По теме личные местоимения. Разряды местоимений в русском языке




Тема: Личные местоимения. 4 класс

Цель: На основе наблюдений учащихся вывести понятие новой части речи- местоимение.

Задачи:

Познакомиться с личными местоимениями;

Наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте;

Формирование умения распознавать личные местоимения и правильно их употреблять в речи.

Развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

Развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитание навыка самостоятельности;

Формирование чувства языка;

Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

Ход урока

1.Организационный момент

Сегодня урок мне хотелось бы начать с одной восточной мудрости.

«Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал хитрый вопрос. Он поймал бабочку, спрятал её в кулаке и спросил: « Живая она, или мёртвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму руку и она умрёт. Если скажет: «Мёртвая» - выпущу, она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мёртвая? Ответил: « Всё в твоих руках».

Ребята и успех нашего урока тоже в ваших руках. Желаю вам удачи на уроке.

2. Словарная работа

Приготовьте ручку и простой карандаш.

г.р.зонт, а(л,лл)ея, пр.красный, з.вод, еж.вика, ж.лтый, тр.(л,лл)ейбус, а.тобус.

(после написания каждого слова, дети сверяют с образцом на экране)

Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку. Молодцы.

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы составите самостоятельно, соединив первые буквы имен существительных в данной группе слов.

Какое слово получилось? (ГАЗЕТА)

Назовите ударную гласную, безударную гласную. Прочитаем слово все вместе. Запишите это слово.

Подумайте, что обозначает слово ГАЗЕТА.

В этимологическом словаре написано, что слово ГАЗЕТА произошло От итальянского gazzetta буквально "(маленькая) сорока, болтунья". Также венецианское gazeta - название старинной венецианской монеты, которую платили за газету, издававшуюся в Венеции в середине XVI века,

а в толковом словаре Ожегова ГАЗЕТА- это печатное периодическое издание, в котором публикуются новости о самых разнообразных событиях текущей жизни.….

К какой части речи относится это слово? Назовите морфологические признаки слова. (им.существительное, неодушевленное, ж.р., ед.ч.) КАКИХ ПРИЗНАКОВ НЕ ХВАТАЕТ?

Ребята, где издается газета? (в издательстве, редакции)

Кто является главным человеком в редакции, который проверяет и исправляет ошибки в материалах для публикации? (редактор)

Правильно, РЕДАКТОР – это лицо, которое редактирует что-нибудь, редактировать значит проверять и исправлять при подготовке к печати.

Составьте предложение со словом редактор и газета

(Редактор проверил статью для газеты).

Выполнить синтаксический разбор предложения

3. Постановка и решение проблемной ситуации.

Сегодня мы с вами попробуем побывать в роли редактора.

А вот и первый материал, который нужно отредактировать. Это стихотворение Е.Н.Леоновича (один ученик читает)

Утром так заведено,

Разомкнешь ресницы

И к тебе идет ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет – ОН придет,

Тоненький, смущённый,

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной…

Срок прошел-плывет ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

Какие слова отгадки спрятались под словами-указателями он, оно, она?

(МЕСЯЦ, СОЛНЦЕ, ЛУНА)

К какой части речи они относятся? (к им.существительному)

Значит слова ОН, ОНО, ОНА заняли место имени существительного!

Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи, к которой относятся слова-указатели ОН, ОНО,ОНА? (местоимение)

4. Сообщение темы и постановка целей:

Кто догадался, с какой частью речи мы будем работать?

А точнее: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

- Какие бы вы поставили перед собой задачи, исходя из темы урока?

1) познакомиться с личными местоимениями;

2) узнавать личные местоимения на слух и в тексте;

3) знать на какие вопросы отвечает;

4) сравнить личные местоимения и имена существительные;

5) подумать, для чего нам нужны местоимения в речи.

Все в ваших руках. Пожелаем друг другу удачи в решении поставленных задач!

Так что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи)

Какую часть речи заменяет местоимение? (Местоимение заменяет имя существительное)

5. Открытие нового

5.1 - Не случайно, в начале урока я сказала, что мы сегодня редакторы. И теперь нам предстоит разобраться с определенной группой местоимений, но для этого необходимо ответить на вопросы:

Когда вы начинаете разговор, как называете себя? (Я). Запишите.

