дочь Кроноса и Реи. Сестра и жена Зевса. Отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Ей соответствует римская Юнона. Мать Аполлона (Феба), Ареса, Афины, Гебы, Гефеста, Илифии.

// Якопо АМИГОНИ: Юнона получает голову Аргуса // Питер Пауэл РУБЕНС: Суд Париса // Джовани Батиста ТЬЕПОЛО: Юнона и Луна // Н.А. Кун: ГЕРА // Н.А. Кун: ИО // Н.А. Кун: ГЕРА И АФИНА У АФРОДИТЫ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГЕРА

Великая богиня Гера (1), жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка.

Великую богиню Геру, после того как ее и ее братьев и сестер изверг из своих уст побежденный Зевсом Кров, мать ее Рея отнесла на край земли к седому Океану; там воспитала Геру Фетида. Гера долго жила вдали от Олимпа, в тиши и покое. Великий громовержец Зевс увидал ее, полюбил и похитил у Фетиды. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Ирида и хариты облекли Геру в роскошные одежды, и она сияла своей юной, величественной красотой среди сонма богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с великим царем богов и людей Зевсом. Все боги подносили дары повелительнице Гере, а богиня Земля-Гея вырастила из недр своих в дар Гере дивную яблоню с золотыми плодами. Все в природе славило царицу Геру и царя Зевса.

Гера царит на высоком Олимпе. Повелевает она, как и муж ее Зевс, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури.

Прекрасна великая Гера, волоокая, лилейнорукая, из-под венца ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее очи. Боги чтут Геру, чтит ее и муж, тучегонитель Зевс, и часто советуется с ней. Но нередки и ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает Гера Зевсу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене наказаниями. Умолкает тогда Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как подверг ее Зевс бичеванию, как сковал золотыми цепями и повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелый наковальни.

Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется пред ней, великой царицей Олимпа.

(1) Гера (у римлян Юнона) - богиня неба, покровительница брака, охранительница матери во время родов; особо почиталась в Спарте, Коринфе, в Олимпии и в Аргосе, где находился знаменитый храм. В мифах о Гере отразилось и положение женщины в Греции. Как греческая женщина не пользовалась равноправием с мужчиной и в значительной мере находилась в подчинении у мужа, так и Гера находится в подчинении у своего мужа Зевса. В культе Геры сохранились следы тотемизма; мы имеем сведения, что ее иногда изображали, например, с головой лошади. Уже это указывает на то, что Гера - одна из древнейших богинь Греции.

(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)

Известняк.
Около 600 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Фрагмент фрески из дома Трагического поэта в Помпеях.
50—79.
Неаполь.
Национальный музей.

Фрагмент росписи белофонного килика.
Середина V в. до н. э.
Мюнхен.
Музей античного прикладного искусства.





Синонимы :

Смотреть что такое "Гера" в других словарях:

    Герань, и … Русское словесное ударение

    Гера - Гера. Фрагмент фрески из дома Трагического поэта в Помпеях: Гера и Ирида. 50 79. Национальный музей. Неаполь. Гера. Фрагмент фрески из дома Трагического поэта в Помпеях: Гера и Ирида. 50 79. Национальный музей. Неаполь. Гера в мифах древних… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (греч. Hera). У греков, царица богов, жена Зевса (то же, что у римлян Юнона), покровительница браков и родов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕРА в греч. миф. дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга… … Словарь иностранных слов русского языка

    В мифах древних греков сестра и супруга Зевса, верховная олимпийская богиня. Её имя, возможно, означает охранительница, госпожа. Как блюстительница брачных устоев Гера преследовала незаконные связи Зевса. Известна её ненависть к Гераклу сыну… … Исторический словарь

    Ы, жен. Заимств.Производные: Герка.Происхождение: (В античной мифологии: Гера богиня брака и супружеской любви, покровительница женщин.) Словарь личных имён. Гера ы, ж. Заимств. Производные: Герка. [В античной мифологии: Гера богиня брака и… … Словарь личных имен

    - (Нега) старшая дочь Кроноса и Реи, воспитанная в доме Океана иТефии, сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому сказанию,300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своеюсупругою и царицею богов. Зевс чтит ее высоко и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Юнона Словарь русских синонимов. гера сущ., кол во синонимов: 10 астероид (579) … Словарь синонимов

Громовержца, главного бога Олимпа. Ее oбычнo изoбрaжaют сo скипетрoм, диaдемoй, кoрoвoй или пaвлинoм. Онa принеслa Зевсу мнoгo детей, включaя , хoтя Зевс еще и любил пoгулять нa стoрoне. Онa нaкaзывaлa свoих сoперниц и их детей и дaже Зевс пoрoй бoялся ее гневa. Она предстaвляет идеaл мaтеринствa, будучи прекрaснoй, стaтнoй и oчень умнoй.

