Как хоронят и поминают мусульман.




Как проходят похороны у мусульман? Традиции, обычаи обряды по Шариату

Кто был на похоронах мусульманина, не забудет этого никогда.

Больше всего поражает, с каким трепетом родные и друзья покойного стараются выполнить все предписания Шариата и похоронить близкого как Настоящего Мусульманина. Начиная от предсмертного состояния, и пока не пройдет год (и даже большее) после похорон, родственники будут старательно выполнять определенные ритуалы. Многие из них покажутся человеку незнающему странными, но для истинных мусульман они важны, они священны. Сами похороны проходят в несколько этапов.

Подготовка к похоронам

Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы по ее окончании с легким сердцем принять столь сложное испытание. Особые ритуалы, прописанные в Шариате, начинают выполнять пока человек еще жив, но уже при смерти. Первым делом приглашают имама- мусульманского священника, чтобы над смертным ложе читался “Калимат-шахадат”. Кроме чтения молитвы, делают следующее:

Умирающего кладут на спину ногами к Мекке. Это олицетворение пути души к святому месту.

Нужно помочь страждущему справиться с жаждой, дав глоток холодной воды. По возможности капают в рот гранатовый сок или Зам-Зам - священную воду.

Громко плакать запрещено, чтобы умирающий мог сосредоточиться на своем последнем испытании и не горевал о мирском. Поэтому сердобольных женщин могут и не подпустить к кровати или вообще вывести из дома.

Сразу после смерти покойному закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок. Тело накрывают тканью, на живот кладут тяжелый предмет.

Похороны у мусульман нужно провести как можно скорее, желательно в тот же день. Поэтому обычно последователей Ислама не везут в морг, а сразу же готовят к погребению.

Омовение и обмывание (тахарат и гусуль)

В Исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа - неготовой к встрече с Богом. Тахарат - это омовение, очищение материального тела, в то время как гусуль - скорее ритуальное обмывание.

Сперва выбирают Гассала - ответственного человека, который будет проводить обряды омовения и обмывания. Это должен быть близкий родственник, обычно кто-то из старших. При этом женщины омывают женщин, мужчины - мужчин, но жена может омыть мужа. Еще как минимум три человека будут помогать Гассалу проводить очистительные обряды. Если нет возможности, чтобы покойного омыл человек его пола, вместо омовения водой проводят обряд таяммум - очищение землей или песком. Тахарат проходит в специальном помещении на кладбище или при мечети. Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки. Далее прикрывает тканью нижнюю часть покойного и совершает процедуру очищения. Потом следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают 3 раза: водой с кедровым порошком, с камфорой и чистой водой. Все части тела обмывают и вытирают поочередно, голову и бороду моют с мылом.

Окутывание в саван (кафан)

По обычаям мусульман и мужчин и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков. Богатого и уважаемого мусульманина, который не оставил после себя долгов, окутывают в дорогую ткань. Но не в шелк: мужчине-мусульманину даже при жизни запрещено носить шелка.

Мужской саван - это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон.

Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать тело со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди. Новорожденных и совсем маленьких детей окутывают одним отрезом полностью. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении.

Погребение (дафн)

Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. То есть, если мусульманин кремировал тело родственника, это все равно что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело - страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.

Погребальная молитва (джаназа).
Мусульман хоронят без гроба. Вместо него используют специальные носилки с крышкой (тобут). Покойного на носилках относят к могиле, где имам начинает читать джаназу. Это очень сильная и важная молитва в исламской традиции. Если ее не прочитать, похороны мусульманина считаются недействительными.

Мусульманские поминки

Сразу после похорон не устраивают никаких пиршеств. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем, а готовку и хозяйственные дела свести к минимуму. На 3, 7 И 40 дни после похорон, а также через год проводятся поминальные трапезы. Все эти дни (до сорокового) в доме покойного не должна звучать музыка. Роскошные поминки с изысканными блюдами среди радикальных мусульман осуждаются. Исламом запрещает “объедать” семью покойного, вынуждать скорбящих родных хлопотать по хозяйству. Вместо этого нужно всячески поддерживать, помогать как морально, так и материально. Поминальная трапеза должна быть простым обедом в кругу близких.

Поминки в Исламе - это прежде всего поминовение умершего, молитва за его душу и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках у мусульман под строгим запретом.

Стены мечетей, обрезание и похоронный обряд – это всё, с чем у многих мусульман ассоциируется религия Аллаха. В публикациях на нашем сайте мы много раз повторяли: Ислам гораздо шире этих понятий! Сегодня мы хотим рассказать о том, что и в рамках похорон наши действия зачастую расходятся с тем, чего от нас требует Шариат. О том, как провести похороны согласно Сунне. И пусть каждый, кто откроет в этой статье для себя что-то новое, лишний раз спросит себя: почему я поступал именно так, а не по-другому? Почему не интересовался, что об этом говорят Сунна и труды учёных Ислама? Чем я руководствуюсь, когда совершаю что-то от имени Ислама?

Вниманию читателя предлагается описание процесса похорон согласно Шариату (по шафиитскому мазхабу), с момента, когда к человеку подступает смерть, до того, как его могила будет полностью засыпана землёй. А также некоторые выводы и параллели с тем, как похоронный процесс проходит у мусульман Дагестана.