Когда обращаетесь к товарищу не по имени? (ТЫ). Запишите.

Как бы вы назвали себя и товарища одним словом? (МЫ). Запишите.

Как бы вы обратились к группе детей? (ВЫ). Запишите.

А как вы обратитесь ко мне? (Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение ВЫ может указывать и на одно лицо и тогда оно будет писаться с большой буквы. Запишите – Вы.

Когда разговор идет о мальчике, то мы говорим… (ОН), о девочке … (ОНА), а если о ребятах…(ОНИ).

А каким словом заменить слово ЖИВОТНОЕ? (ОНО)

Итак, что мы записали. (Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО)

- Местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО- называют личными. Они указывают на лицо или лица.

5.2 Актуализация знаний.

Раз мы с вами редакторы, значит должны знать, что Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков.

Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое

удобство, так как экономят время). Они - как запасные игроки на футболе, как

дублёры в театре.

Чтобы легче запомнить личные местоимения, я предлагаю прочитать стихотворение:

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Уч-ся (хором читают стих)

- С какой задачей урока мы справились? (с первой)

Теперь я проверю, как вы их запомнили. Хлопните в ладоши если услышите личные местоимения:

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Посмотрите, какая красота! Разве поднимется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

5.3 Сравнение местоимения и им.существительного.

Ребята, к этой иллюстрации еще есть текст. Так как мы редакторы, то не можем оставить данный текст непрочитанным.

Антон купил букет роз. Антон подарил цветы маме.

Что не так в этих предложениях? (Повторяется слово АНТОН)

Как это исправить? (заменить личным местоимением ОН)

Прочитайте теперь правильно предложения.

Антон купил букет роз. Он подарил цветы маме.

5.4 Работа в тетради.

На какой вопрос отвечает существительное АНТОН? (Кто?). Запишите это предложение с вопросом. Подчеркните существительное.

(Кто?) Антон купил букет роз.

На какой вопрос отвечает личное местоимение ОН? (Кто?). Запишите это предложение с вопросом. Подчеркните местоимение.

(Кто?) Он подарил цветы маме.

- Какой вывод отсюда следует? (Личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные)

Существительное АНТОН называет лицо? (Да)

А личное местоимение ОН? (Нет, только указывает)

Посмотрите, справились мы с третьей задачей урока? (Читают задачу)

Чем похожи личные местоимения и имена существительные? (Отвечают на одни и те же вопросы)

Чем отличаются личное местоимение от имени существительного? (Имя существительное называет предмет, а местоимение указывает на предмет, не называя его).

С какой задачей урока мы справились?

6. Применение новых знаний на практике.

6.1 Работа с текстом

Вот теперь я уверена, что вы готовы к самому ответственному заданию.

Сейчас вы будете работать в группах-редакциях: один будет главным редактором, другие – помощники главного редактора. Не забываем, что каждый в группе имеет право голоса, а главный редактор в группе решает, чей ответ принять.

Задание на карточках, которые лежат у вас на парте(см приложение)

Самопроверка

6.2. «Найди лишнее»

Вы знаете, что редактор должен уметь видеть в тексте лишнюю, ненужную информацию. И сейчас, я проверю, сможете ли вы найти «четвертый лишний»

Работать будем в группах. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты (предлог)

Но, оно, она, они (союз)

Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)

Он, она, они, оно (мн.ч.)

Проверяем работу.(Каждая пара читает по строчке, называет лишнее слово и объясняет почему)

МОЛОДЦЫ!

7. Итог урока

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования

Конспект урока по русскому языку

на тему:

«Личные местоимения»

Подготовила студентка 3 курса

факультета дошкольного и начального образования

Мирошниченко Алина Андреевна

Армавир, 2017

Тема : «Личные местоимения (общее представление)»

Тип урока : урок «открытия» новых знаний

Цель урока : познакомить с новым языковым понятием - местоимение

Задачи урока :

Ознакомление учащихся с новой частью речи - местоимение.

Формирование представления о роли местоимений в речи.

Повторение и обобщение знаний об уже известной части речи - имени существительном.

Развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи.

Ожидаемые результаты :

Предметные:

Распознавать местоимения среди других слов в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные:

Познавательные : обучающийся научится:

выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;

работать с информацией в учебнике;

работать с моделями;

осуществлять сравнение, анализ, обобщать;

выдвигать гипотезы, рассуждать.