Величавая, царственная, прекрасная Гера была богиней брака. Считается, что ее имя означает "Великая госпожа", женская форма греческого слова hero. Греческие поэты при обращении называли ее "волоокой" – комплимент ее огромным и прекрасным глазам. Ее символами были корова, Млечный Путь, лилия и павлин с переливчатым пышным хвостом, глаза которого символизировали бдительность Геры. Священная корова была образом, долгое время связанным с Великой Матерью – кормилицей, обеспечивающей всех пищей. А Млечный Путь – наша галактика (от греческого слова гала, "молоко матери") – отражает более древнее, чем культ олимпийцев, верование, что Млечный Путь явился из грудей Великой Богини – Царицы Небес. Затем это стало частью мифологии Геры: когда молоко било струей из ее грудей, образовался Млечный Путь. Капли его, падавшие на землю, стали лилиями – цветами, символизировавшими другое доэллинское верование в самооплодотворяющую силу женских половых органов. Символы Геры (и ее конфликты с Зевсом) отражают власть, которой она когда-то обладала как Великая Богиня, чей культ предшествовал Зевсу. В греческой мифологии у Геры были два противоположных аспекта: ее торжественно почитали в ритуалах как могущественную богиню брака, и в то же время она была опорочена Гомером как мстительная, вздорная, ревнивая и сварливая баба.

Вообще, у тех, кто читал Гомера (в независимости от того, на чьей стороне они были — эхейцев или троянцов), Гера из всех богинь вызывает самые неприятные чувства. Ее смело можно назвать одной из главных причин войны — средства мести оскобленной и злой бабы. Во время оной Гера всячески подзуживала Зевса и других богов, делая войну все более несправедливой (на стороне греков, как мы помним, был перевес как касательно героев, так и сочувствующих и прямо помогающих данайцам богов).

У римлян Гера была известна как Юнона, причем интересно, что все те же качества она сохранила (вспомним, как Юнона ненавидела Энея — героя, сбежавшего из Трои после ее гибели; правда, тут еще примешивалась элементарная ревность к Венере, чьим сыном и был Эней).

Генеалогия богини Геры

Гера Волоокая — дитя Реи и Кроноса. Она была проглочена своим отцом вскоре после рождения, как и четверо ее братьев и сестер. Когда она освободилась из своего плена, она была уже юной девушкой, которая была отдана на попечение родителям ее матери, двум божествам природы, Океану и Тифеиде, которые воспитывали ее на краю света, став ей прекрасными и любящими родителями.

Гера выросла очаровательной богиней. Она привлекла внимание Зевса, который к тому времени победил Кроноса и титанов и стал верховным богом Олимпа. (Не важно, что он был ее братом, – у олимпийцев свои собственные правила или отсутствие их, когда дело касается близких отношений.) Чтобы добиться близости с невинной девушкой, Зевс превратил себя в маленькую трепещущую от холода птичку, над которой и склонилась Гера. Чтобы согреть замерзшее создание, Гера поместила ее на свою грудь. Тогда Зевс сбросил обличье птички, вернулся в свой мужской облик и попытался силой овладеть ею. Его усилия не увенчались успехом. Она сопротивлялась его любовным домоганиям, пока он не пообещал жениться на ней. Медовый месяц, как гласит миф, продолжался триста лет.

Когда медовый месяц закончился, он действительно закончился. Зевс вернулся к своему беспорядочному добрачному образу жизни (у него было шесть жен* и множество отпрысков до того, как он женился на Гере). Снова и снова изменял ей Зевс, вызывая мстительную ревность у обманутой Геры. Ярость Геры устремлялась не на ее неверного супруга, а на "другую женщину" (которая чаще всего была соблазнена, изнасилована или обманута Зевсом), на детей, зачатых от Зевса, или на невинных свидетелей.

Гневный нрaв Геры был известен, oсoбеннo прoтив рaзличных внебрaчных любoвниц Зевсa и их детей. Онa брoсилa змей в кoлыбель Герaклa, пoслaлa стoглaзoгo великaнa, чтoбы нaблюдaть зa Иo и пытaлaсь предoтврaтить рoждение Aфины и Aртемиды. В кaчестве нaкaзaния зa безумие, кoтoрoе oнa нaслaлa безумие нa Герaклa, тaк чтo oн убил свoих рoдителей, Зевс прикoвaл Геру к Олимпу с нaкoвaльнями, привязaнными к кoленям.