Когда мусульманин находится при смерти

…его желательно положить на правый бок так, чтобы лицом он был обращён в сторону киблы. Если же это невозможно или трудно сделать, то умирающего надо положить на спину, немного приподнять голову и обратить лицо и ступни в сторону киблы. Желательно (сунна) напоминать умирающему о необходимости повторять слова шахады: «ля илягьа илляЛлагь». Однако делать это необходимо в мягкой форме, без проявления настойчивости, не говоря ему: «скажи…». В хадисе имама Муслима (№ 916, 917) передаётся: «Подсказывайте вашим умирающим [слова]: “ля илягьа илля Ллагь”». Желательно читать перед умирающим суру «Йа Син», как об этом передаётся в хадисе: «Читайте вашим умирающим “Йа Син”» (Абу Дауд , № 3121; Ибн Хиббан , № 720). Хадис является слабым, однако данное действие также передаётся от сподвижников.

Также желательно напоминать умирающему мусульманину о милости и прощении Всевышнего и внушать надежду на то, что Аллах простит ему все грехи за его веру и единобожие. В достоверном хадисе говорится: «Я [буду Таким], Каким Меня представлял Мой раб» (Аль-Бухари , № 6970; Муслим, № 2675).

Непосредственно после смерти

…желательно закрыть глаза покойного (имам Муслим, № 960), связать его челюсть повязкой, чтобы рот не остался открытым; размягчить все его суставы, положить что-нибудь тяжёлое на его живот, чтобы он не вздулся; затем снять с него всю одежду, положить на кровать или что-либо приподнятое от земли, повернуть в сторону киблы и накрыть всё тело лёгким покрывалом.

Обязанности мусульман по отношению к умершему

После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением четырёх вещей: омыть его тело (гусль), обернуть его в саван (такфин), совершить за него заупокойную молитву и похоронить. Перечисленное является коллективной обязанностью (фард уль-кифая) мусульман населённого пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех мусульман населённого пункта.

Первым из четырёх перечисленных выше действий совершается полное омовение тела (гусль), минимальный уровень которого заключается в очищении тела от нечистот (наджаса) и последующем полном купании. Мужчину обязательно должен мыть мужчина, а женщину – женщина. Исключение составляют муж и жена друг для друга. Если же для купания мужчины нет никого, кроме посторонних женщин, или для купания женщины нет никого, кроме посторонних мужчин, то купание не совершается. Вместо него совершается таяммум (омовение пыльной землёй). В общем же совершение купания является обязательным для каждого умершего мусульманина и мусульманки, за исключением шахида – мусульманина, погибшего непосредственно в сражении за возвышение Слова Аллаха.

Минимальный уровень такфина, соответствующего Сунне, заключается в том, чтобы завернуть в саван всё тело умершего. Обязательным же является покрытие аврата. Желательно завернуть умершего мужчину тремя покрывалами белого цвета (другой цвет нежелателен), каждое из которых покрывает всё тело, как об этом передаётся в хадисе от Айши (имам аль-Бухари, № 1214; имам Муслим, №941). Женщину желательно завернуть в пять покрывал: одним завернуть тело ниже пупка, вторым – завернуть голову, третьим – часть тела выше пупка, оставшимися двумя – всё тело женщины. Об этом передаётся в хадисе, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел завернуть свою дочь Уммукульсум .

Если умерший мусульманин находился в состоянии ихрама (был паломником), его голову (если это женщина, – то лицо) необходимо оставить открытым (имам аль-Бухари, № 1208).

Выкидыш

Если от выкидыша не было слышно крика и не исходило других признаков жизни, но срок беременности был четыре месяца и более, то его купают, заворачивают в саван и хоронят, но за него не совершают заупокойную молитву. Если же срок беременности был менее четырёх месяцев и у выкидыша не было черт лица, то его лишь заворачивают в ткань и хоронят.

Если же от выкидыша был слышен крик, он дрожал или проявлял другие признаки жизни, то за него совершается заупокойная молитва и всё, что было перечислено выше. В этом отношении не делается различий между выкидышем и взрослым человеком. Передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если выкидыш подал признаки жизни, помолитесь за него…»
(Ибн Маджа , № 1508). (См. также ат-Тирмизи , № 1032.)

Соболезнования

…желательно выразить семье покойного (Ибн Маджа, №1601) в течение трёх дней после его смерти и нежелательно делать это по прошествии трёх дней, чтобы не напоминать родным об их горе. Если же человек отсутствовал эти три дня, то для него в этом нет нежелательности. Также нежелательно повторять соболезнование, а выражать его лучше после захоронения тела, кроме как если родственники покойного сильно подавлены горем. В таком случае лучше сделать это раньше, чтобы утешить их. (См. ан-Навав и, «Равдату т-талибин», № 1/664.)

Соболезнование (та’зия) – это призыв к терпению, за которое полагается награда Аллаха, и дуа за мёртвого о прощении его грехов («Равдату т-талибин», № 1/664).

