Георгий вицин жил на две семьи. Георгий вицин - биография, фото, личная жизнь, семья и дети актера Наталья георгиевна вицина личная жизнь




Георгий Михайлович Вицин (урожденный Вицын). Родился 5 апреля 1917 года в Териоки - умер 22 октября 2001 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1990).

Георгий Вицин родился 5 (18) апреля 1917 года в Териоки (ныне Зеленогорск в составе Санкт-Петербурга).

В церковной книге Крестовоздвиженской церкви на Большой Посадской улице есть запись о том, что там крестили Георгия.

В более поздних официальных документах датой рождения стало значиться 23 апреля 1918 года, а местом рождения - Петроград. Это произошло из-за того, что мать Вицина в 1920-х годах, устраивая сына в оздоровительную лесную школу, сделала его «моложе» и исправила год рождения на 1918-й. 23 апреля (6 мая) являлось днём его именин.

Первоначальная фамилия будущего актёра также выглядела иначе - «Вицын», но позже из-за ошибки паспортистки буква «ы» сменилась на «и».

Когда Георгию было восемь месяцев, родители переехали в Москву.

В 1926-1933 годах учился в Московской школе-семилетке № 26.

В 1933-1934 обучался в Театральном училище при Малом театре (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина), откуда был отчислен с формулировкой «за легкомысленное отношение к учебному процессу».

В 1934 году поступил Театральное училище при Театре имени Е. Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина). В 1935 году перешёл в театральную студию МХАТа 2-го, где учился у С. Г. Бирман, А. И. Благонравова, В. Н. Татаринова (все в Москве).

С 1936 года - актёр театра-студии под руководством Н. П. Хмелёва, в 1937-1969 - Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой, куда вошла театр-студия.

Роли Георгия Вицина в театре им. М. Н. Ермоловой:

1940 - «Как вам это понравится» У. Шекспира - Уильям;
1943 - «Ночь ошибок» О. Голдсмита - Тони;
1945 - «Укрощение укротителя» Дж. Флетчера - Морозо;
1946 - «Старые друзья» Л. А. Малюгина;
1947 - «Люди с чистой совестью» П. П. Вершигоры - Воличка;
1948 - «Счастье» по П. А. Павленко - Поднебеско;
1951 - «Ксения» А. А. Волкова (режиссёр А. А. Гончаров) - Дед Семён;
1955 - «В добрый час» В. С. Розова;
1956 - «Чудак» Н. Хикмета - Абдурахман;
1958 - «Дикари» С. В. Михалкова - Любешкин;
1964 - «Лес» А. Н. Островского (режиссёр Л. П. Галлис) - Аркашка Счастливцев;
1966 - «Гвозди» С. Л. Лунгина, И. И. Нусинова;
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского (постановка Н. П. Хмелёва);
«Не сотвори себе кумира» А. М. Файко - Молоканов;
«Двадцать лет спустя» по М. А. Светлову;
«Гость из ночи» Л. Ашкенази - официант;
«Нахлебник» И. С. Тургенева;
«Два упрямца» Н. Хикмета.

С 1969-го по 2001-й служил в Театре-студии киноактёра в Москве.

Кинодебют актёра состоялся, как считалось, в эпизодической роли опричника в фильме «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна (1944). Однако, по словам В. Цукермана, скрупулёзно собиравшего все факты жизни Г. Вицина, актёр как-то признался ему, что С. М. Эйзенштейна он «в глаза не видел», а дебютировал в 1945 году в фильме С. И. Юткевича «Здравствуй, Москва!».

Известность пришла к актёру после фильма «Запасной игрок», в котором он исполнил роль Васи Веснушкина. Вслед за этим снялся в фильме «Она вас любит!». Несмотря на то, что в этих картинах Г. Вицин исполнял роли юных пареньков, актёру было уже далеко за тридцать. Застенчивые и отзывчивые герои Г. Вицина приглянулись зрителю. В то же время он снимался в лентах исторических: «Композитор Глинка» и «Белинский».

Георгий Вицин в фильме "Запасной игрок"

Однако наиболее широкую известность актёру принёс образ Труса, воплощённый им в комедиях - «Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Стоит отметить, что Вицину часто приходилось играть персонажей-пьяниц, и в этих ролях он был очень убедителен, так как обладал специфическими голосом и внешностью. При том что в реальной жизни актёр не пил и не курил, вёл здоровый образ жизни, увлекался дыхательной гимнастикой йогов. И лишь в «Кавказской пленнице» актёру всё-таки пришлось выпить настоящего пива, поскольку шиповник, который потребовал Г. Вицин, в кадре выглядел неубедительно.