Регулятивные : обучающийся научится:

удерживать учебную задачу;

составлять план действий;

осуществлять контроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные :

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

допускать возможность существования разных точек зрения.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке

формирование положительного отношения к предмету - русский язык.

Основные понятия : местоимение, имя существительное.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс Л.Ф. Климанова, мультимедиа (презентация, проектор), рабочие тетради, ручки, карандаши, листочки для самооценки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну тайн попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Тайну нашу отгадай.

Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой.

Каким бы вы хотели видеть этот урок?

Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с ними!

Приветствуют учителя.

Эмоциональный настрой на урок.

Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами!

Слайд 1 .

Формирование понятия с опорой на ранее изученное

Цель : познакомить учащихся с новым понятием и его признаками

1.1. Постановка УЗ путем создания проблемной ситуации с целью мотивации изучения нового ЯП

1.1. Ребята, посмотрите на доску.

Перед вами словарные слова, вставьте пропущенную букву и выделите орфограммы. Определите часть речи.

Громный, г..зета, ..сина, г..лубой, в..лшебный, р..исун..к, ..рех, д..рога

Теперь возьмите карандаши, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его.

Хорошо, молодцы! Среди словарных слов спряталось новое слово, узнать вы его сможете, соединив первые буквы имен существительных.

Какое получилось слово?

Запишем его с комментированием.

Подумайте над лексическим значением этого слова.

Давайте назовем грамматические признаки слова город

Что такое имя существительное?

Как вы определили род слова город?

Молодцы!

Давным-давно существовал город, где люди забыли свои имена, имена детей и родителей. И от этого очень страдали. Но однажды в этот город попал добрый мудрец. Люди бросились ему навстречу, поведав о своем горе.

Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу. А пока я даю вам другие слова, вместо названий и имен, которые вы забыли. Каждый из вас о себе будет говорить - .. ; если вас много, скажите .. .., а к взрослому человеку- .. . .. или...; если их много - ... А пока прощайте!

- Вам понравился рассказ?

записывают словарные слова, вставляют пропущенную букву, графически обозначают орфограмму, определяют часть речи.

Проверяют друг друга.

Получилось слово город.

Записывают слово и комментируют.

- Город - населенный пункт, место жительства людей.

- Город (что?) - сущ., неодуш., м. р., ед. ч., И.п.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?

Чтобы определить род, нужно использовать слова помощники: он мой, она моя, оно мое.

В данном случае мы подставляли он мой - город м.р.

Слушают рассказ

Нет, было не понятно, какие имена дал мудрец людям.

Слайд 2

1.2. Коллективное решение поставленной УЗ путем языкового анализа языковых единиц с целью выделения существенных признаков

1.2 . - Давайте прочитаем еще раз, ту часть, где мудрец раздавал имена и отредактируем.

Что получилось?

Скажите, теперь вам нравится рассказ?

Какие слова дал людям мудрец?

Что это за слова?

Давайте начертим схему-правило.

Ребята, скажите, что объединяет, все новые слова?

Догадались, как они называются?

Хорошо, впишите название в схему.

А что за особенность у них?

Запишите под первой стрелкой.

Если они указывают на лицо, которое участвует в речи, то как можно назвать такие местоимения?

Скажите, они указывают только на людей, которые участвуют в речи?

А если я укажу на цветок и скажу: «Он очень красивый»

Какой признак мы должны записать?

Хорошо, запишите его.

Читают отрывок

Каждый из вас о себе будет говорить - Я ; если вас много, скажите МЫ . Обращаясь к своему товарищу, говорите ТЫ, а к взрослому человеку - ВЫ . Рассказывая о своем друге или подруге, говорите ОН или ОНА; если их много - ОНИ. А пока прощайте!

Да, теперь понятно

Я, мы, ты, вы, она, она, они.

Мы не знаем/ мы не знаем

Эти слова стоят вместо имен людей. Занимают место имени существительного

Местоимение

Они указывают на людей, которые участвуют в речи, но не называют их имени.

Личные местоимения

Еще они указывают на предметы.

Слайд 3

К доске выходит ученик и рисует модель нового языкового понятия: поясняя, что прямоугольник - это новое неизвестное понятие, а стрелочки-признаки.