Сопровождение носилок до могилы

…является желательным для мужчин (имам аль-Бухари, № 1182), как и присутствие на похоронах до того, пока могила не будет полностью засыпана. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто присутствовал на похоронах и совершил заупокойную молитву, – один кират; тому же, кто присутствовал до захоронения тела, – два кирата». Его спросили: «А что значит два кирата?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Две огромные горы [награды от Аллаха]».

Что касается женщин, то для них присутствие на похоронном процессе нежелательно, как это следует из хадисов, переданных имамом аль-Бухари (№ 1219), имамом Муслимом (№ 938) и Ибн Маджа (от Ал и).

Желательно нести носилки быстро, но аккуратно – так, чтобы покойный не мог выпасть. Также желательно, чтобы носилки были закрытыми и накрыты покрывалом. Особенно это касается покойницы-женщины.

Нежелательно разговаривать и тем более повышать голос во время сопровождения носилок с покойным (Абу Давуд, № 3171). Желательно идти впереди носилок недалеко от них, но можно идти и сзади, и по бокам. (См. Абу Давуд, № 3179, 3180.) Нет нежелательности в том, чтобы мусульманин сопровождал умершего родственника (соседа) немусульманина.

Заупокойная молитва (джаназа-намаз)

…не будет действительной без омывания тела покойного (гусля) и оборачивания в саван. Она состоит в следующем:

– Вся молитва совершается стоя: молящийся четыре раза поднимает руки (как он это делает в обычной молитве), стоя, произнося такбир (Аллагьу Акбар), первому из которых сопутствует намерение на совершение заупокойной молитвы за конкретного умершего мусульманина.

– После первого такбира молящийся складывает руки на груди, как в обычной молитве, и читает суру «Аль-Фатиха» (имам аль-Бухари, № 1270).

– После окончания чтения суры «Аль-Фатиха» молящийся совершает второй такбир, поднимая руки на уровень мочек ушей, после чего опять складывает руки на груди и читает благословение Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в любой форме, известной из Сунны. Самый простой вариант: «Аллагьумма салли гIаля МухIаммад». (См. ан-Насаи , № 4/75.)

– Затем молящийся совершает третий такбир, после которого, сложив руки на груди, читает дуа за покойного. Это главная цель совершения заупокойной молитвы. Наиболее простой вариант такого дуа:
«Аллагьумма-рхIамгьу» («О Аллах, помилуй его») или: «Аллагьумма-гъфир лягьу» («О Аллах, прости его»). (См. имам Муслим, №963; ан-Насаи, № 4/75.)

— Затем молящийся совершает четвёртый такбир, после которого, сложив руки на груди, читает дуа за всех мусульман, например, так: «Аллахумма ля тахримна аджраху ва ля тафтинна багдаху ва-гфир ляна ва ляху» (передал Абу Давуд (№ 3201) от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)).

– После этого молящийся совершает таслим: даёт салам направо и налево, как в обычной молитве: «Ас-саляму алейкум ва рахматуллах» («Мир вам и милость Аллаха»). (См. аль-Байхаки, № 4/43.)
Как уже было сказано, вся молитва совершается стоя, без поясных и земных поклонов.

Молиться за кяфира (неверующего), атеиста и др., даже если он кавказец, татарин, араб и т. п., недозволенно.

Захоронение

Минимальной глубиной могилы является глубина, при которой тело не смогут раскопать животные. Желательно, чтобы глубина могилы была в человеческий рост с вытянутыми руками, а ширина – 70–80 см. (См. Абу Давуд, № 3215, и ат-Тирмизи, № 1713.) Укладывая тело покойного в могилу, обязательно направлять его лицом в сторону киблы, более желательно уложить его на правый бок, укладывать же на левый бок является порицаемым (караха). Желательно также прижать щёку мёртвого к земле (имам Муслим, № 966). На мусульманских кладбищах иногда не соблюдают это предписание, в то время как согласно Шариату, если покойный не был повёрнут в сторону киблы, обязательно нужно вскрыть могилу и перезахоронить покойного, при условии что тело ещё не разложилось.

Желательно (если земля твёрдая), чтобы в стенке могилы, находящейся со стороны киблы, была вырыта ниша (выемка), в которую кладут тело, после чего выемку закладывают тонкими камнями или досками, так, чтобы на неё не осыпалась земля. Если же земля сыпучая, то тело кладут на дно могилы, в углубление, которое по краям поднимают кирпичами, а сверху, после того как положили тело, закрывают так же, как и нишу.

Желательно осторожно занести тело в могилу вперёд головой с той стороны, в которой будут ноги покойного (Абу Давуд, № 3211). Совершающему это действие желательно произнести: «Бисми-Ллягьи ва гIаля суннати расули-Ллягьи» (Абу Давуд, № 3213; ат-Тирмизи, № 1046).

В могилу желательно спускаться близким покойного, особенно когда хоронят женщину. После захоронения тела желательно (мустахаб) прочитать рядом с могилой молитвы-дуа талькин и тасбит, а также полить на могилу воду.

Ошибки и нововведения, связанные с похоронами

Всё, что противоречит правилам похорон, которые дошли до нас в Сунне, как, например, повышение голоса при сопровождении носилок с покойным, является нововведением (бид’а), которого следует остерегаться.

Нежелательно укреплять могилу материалами, при изготовлении которых использовался огонь, такими как гипс, цемент (раствор с его использованием) и другие (имам Муслим, № 970).
Запрещено возводить на могиле на общественном кладбище какие-либо постройки, что очень характерно для нашего времени. Такие постройки согласно шафиитскому мазхабу должны быть снесены, как на это указал имам ан-Навави в книгах «Равдату т-талибин» и «Маджму’».

Согласно Сунне могила не должна возвышаться больше, чем на пядь. Сообщается, что Али ибн Абу Талиб сказал Абу Хайяджу аль-Асади : «Не направить ли тебя к тому, к чему побуждал меня Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Ты не должен оставить… ни одной возвышающейся (над землёй) могилы, не опустив её (до уровня земли)» (имам Муслим, № 969).

Тем более запрещены фотографии и изображения на надгробных камнях. Запрещены любые проявления недовольства волей Аллаха  и чрезмерность в скорби по мёртвому. Как, например, когда люди бьют себя по груди, щекам, рвут на себе одежду, кричат, причитают и т. п. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, по ком громко причитают, подвергается из-за этого мучениям» (имам аль-Бухари); «Не относится к нам тот, кто бьёт себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена джахилийи» (имам аль-Бухари, № 1232). Однако нет ничего плохого в естественном плаче при потере близких, который является проявлением мягкости сердца человека. Анас ибн Малик рассказывал: «Когда мы присутствовали на похоронах дочери Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он сидел у края её могилы, и я видел, как из глаз его льются слёзы» (имам аль-Бухари).

Распространившимся среди людей нововведением является приготовление пищи семьёй покойного и собрание людей для её принятия. Это новшество явно противоречит Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), согласно которой близким или соседям самим надлежит приготовить еду для семьи покойного. Причём в таком количестве, чтобы её хватило хотя бы на сутки (см. «Равдату т-талибин», № 1/665).

После того как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) узнал о смерти Джафара ибн Абу Талиба , он сказал: «Приготовьте еду для семьи Джафара: к ним пришло то, что озаботило их» (ат-Тирмизи, № 998; Абу Давуд, № 3132, и другие). Тем более запрещено приготовление еды для различного рода плакальщиц и им подобных, при этом неважно, приходятся они родственниками (-цами) покойному или нет. Потому что это будет поддержкой греха и продлением запретных согласно Шариату действий (см. «Равдату т-талибин», № 1/665). Ещё более запретным является использование на приготовление пищи, раздачу милостыни и прочие необязательные согласно шариату действия наследства умершего, причитающегося несовершеннолетним (сиротам).

Чтение Корана в местах собрания людей для выражения соболезнования также является запретным новшеством («Фикху-ль-манхаджи», № 1/263). Отдельно имам ан-Навави порицает сборища людей, где Коран читается как попало, без соблюдения установленных Сунной правил, как это часто имеет место во время современных похоронных обрядов.

Имам ан-Навави говорит, что это является запрещённым нововведением и что в таких сборищах грех совершает каждый, кто слышит такое чтение, способен остановить это действо и не делает этого. Ан-Навави пишет, что лично прилагал усилия в запрете и остановке подобных действий, за что надеется получить награду Всевышнего Аллаха. (См. «Тибьян», фаслюн фи истихIбаби тахIсини ссавти би-ль-Кьур’ан.)

Также нежелательно устраивать «посиделки» для принятия и выражения соболезнований, как на это указал имам ан-Навави («Равдату т-талибин», № 1/663).

Кроме того, согласно шафиитскому мазхабу запрещено перевозить тело для захоронения из одного населённого пункта в другой (см. Мухаммад Зухейли , «МугIтамад», № 1/644), что распространено в наше время.

Семь, сорок, пятьдесят два

Всё, что вы прочитали выше, было написано с опорой на труды учёных шафиитского мазхаба.
Основными источниками данной статьи являются две книги:

1) «Равдату т-талибин» (имам ан-Навави),
2) «Фикху-ль-манхаджи гIаля мазхаби-ль-имами аш-Шафии » (Мустафа аль-Хан , Мустафа аль-Буга, Али аш-Шарбаджи ).

Эти учёные рассмотрели в своих книгах те нововведения, с которыми они столкнулись лично, о которых слышали или знали из книг прежних учёных. Однако каждый народ, как правило, вводит в религию свои новшества, и неудивительно, что учёные не порицают в своих книгах те нововведения, о которых они не слышали и которые появились спустя много лет после их смерти. Однако нет сомнения, что для любого здравомыслящего человека достаточно прочитанного выше и общего понимания определения нововведения в Шариате, чтобы отвергнуть запретные новшества, которые практикуются в процессе похорон.

Одно из таких новшеств – отмечание трёх, семи, сорока, пятидесяти двух дней со дня смерти человека. Удивительно, как прочно вжилось в жизнь мусульман это не имеющее ничего общего с Исламом нововведение, указания на которое нет ни в Коране, ни в Сунне, ни в книгах учёных. Оно не имеет никакой основы в Шариате и является таким же запретным, как те новшества, на запретность которых указал имам ан-Навави (да будет милостив к нему Аллах). А с учётом того, что для многих людей Ислам стал ассоциироваться с похоронными обрядами, которые не имеют с религией Аллаха ничего общего, вред от подобных новшеств становится ещё больше.