Заполняется схема

Местоимение

Слова,которые

указывают на

лицо или предмет,

не называя его

1.3. Обобщение существенных признаков с целью систематизации нового знания

1.3. Давайте обратимся к нашей схеме и составим правило.

Кто сможет его составить?

Все согласны с определением?

Кто еще хочет рассказать его?

А теперь, давайте все вместе проговорим определение.

Местоимение - это слова,которые указывают на

лицо или предмет, не называя его

Да

(говорят все вместе)

1.4. Работа с термином в учебнике с целью сравнения полученного определения с определением, которое вывели дети

1.4. Замечательно. А как вы думаете, согласен ли автор учебника с нами? Давайте откроим свои учебники на стр. 47 и прочитаем определение.

Кто прочитаем его?

Сравните его с нашим определение.

Давайте добавим это к нашей схеме.

Составьте, опираясь на схему определение.

Кто еще может рассказать?

Какие вы молодцы!

Сейчас мы проверим, как вы усвоили это правило. Я приготовила небольшой тест. Откройте свои блокноты и записывайте ответы. Внимание на доску.

1.С какой частью речи мы познакомились?

2. Перечислите местоимения

3. .Вместо какой части речи употребляются личные местоимения?

А) вместо глаголов

В) вместо имён прилагательных

4. На что указывают местоимения?

А) на падеж

Б) на род

В) на предмет или лицо

5. Что не является местоимением?

А) они Б) мы В) от

6. Каким местоимением можно заменить в предложении слова женщина, птица, погода?

А) она Б) оно В) он

Ответы:

Местоимение

я, ты, вы, он, она, они

Б) вместо имён существительных

В) на предмет или лицо

В) от

А) она

Теперь поднимите руки, у кого всё верно. У кого есть ошибки - не расстраивайтесь, мы ведь только учимся.

Читают определение:

Слова я, ты, вы, он, она, они называются местоимениями. Эти слова указывают на предмет или лицо, не называя его. Местоимение - самостоятельная часть речи.

Оно такое же, как дали мы. Но в нем еще говорится что « Местоимение - самостоятельная часть речи».

(Учащиеся рассказывают правило)

Местоимение

я, ты, вы, он, она, они

Б) вместо имён существительных

В) на предмет или лицо

В) от

А) она

Работа в учебнике на стр.47 (чтение правила)

Слайд 4

Слайд 5-7

На слайдах викторина на выявление знаний о новом понятии с вариантами ответов.

II .Первичное закрепление

Цель : проверка усвоения полученных знаний

2.1. Конкретизация изученного материала с целью проверки знаний на практике

Физминутка:

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклоны в стороны.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

2.1. Выпишите из стихотворения местоимения.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он , и я , и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

-Давайте проверим.
2. Запишите предложения, употребляя местоимения в скобках в нужном падеже.
1)Я приготовил подарки для (ты, вы, он,она,они).
2)Мы собрались в гости к (ты, вы, он,она,они).
3)Мы учимся с (ты, вы, он,она,они).
4)Я побежал за (ты, вы, он,она,они).
5)Мы заботимся о (тебе,вас, он,она,они).

3. Добавьте недостающие местоимения.

1 вариант. Сделаем вместе, а второй сделаете сами.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Обменяйтесь с соседом по партии и проверьте.

4. И последнее задание, вам нужно разделиться на группы и составить рассказ по картинке. Используя вместо существительных местоимения.

Давайте проверим, что получилось?

Выполняют физкультминутку

Читают стихотворение и выписывают местоимения.

Я, ты, он, я, мы, я, ты, мы

Я приготовил подарки для (кого?) тебя, вас, него, нее, них

Мы собирались в гости к (Кому?) тебе, вам, ней, нему, ним

И т.д. (по очереди проверяем)

1 Вариант

Я нарисую ёлочку. А ты что будешь рисовать? Когда он приедет? Завтра мы пойдём на речку. Кого вы ждёте? Почему они улетают?

Проверяют друг друга.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

2.2. Подведение итогов и рефлексия

Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что вы всегда будете дружить с местоимениями. За урок вы стали мудрее и ответите на вопросы.

Что мы сегодня изучали на уроке?

Почему эта часть речи получила такое название?