Следует подчеркнуть, что Шариат не предписывает посещать могилы в течение определённого срока (3, 7, 40 дней) в строго определённое для этого время (утром и после обеда) с целью чтения определённых сур Корана и зикров, что является запрещённым нововведением.

В некоторых мусульманских регионах распространено чтение определённых сур Корана на четырёх углах могилы. Об этом ничего не сказано в Коране и Сунне, и этого нет в основных книгах шафиитского мазхаба, в которых подробнейшим образом разъяснён обряд похорон. О запретности этого действия, как нововведения, не имеющего никакой основы в Шариате, пишет Тайиб аль-Хараки (ад-Дагистани) .

Хотелось бы также отметить, что нет никакой основы в Шариате для практикующегося у нас на похоронах резания животного в момент вынесения покойного и других подобных нововведений, которых нет в шариатских книгах.

Заключение

То, что приведено в этой статье, является достаточным для проведения похорон согласно шариату, в которых не будет никакого ущемления прав покойного, хотя здесь и не написано обо всём, что желательно совершать на похоронах. Несовершение чего-либо желательного не является грехом или проявлением неуважения к покойному. И удивительно, что люди, которые в повседневной жизни и не думают соблюдать нормы Шариата, когда дело касается похорон, проявляют щепетильность в наиболее крайних формах при отстаивании желательных, а зачастую и явно запрещённых Шариатом действий. При этом они не ведают, что для определения желательности того или иного действия необходимо обращаться к источникам Шариата, которые нашли своё отражение в трудах учёных, в частности шафиитского мазхаба.

Удивительно, как люди, всю жизнь безразлично наблюдавшие пьянство покойного или несовершение им молитвы, запретность которых известны каждому ребёнку, крайне фанатично отстаивают привязывание какой-нибудь тряпки к какой-нибудь палке. Тогда как это не только ничем не поможет покойному, но и навредит живым.

И чем раздавать богатым людям носки, платки и сахар-рафинад, лучше найти бедных и дать им то, в чём они нуждаются. Лучше для всех. Как мы видим, согласно шафиитскому мазхабу многое из того, что распространено среди наших людей, является порицаемым и даже грехом (постройки на могилах, угощения на похоронах и т. п.)

Однако, когда люди придерживаются в этих вопросах традиционного шафиитского мазхаба, их почему-то обвиняют в нетрадиционализме, ваххабизме и разных других «измах».

Интересно, что если собрать все средства, которые тратятся на то, к чему Шариат как минимум не призывает (большой надгробный камень, кормление сотен соболезнующих и т. п.), то за один год только в одной только Махачкале можно собрать более пяти миллионов долларов. И как было бы хорошо потратить эти деньги на что-нибудь действительно полезное как для умерших, так и для живых.

Мусульманская традиция определяет, что тела умерших следует отправлять на их родину. Но это возможно не всегда, и около одного процента усопших мусульман хоронят в Питере. Для этого требуется справка о смерти, договоренности с кладбищем о месте захоронения. И здесь наступает момент, когда начинает ощущаться нехватка земельных участков. На сегодняшний день на территории города работает три кладбища, на которых разрешены мусульманские захоронения и, где можно заказать памятник на могилу. Нами проводился опрос, большинство мусульман считает, что есть необходимость в дополнительном кладбище. Естественно, что это требует поддержки от городских властей, чтобы под кладбище для мусульман была выделена земля. Как утверждает православная церковь, что если хлеба в достатке, то почему бы его не давать всем нуждающимся.

Но если разговор ведется о согражданах по вере, то все лучшее в первую очередь предоставляется им. Поэтому иноверцам рекомендуется вспомнить, как поступали их предки – хоронили умерших земляков не в чужой земле, а в своей. Но на сегодняшний день многие, приходящие в чужие дома, начинают считать их своими. И здесь возникают некоторые проблемы. Для их избежания каждому рекомендуется проявить заботу о том, как и где его захоронят. Из выступления директора госучреждения по СПб, регулирующего вопросы похорон, стало известно, что имеется проблема с бесхозными захоронениями, на которые даже недорогие памятники не установлены.

Достаточно долго эксперты похоронных услуг не могут найти ответ на вопрос, как поступить с участком, если никто за ним не ухаживает и если не выполнена установка памятника на могилу. Нет возможности выделять места для похорон мигрантов, так как участков мало, а за могилами «гостей», когда они вновь переезжают, ухаживать некому. От этого проблемный вопрос с бесхозными могилами только обостряется. Чтобы не говорили, но аспекты религии идут в разрез с требованиями государства.

В университете у меня был замечательный преподаватель по религиоведению. Он рассказывал такие захватывающие истории о религиях разных народов, что даже двоечники слушали его с открытыми ртами. Особенно запомнились мне истории об особенностях погребения умерших в разных культурах мира. Но остановится я хочу на мусульманах - их традиции очень отличаются от христианских.

Подготовка к похоронам мусульман

Хоронить умерших мусульман стараются как можно быстрее. В идеале нужно успеть похоронить умершего до захода солнца в день его смерти . После смерти тело кладут на твердое ложе , закрывают глаза, подвязывают подбородок, распрямляют конечности. Далее идет обряд омовения , этим занимаются специально обучение люди. Мужчин омывают мужчины, а женщин - женщины. После смерти умершему не подстригают волосы и ногти. Мусульман не хоронят в одежде, а окутывают в саван - большие куски полотна.


Как хоронят мусульман

Умершего хоронят обычно на ближайшем кладбище . Несут туда на специальных носилках с раздвижной крышкой (тобут) . Размеры могил могут быть разными, все зависит от рельефа местности. Главное, чтобы от могилы не распространялся запах и тело не смогли достать звери, с этой целью ее укрепляют кирпичом или досками. Тело опускается без гроба на землю, голова должна быть повернута в сторону Мекки. Если все же по какой-то причине умершего хоронят в гробу, то на его дно насыпают немного земли. На похоронах присутствуют только мужчины , а женщины могут прийти на кладбище на следующий день. Также запрещается громко оплакивать умерших, рвать на себе одежду, волосы или как-то ранить себя от горя.


Особенности мусульманских похорон

Похороны в разных культурах и религиях чем то схожи между собой, но в тоже время имеют свои отличительные стороны. Чем исламские похороны так сильно отличаются от православных:

  • нельзя использовать гроб;
  • тело окутывают в саван;
  • хоронят как можно быстрее, в день смерти;
  • на похоронах присутствуют только мужчины;
  • нельзя громко оплакивать умершего;
  • на поминки готовят обычную еду , не праздничную;
  • не бальзамируют и не кремируют тела;
  • на могилах не ставят больших памятников, и не используют изображения умерших;
  • все надгробные камни повернуты в сторону Мекки.

Как видите, отличий много, но все же невзирая на них, смерть человека и его уход в мир иной остается печальным событием как для верующих мусульман, так и для христиан.

С точки зрения Ислама, сколь бы ни был великим человек при жизни, он покинул ее, и могила его должна быть скромной, не выделяющейся из общего ряда могил.

Можно ли хоронить мусульман рядом с людьми Писания на одном кладбище?

Мусульманин должен быть похоронен на мусульманском кладбище. В любом регионе Российской Федерации, где мусульмане составляют даже незначительную часть местного населения, есть мусульманские кладбища. Если такого кладбища нет, то мусульманская община обязана добиваться у местной администрации выделения земельного участка под кладбище.

Мусульманские ученые едины во мнении, что покойные мусульманка или мусульманин должны (фард) быть похоронены на мусульманском кладбище. Если же в той или иной области нет мусульманского кладбища, то на христианском или иудейском кладбище может быть отведена часть для мусульман. Если и эти условия отсутствуют, тогда родственники обязаны отвезти тело покойного в ближайшую местность, где имеется мусульманское кладбище. Если и такой возможности нет, то придется хоронить в тех условиях, которые доступны, так как Всевышний не возлагает на душу больше того, что она в состоянии сделать (см. ).

Я живу с матерью в российской глубинке, в городе Печоры Псковской области. Здесь почти нет мусульман. В Псковской области нет ни одной мечети. Моя мать в годах, и я очень боюсь, если, не дай Аллах, с ней что-нибудь случится. Я даже не знаю, как совершить обряд, мне некого пригласить, чтобы прочли молитву. Здесь нет мусульманского кладбища, а как я могу похоронить ее среди православных?! Меня очень беспокоит этот вопрос. Почему Псковская область единственная во всей России, где нет мечети, мусульманских общин. Мусульмане только из-за этого и уезжают отсюда, а что делать, если нет денег, чтобы отсюда уехать? Помогите! Ответа на мой вопрос нет. Гульфия, 39 лет.

У нас в стране есть и более кризисные ситуации. Не усложняйте и не драматизируйте происходящее. Сделайте от вас зависящее, а в большем - положитесь на Бога.

Если нет мусульманского кладбища, то выйдите с инициативой по данному вопросу в местные органы власти. Если все ваши усилия окажутся тщетными, а письма останутся без должного ответа, тогда похороните там, где это возможно. Главное - предать тело покойного земле. Душа в любом случае до Конца Света, до всеобщего Воскрешения будет пребывать в мире душ, на небесах.

Один мусульманин не совсем добровольным способом взял в жены девушку христианской религии. Она приняла Ислам, и они жили долго и на первый взгляд счастливо. Когда она умерла, выяснилось по ряду серьезных обстоятельств, что она в душе и в поступках продолжала придерживаться своей религии, причем твердо и неотступно. Ее супруг принял решение отправить тело покойной на родину, чтобы ее похоронили в соответствии с христианскими обычаями. Прав ли он? И как быть в такой ситуации? Имеет ли право мусульманин дать развод жене после ее кончины? Али.

1. Хоронят человека в соответствии с тем, о чем попросил он перед смертью. Если смерть наступила внезапно, тогда его хоронят в соответствии с традициями той религии, к которой он относил себя при жизни. В упомянутой вами ситуации однозначно дать оценку я затрудняюсь.

2. Что касается развода после смерти одного из супругов, то я не слышал об этом и не читал. В основе своей со смертью одного из супругов автоматически прекращаются их семейные отношения, человек становится вдовым. Овдовевшие супруг или супруга, жизнь которых продолжается, могут вновь обзавестись семьей. Для мужчин временных ограничений нет, а для женщин период ограничения составляет четыре месяца и десять дней . То есть по истечении этого срока она может свободно выйти замуж за другого.