Посмотрите на слайд и оцените свою работу по плану.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Скажите, какое у вас настроение после нашего урока? У меня тоже хорошее настроение, вы сегодня очень хорошо работали на уроке и порадовали меня своими знаниями.

Домашнее задание будет на страничке 48, упр.85. Дан текст, вы должны его прочитать, найти недостатки и изменить.

А так же взять какую-нибудь небольшую сказку о предметах, заменить существительные местоимениями, сделав из неё загадку.

Вам понятно домашнее задание?

Тогда наш урок подошел к концу. я с вами не прощаюсь, я говорю вам ДО СВИДАНИЯ!

Знакомились с понятием - местоимение.

Потому что она заменяет существительное и становится на его место.

Записывают домашнее задание

Да.

Слайд 13

Слайд 14

\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Личные местоимения"

(образ. сист. "Школа 2100", учебник "Русский язык для 3 кл.", часть 2, стр.56; авт.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В)

Материал разработала и прислала: Цицилина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МОУ Лицей № 90 город Краснодар E-mail автора: [email protected]

Тема: Личные местоимения.

Цели:

  • - закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
  • - познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
  • - упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
  • - воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;
  • - развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Оборудование: выставка мини-сочинений с портретами "Мой друг и я" под названием "Не кричи о себе - пусть другие о тебе хоть тихо скажут"; иллюстрации с цветами, солнца, месяца и луны; демонстрационные и индивидуальные карточки-задания (1,2 варианты), таблица о местоимениях, два телефона, открытки, сделанные ребятами, - подарок гостям.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Эпиграф к уроку (на доске).

Учитель. Год 2007 объявлен годом русского языка, не только в России, а ещё в 45 странах мира, где интересуются русским языком. Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: " Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".

2.Повторение изученного материала.

1) Запись даты урока.

Второе февраля.(Вторник, вторит, февраль). Классная работа.

2) Уч-ся рассказывает стихотворение:

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС. Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, - Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Учитель: Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

Уч-ся. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

Учитель. Для чего существуют местоимения в речи?

Уч-ся. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Учитель. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).

(Для учителя: Части речи подразделяются на самостоятельные и служебные. Отдельную группу составляют междометия. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. Они имеют различные морфологические признаки. Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения.)

Учитель. Обобщите, пожалуйста, сказанное - расскажите правило, что вы знаете о местоимениях (учебник стр.55, 56) .

3) Сообщение предварительной темы урока.

Учитель. Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. (Открывается запись"…местоимения").

3. Изучение нового материала.

1) Проблемная ситуация.

Учитель. Послушайте диалог.

Уч-ся (разыгрывают сценку).

- Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь? - Да, хорошо. - Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома? - Нет, её нет. - А Вова? Он дома?

Фронтальная беседа.

Учитель. Юля, начиная разговор, как называет себя? (Я)

Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку "я- 1- е лицо" ). Юля, а как бы ты назвала себя и Адама одним словом? (Мы) .

("1-е лицо") .Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник".

Как Юля обращается ко второму участнику диалога? (Ты) . На Адама указывает местоимение ты. Это второе лицо (табличка "ты- 2-е лицо ).

Юля, а как бы ты обратилась к Адаму, Вове, Кате, о которых ты спрашивала? К ребятам класса. (Вы - "2 -е лицо" ).

А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы ). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.

Юля и Адам говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Катя - она, Вова - он ("3-е лицо ").

Ребята, а как бы вы назвали Юлю и Адама одним словом-местоимением? (Они ) ("3-е лицо ")

А каким словом назвать окно? (Оно ) ("3-е лицо ").

Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

Учитель. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

Уч-ся читает стихотворение:

Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения. Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

2) Сообщение темы урока.

Учитель. Тема нашего урока: "Личные местоимения". (Открывается на доске).

3) Закрепление новой темы.

Учитель. Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

В "Толковом словаре" Ожегова записано:

  • 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
  • 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными.

Учитель. Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

Учитель. Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного? (Ставятся таблички).

Учитель. Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.

Работа по учебнику.

Чтение правила в учебнике (стр.57).

Уч-ль вешает таблицу "Личные местоимения", убирает наборное полотно с карточками.

Учитель. Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём идёт речь?

Уч-ся.

Он, Она, Оно. Моё стихотворение - Про местоимения… Утром - Так заведено - Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт ОНО Розовой жар - птицей… А стемнеет - ОН придёт: Тоненький, Смущённый, - Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл - плывёт ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

Уч-ся. Месяц, солнце и луна (крепятся иллюстрации на доску).