Также при смерти одного из супругов встает вопрос о делении наследства. Например, в вашей ситуации мужу причитается ¼ часть наследства жены . При желании он может отказаться от него.

3. Истинное положение дел в вопросе вероубеждения ушедшего из этой жизни человека известно только Господу миров. Возможно, та женщина тайно хранила те или иные семейные реликвии (например, иконы), но верила в Единственность Творца и в истинность всех посланников Божьих, включая последнего и заключительного.

Недавно у меня умер двоюродный брат. Перед смертью он просил почему-то похоронить его рядом с его русской родней и, соответственно, по христианским канонам. А я на протяжении всей его жизни знал его как мусульманина, хотя и несоблюдающего. Скажите, уважаемый Шамиль, можно ли за него теперь давать садаку (милостыню), читать Коран и делать ду‘а (молиться)? Ильдар.

Если он не сказал о том, что был христианином, тогда вы можете делать это, уповая на всезнание и милость Творца. В любом случае - если даже ваши благодеяния, совершенные от его имени, не засчитаются ему, то засчитаются вам.

Тело хоронили во время морозов, земля была на 35 сантиметров промерзлой. Долго копали яму, жгли костры. Похоронили на татарском мусульманском кладбище. Можно ли было похоронить мусульманина в уже выкопанной яме (еще до морозов), находящейся рядом, на христианском кладбище?

Нет. Вы правильно сделали, что похоронили именно на мусульманском.

Можно ли мусульманину посещать христианское кладбище, если там похоронены его родственники-христиане?

Мой друг принял Ислам, его отец похоронен на христианском кладбище. Может ли друг молиться у могилы отца или читать там суры? И вообще может ли он посетить могилу отца? Ибрагим.

Всевышний ничем не ограничен, ни местом, ни временем. Мольба и прошение могут быть направлены Ему с любой точки земного шара. Совершать молитвы-намазы на могиле нельзя, а просить у Господа можно. То, что кладбище является христианским, не препятствие для обращения к Творцу, так как вся земля принадлежит Ему, Богу.

Должны ли мы посещать могилы умерших? Если да, то почему?

Не должны, но с точки зрения Сунны это относится к желательным действиям. Это напоминает нам о бренности жизни, о том, что все мы покинем этот временный мир, а потому следует подготовиться заблаговременно к вечности, веруя в жизнь после смерти и совершая благодеяния.

Нужно ли привставать, когда проезжаешь мимо кладбища? И вообще, что нужно делать или говорить в этот момент?

Привставать не нужно. Возможно, это какая-то местная традиция, не имеющая канонического обоснования.

Что же касается слов, когда вы проезжаете мимо кладбища либо заходите на его территорию, то уместным будет проговорить следующую молитву: «Ас-саляму ‘алейкум дара кавмим-му’минин, ва инна ин ша’ал-лаху бикум ляяхикун, нас’алюл-лаха ляна ва лякумуль-‘афия» (приветствуем вас, верующих, мир вам; если будет на то воля Божья, мы настигнем вас; молим Бога о жизненной силе, энергии для нас и для вас) .

Что нужно делать, когда собираешься идти на кладбище? Что делать, когда находишься на кладбище?

Чего-то специального нет. Приход на кладбище - назидательное для человека напоминание, в результате которого в его жизни должно становиться меньше греха и больше благодеяний. Можно помолиться за умерших (на любом языке), а также почитать отдельные суры из Корана в оригинале и попросить Творца засчитать вознаграждение за это покоящимся в могилах . Обращаться с молитвами нужно лишь к Богу.

Можно ли, придя к могиле матери, подойти близко или нужно стоять подальше?

Разницы нет, как хотите. Главное - не садиться на саму могилу .

Одна женщина хочет поставить на могиле своей матери каменный памятник со строками из суры «аль-Ихлас» на арабском языке. Но она сомневается, можно ли на памятнике писать суры Корана. Подскажите, пожалуйста, разрешается это или нет. Если нельзя писать суры, то можно ли написать на арабском языке слова «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад - посланник Аллаха».

Суру писать не следует, а формулу Единобожия можете написать, если есть такое желание. Но и в этом нет канонической необходимости.

В прошлом году у меня умер двухгодовалый сын. У него на могиле мы с мужем хотим поставить камень. Скажите, пожалуйста, что нужно и можно написать на этом камне? Назифа.

Мусульманскими канонами (Кораном и Сунной) это не регламентировано. Достаточным будет написать фамилию, имя, отчество и годы жизни.

Существуют ли какие-либо нормы оформления могил? Можно ли делать высокую ограду на могиле, ставить кирпичные колонны (1 метр)? Обязательно ли должно быть огорожено все кладбище? Можно ли писать на могильной плите, помимо аятов из Корана, какого-либо рода эпитафии (скорбные слова)? Лилия.

Не стоит всего этого делать.

Канонических требований по оформлению могил нет. Главное - скромность, отсутствие помпезности, расточительства, роскоши. Минимум надписей.

Территорию кладбища лучше огородить, очертив тем самым его границы и воспрепятствовав проникновению, например, животных, которые могут повредить могилы.

Можно на памятнике умершему прикрепить его фотографию? Лиля.

С точки зрения мусульманских канонов делать этого не следует.

Семь лет назад умерла моя мама. Через год после ее смерти наша семья установила надгробье. В течение всего этого времени фотография на памятнике менялась как минимум 4 раза: фотография не держалась на винтиках, а в последние годы изображение на фото портилось. Мы думаем, что мама просто не хочет, чтобы на ее памятнике было фото. Не подскажете, какую молитву можно изобразить на месте фотографии? Гульназ.

Какой-то специальной молитвы на этот счет нет, а потому можете написать несколько слов на любом языке, например: «О Господи, прости мои грехи!», но и в этом нет необходимости.

Несколько лет назад похоронил мать, все обряды совершены, поставили железную ограду и каменную плиту с фотографией. В прошлом году я начал ходить в мечеть, и там сказали о недопустимости применения материалов, обработанных при помощи огня (металл, обожженный кирпич), что плита, установленная в ногах покойника, должна быть не более 40 см в длину и что фотографию нужно обязательно убрать, так как она будет мучить умершего, требуя частичку его души. Как быть? Переделывать могилу или нет? Ахнаф.

Ограда и плита с надписью уместны. Про материалы, «обработанные при помощи огня», я в хадисах не встречал. Маловероятно, что подобное упоминается в достоверном хадисе. Размер плиты в 40 см - это чье-то личное умозаключение.

Можно ли родственников хоронить рядом и через какое время?

Хоронить рядом можно. И если при этом тело похороненного раньше или останки его не тревожатся, то через какое время - неважно.

Недавно съездил домой в Дагестан и там услышал, что в одном из местных горных селений хоронили двух человек в одной могиле, с небольшим промежутком земли между умершими. А бывало, что и по пять человек хоронили в одной могиле. Правильно ли по Исламу так хоронить? Алихан.

1. Можно ли мусульманину на могиле ставить цветник?

2. Правда ли то, что когда тревожишь могилу, например, сажаешь цветы или разравниваешь ее, человека повторно опрашивают два ангела Мункир и Накир и для умершего это не есть хорошо?

1. Можно. На ваше усмотрение. Есть хадис, косвенно указывающий на допустимость этого: «Однажды пророк Мухаммад проходил мимо одной из оград Медины и услышал возгласы двух людей, испытывающих [страшные] мучения в своих могилах. Посланник Господа сказал: «Они испытывают мучения за малые прегрешения». Но сразу поправился: «Нет [за большие]. Один из них был неаккуратен, когда мочился, а другой клеветал (сплетничал)». Затем пророк Мухаммад попросил, чтобы ему принесли голую пальмовую ветвь. Сломав ее пополам, он воткнул в каждую могилу по половинке. Сподвижники спросили: «О посланник Всевышнего, зачем ты это сделал?» Он ответил: «Возможно, это облегчит [их участь], и это [предполагаемое облегчение] продолжится до тех пор, пока они (ветки) не высохнут » .

2. Глупость, кем-то выдуманная.

Возможно ли использование территории старых и уже не используемых кладбищ под строительство или для земледелия?

Такое возможно только в безвыходной ситуации и с условием, что останки покоящихся тел уже разложились и стали землей. Сроки эти определяются специалистами данной местности, с учетом природного состава почвы и климатических условий См.: Махмуд А. Фатава. Т. 2. С. 276. Там же. Т. 1. С. 94.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 95, хадисы № 1473, 1474 и пояснение к нему.

Могут быть и другие причины, вынуждающие так поступить. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1560.

Окончательное решение принимается на местном уровне общим советом.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 519, хадис № 1717, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 85, хадис № 1458.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1560.

То есть пока ветки живые. У каждого из творений Господа своя форма жизни и смерти. Пока эти ветки, которые могут пустить корни и вырасти или какое-то время просуществовать за счет внутренних запасов, остаются живыми, они восхваляют Творца и тем самым благоприятствуют облегчению состояния покойного. Относительно «восхваления» в Священном Коране сказано: «Восхваляют (возвеличивают) Его семь небес и земля вместе со всем тем, что населяет их [существует в этих необъятных галактических просторах]. Каждая мелочь [все бессчетное количество единиц сотворенного в макро- и микромирах] с благодарностью возносит Господа [над всем тем, что не соответствует Ему]. Однако вы [люди и джинны, имеете право выбора и ограничены в отдельных характеристиках и возможностях (к примеру, не знаете языков животных и растений), а потому] не понимаете [и не сможете понять] их прославления [как именно они восхваляют Творца]. [В границах земного и межгалактических пространств ни наука, ни что бы то ни было другое не поможет вам в этом, иначе вы получите существенную подсказку в столь ответственном экзамене, как жизнь]» (см. Св. Коран, 17:44); «Разве ты не видишь, что Бога восхваляют все те, кто на небесах и на земле, и [к примеру] птицы, раскрывая крылья в полете. Все они знают свои молитвы [у каждого из них свое выражение благодарности] и [формы, формулы] восхваления [Творца]. Аллах (Бог, Господь) хорошо знает о том, что они [Его творения] делают» (Св. Коран, 24:41).

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 91, хадис № 216; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 430; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 419–423, хадис № 216.

См, например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 730.