4) Работа в тетрадях.

Массаж кистей рук.

  • 1.Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.
  • 2.После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти. Затем то же левой рукой.
  • 3.А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.
  • 4.Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки ласковые, тёплые, как у мамы.

Словарная работа.

Учитель. Запишите слова-отгадки, вместо каких местоимений 3-го лица единственного числа они употребляются.

он она оно месяц луна солнце … … …

Учитель. Какие из этих слов являются словарными? (Месяц).

Учитель. Запишите ещё по два словарных слова - существительных в каждый столбик. Можно, по желанию, больше слов.

Укажите род слов в каждом столбике.

Учитель. А к какому столбику относятся слова: кофе, туфля, шампунь, какао, кенгуру, мозоль, тюль, мозоль; брюки, каникулы, санки?

Физминутка (сидя).

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он, и я, и ты - Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты, и не будет доброты, Если только я и ты - Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Учитель (показывает иллюстрацию с цветами) . Посмотрите, какая красота! Разве подымется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

Назовите существительные по данной картине и замените эти слова местоимениями. (Цветы - они, ромашка - она, лютик - он и т.д) .

Учитель: запишите как можно больше пар - существительных и местоимений, их заменяющих.

"Четвёртое - лишнее".

Учитель. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты (предлог) Но, оно, она, они (союз) Я, Яна, ты, вы (существительное, имя) Он, она, они, оно (мн.ч.) Мы, я, вы, они (ед.ч.) Он, она, они, мы (1-е лицо)

Учитель. Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова, укажем лицо и число личных местоимений.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты (2 л., ед.ч.).

Физминутка.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три Я пою и ты поёшь Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Самостоятельная работа.

"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

Учитель. Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Самопроверка.

Учитель. 1 уч-ся читает вслух, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Ставим отметки себе сами карандашом.

Учитель. Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Передайте карточки вперёд учителю на проверку.

Шарады.

Первый слог - личное местоимение, Второй - детская болезнь. А целое - тот предмет, который Выбрасывают, когда он нужен И поднимают, когда он не нужен. Что это? (Я - корь). (Картинка с подписью)

Хитрые вопросы.

  • 1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).
  • 2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).
  • 3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).

Ребус. 7 я (семья)

Итог урока.

Учитель. Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

А на следующем уроке мы будем учиться правильно изменять - склонять личные местоимения: "Я горжусь им или ним? Мы с ними или ими дружим?"

Отметки за урок.

Учитель. Ребята, вы меня порадовали своими домашними сочинениями на тему "Мой друг и я", ставя местоимение я на второй план по значимости и частоте употребления.

Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь "вместе весело шагать по просторам..!"

Подарки гостям (вручаются под запись песни "Вместе весело шагать") - открытки - солнышки с сердечками, с надписью "Я+Я= МЫ

Использована литература:

  • 1.Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2004, стр.118.
  • 2.Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. - М.: ООО "Издательство Астрель" : ООО "Издательство АСТ", 2002, стр.178.
  • 3.Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995, стр.205.

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15 VII вида

Урок русского языка

в 4 классе

«Личные местоимения

1, 2, 3 лица»

Разработала: Бычкова Лариса Васильевна -

учитель начальных классов

Березники, 2014 г.

Цель: актуализация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению.

Задачи: - обобщить, повторить и закрепить на практике знания о

местоимении;

Совершенствовать навык правильного употребления местоимений

Формировать регулятивные УУД - навыки контроля и

самоконтроля;

Способствовать формированию коммуникативных УУД – умению

работать в парах.

Оборудование: презентация; рабочие тетради, памятки по русскому языку, раздаточный материал: тесты, карточки для работы в парах, рисунки для рефлексии.

Ход урока

1. Оргмомент

Прозвенел для нас звонок

Начинать пора урок.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Начинаем урок русского языка.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая .

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно .

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать .

2. Введение в тему

Наступила зима. Вся земля покрылась белым волшебным покрывалом. Зимний лес одел свой новый наряд.

Но также зима принесла с собой холода и стужу. Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, замерли многие животные. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу. И вдруг...

Прислушайтесь, кого вы слышите в зимнем лесу? (пение птиц). Зимой среди белоснежных хлопьев на деревьях мы можем увидеть необыкновенные "цветы". Это птицы зимнего леса. Послушайте внимательно небольшой рассказ о птицах зимой и сделайте вывод: есть ли в нём речевые ошибки.

Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. Некоторые птицы остаются зимовать. Трудна жизнь птиц в зимний период. Птицам холодно и голодно!

Есть ли в этом тексте речевые ошибки? Какие?

(часто повторяется слово птицы)

Как можно исправить этот недостаток в тексте? (заменить местоимениями)

Какими местоимениями? (личными)

Кто догадался, какая будет тема нашего урока? (Личные местоимения)

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

1. Закреплять знания о местоимении

2. Учиться распознавать местоимения в тексте.

3. Правильно употреблять местоимения в речи.

А ещё мы будем учиться распознавать местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного лица

В течение урока вы будете себя оценивать. За каждое правильно выполненное задание, кладёте к себе в коробочку жетон, в конце урока мы подведём итог.

3. Минутка чистописания

Отправимся в гости в зимний лес. Для этого нам нужно ровно пройти по тропинке. Чтобы не свернуть с пути, нам необходимо подготовить наши пальчики к работе.

Физминутка для пальчиков

1.Работа с су-джоком (разомнём ладошки)

2. Цепочка (собираем правой рукой, разбираем левой) по рисунку

Вспомним правила при письме.

Я тетрадь свою открою,

Под наклоном положу.

Я друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

1 задание: "Расшифровка"

Узнайте и напишите строчную букву по её номеру в алфавите, пользуйтесь памяткой.

(запись учениками букв на доске)

15 6 18 10 30 19 4

н е р и ь с г

2 задание: "Собери слово"

Из получившихся букв соберите слово. Собрав слово, вы узнаете, какой зимний гость к нам пожаловал (снегирь).

(проверка: инт. доска)

Ребята, что вы знаете о снегирях?

Выставка творческих работ.

3 задание: "Построй предложение"

Подул холодный северный ветер и перепутал слова в предложении. Поставьте их на своё место, запишите в тетради.

снегири, северных, прибыли, из, лесов, красногрудые

(Из северных лесов прибыли красногрудые снегири)

(проверка: инт. доска)

4 задание: "Разбор предложения по членам предложения"

(проверка: выполняют на инт. доске)

4. Актуализация знаний.

Петя вышел во двор, увидел снегирей и написал о них небольшой текст.

Что такое текст?

(Однажды рано утром на кусте рябины я увидел красногрудых снегирей. Снегири весело скакали с ветки на ветку).

Скажите, из скольки предложений состоит данный текст?

Правильно ли Петя составил предложения? (речевая ошибка – повтор слова)

(Нужно слово снегири заменить местоимением они).

Что такое местоимение?

На какие вопросы отвечают местоимения?

Какие вы знаете местоимения?

Как они называются? (личные)

Почему они так называются? (бывают 1,2,3 лица)

Назовите местоимения 1, 2, 3 лица.

Работа с веером «Местоимения»

Давайте проверим, как вы запомнили личные местоимения.

Назовите местоимение, которое говорит о себе (я).

Назовите местоимение, которое говорит и о себе и о других (мы)

Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу? (ты)

К нескольким лицам? (вы)

А к кому мы ещё обращаемся на Вы?

Как мы будем писать данное обращение?

Какие местоимения мы употребляем, если говорим о чём-либо или о ком-либо.

5. Физминутка

Чтобы приступить к следующему заданию, нужно немного отдохнуть.

6. Закрепление знаний

1) – Выпишите из текста местоимения, определите лицо.

Я люблю наблюдать за птицами. Они ловко перелетают с ветки на ветку. Воробей – непоседа! Он шустро прыгает по снегу. Ворона – птица серьёзная. Она долго может сидеть на одном месте.

(проверка: инт. доска)

2) - Давайте вспомним, как изменяются личные местоимения?

- Посмотрите на экран

Я пою, мы поём

(по числам)

Работа в парах

Разделите предложения на 2 группы: 1 группа - где встречаются местоимения единственного числа, 2 группа - местоимения множественного числа.

Мы читаем книгу.

Я играю с братом.

Ты пойдёшь в кино?

Он живёт в деревне.

Они улетят на юг.

Оно ярко светит.

(проверка на инт. доске)

3) - Как изменяются местоимения 3 лица единственного числа?

(изменяются по родам)

Следующее задание: на экране появляется картинка с изображением птицы, вы записываете её название, через тире записываете местоимение, каким его можно заменить, определяете род, подписываете сверху.

Названия каких птиц мы записали? (зимующих).

Гимнастика для глаз

Сосчитайте поскорей, сколько к нам прилетело зимующих гостей!

Давайте поиграем.

Игра "Четвёртый лишний"

Найдите в каждой строке лишнее слово, вычеркните его. Подумайте, почему оно является лишним.

Игра «Четвёртый лишний»

(вычеркни лишнее слово,

объясни свой выбор)

(проверка – жетон!)

5. Проверка знаний

А теперь давайте проверим ваши знания о местоимении.

Выполните тест на листочке.

ТЕСТ
ПОДЧЕРКНИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.

2. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет

3. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать
вопрос

4. Местоимение бывает:

а) единственного и множественного числа;

б) только единственного числа;

в) только множественного числа;

5.По родам изменяются местоимения:

а) 1 лица единственного числа;

б) 2 лица единственного числа;

в) 3 лица единственного числа;

Проверка правильности выполнения теста.

Давайте проанализируем тест и вспомним всё, что мы знаем о местоимении.

6. Итог урока

Подведём итоги. Сосчитайте свои жетоны. Критерии оценивания вашей работы у вас на листочках. Поставьте за урок себе оценку.

7. Рефлексия

Мы сегодня на уроке говорили о зимующих птицах. Зимой им очень холодно и голодно. Чем мы можем им помочь?

У вас на партах лежат картинки с тремя ягодками рябины. Но все ли они покраснеют? На этот вопрос вы сможете ответить сами и раскрасить ягодки.

Мне на уроке было интересно, я материал понял и усвоил – 3 ягодки.

Мне на уроке было интересно, но новый материал я не усвоил – 2 ягодки.

Мне на уроке было скучно, неинтересно, материал не понял – 1 ягодка.

Русский язык 6 класс

Тема: "Личные местоимения"

Цель урока : сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

Задачи урока:

1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.

2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.

Ход урока

1. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.

Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”(Учитель читает стихотворение).

Моя грамматика

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя ,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я !
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня ;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё , вам, мне, у меня и др.

Ребята, какой частью речи они являются? (местоимениями ).

На что указывает местоимение Я ? (на человека, личность ).

Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока?

О чем мы будем говорить сейчас? Личных местоимениях )

Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.

2. Работа по усвоению новых знаний.

Работа у доски:

Именительный – Я ;

Родительный – Меня ;

Дательный – Мне;

Винительный – Меня ;

Творительный – Мной ;

Предложный – обо Мне .

Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по падежам? (склонением )

Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я ,

- Что особенного вы отметили в склонении данного местоимения?

- Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.

3. Формирование навыков и умений.

- Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений

- Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:

При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже Я , а в родительном совсем другая основа Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.

- Вторая особенность:

Иногда в корне происходит чередование например:

тебя – тобой, меня – мне.

- Третья особенность:

Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам : она (ж.р.), оно (ср. р.)

Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее ).

Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.

3. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.

Задание: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.

Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)

Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).

(Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).

Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.

У доски:

1-й учащийся склонял местоимение Мы :

И. п. – Мы

Р. п. - Нас

Д. п. – Нам

В. п. – Нас

Т. п. - Нами

П. п. – о Нас

2-й учащийся склонял местоимение Он :

И. п. – Он

Р. п. – Его

Д. п. – Ему

В. п. - Его

Т. п. - Им

П. п – о Нем

Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово.

4 . Употребление личных местоимений в поэтическом тексте.

- Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?

Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина, которые мы изучаем в данный момент на уроках литературы:

1. Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
...Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)

2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)

3. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)

Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)

Учитель:

А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.

В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы ” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении .

Например:

Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь...

(Развитие речи. Творческое задание ). Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:

Хорошо оказаться в жаркий солнечный день на пляже у моря…

Даётся время для написания работы. Затем 2-4 работы заслушать.

5. Домашнее задание:

Составить текст с использованием прямой и косвенной речи. Подчеркнуть личные местоимения.

6. Подведение итогов.

О каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?