Георгий Вицин в фильме "Кавказская пленница"

Также запомнился своими ролями: авантюрист Сэм в комедии «Деловые люди» («Вождь краснокожих»), Бальзаминов в ленте «Женитьба Бальзаминова», сэр Эндрю в «Двенадцатой ночи», Волшебник в «Старой, старой сказке».

Актёр обладал талантом к декламации и много работал над озвучиванием мультфильмов. Был неплохим художником - рисовал карикатуры на актёров, пробовал себя в скульптуре, графике, живописи.

Георгий Вицин в фильме "Женитьба Бальзаминова"

С наступлением 1990-х годов Г. Вицин, совместно с другими участниками знаменитой троицы, начал много гастролировать по стране. До последних своих дней играл в Театре киноактёра. Последние годы жил очень скромно. Отдав свою большую квартиру в центре Москвы дочери Наталье, перебрался в «хрущёвку» в Староконюшенном переулке.

Он крайне ограничивал общение со сторонними людьми, избегал встреч с журналистами. Практически постоянно находился в квартире, выходя на улицу только покормить голубей. От помощи отказывался, говоря: «Не могу взять, ведь люди последнее отдают!».

Стоит отметить, что Георгий Вицин до преклонных лет выглядел очень молодо. В тридцать семь лет он сыграл восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок». В сорок шесть - двадцатипятилетнего Мишу Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова»). При этом талант позволял ему играть и возрастные роли: в частности, в тридцать восемь лет актёр изобразил деда Мусия в картине «Максим Перепелица».

Георгий Вицин скончался 22 октября 2001 года (по другим источникам - 23 октября) в одной из московских больниц. Причиной смерти актёра стали хронические заболевания печени и сердца. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.

26 июля 2008 года к 460-летнему юбилею города и 90-летию актёра в парке культуры и отдыха Зеленогорска был открыт памятник Г. Вицину. Скульптура изображает актёра в роли Бальзаминова из фильма «Женитьба Бальзаминова».

В 2012 году в Иркутске около здания цирка появился памятник Л. И. Гайдаю и «Гайдаевской троице».

Памятник Балбесу, Бывалому и Трусу есть в Перми а также в Хабаровске.

Рост Георгия Вицина: 174 сантиметра.

Личная жизнь Георгия Вицина:

Состоял в отношениях с актрисой Надеждой (Диной) Тополевой, бывшей тогда женой режиссёра Н. П. Хмелёва. Она была намного старше его.

Отношения у них начались, когда 18-летний Вицин поступил в Театр Ермоловой. Он горячо влюбился в Дину Тополеву - жену худрука театра Николая Хмелева, которого Вицин считал своим учителем. Дина ответила на его чувство. Отметим, что Хмелев не изменил отношения к Вицину и продолжал давать ему роли.

Они прожили вместе 20 лет. После расставания продолжал о ней заботиться, приносил ей лекарства и продукты.

Дина Тополева - гражданская жена Георгия Вицина

Жена - Тамара Фёдоровна (1925-2009), костюмер, племянница биолога и селекционера И. В. Мичурина.

В браке родилась дочь Наталья, художник-график.

Тамара Фёдоровна - жена Георгия Вицина

Дочь Наталья рассказывала о Георгие Михайловиче: "Из отца сделали отшельника. Это совершенно не так! Если ему звонили девочки и задавали наивные вопросы, он не любил отвечать. Но если, например, у телефона Вульф - мог беседовать часами. В детстве я даже ревновала отца к поклонникам. Идем по улице - все здороваются. "Иди, девочка, домой", - говорил папа и продолжал беседу. По натуре папе больше подходила его первая профессия - художника, скульптора, наблюдающего, созерцающего. Рисовал он везде - в поездках, между действиями в спектаклях, между съемочными часами. Мама порой страдала от того, что с ним серьезно и не поговоришь. Смех с утра до ночи. Даже в самой ужасной ситуации он умел снять напряжение мудрым юмором. Папа был ответственным человеком. Поддерживал и нас с мамой, и первую жену, актрису Дину Тополеву".

Фильмография Георгия Вицина:

1944 - Иван Грозный опричник (нет в титрах)
1945 - Здравствуй, Москва! - железнодорожник на станции «Дольск»
1946 - Глинка - зритель на премьере (нет в титрах)
1947 - Весна - актер, репетирующий Н. В. Гоголя
1951 - Белинский - Николай Гоголь
1952 - Композитор - Глинка Николай Гоголь
1954 - Запасной игрок - Вася Веснушкин
1954 - Мы с вами где-то встречались - отдыхающий на балконе дома отдыха (нет в титрах)
1955 - Мексиканец - Билл Карти
1955 - Максим Перепелица - дед Мусий
1955 - Двенадцатая ночь - сэр Эндрю
1956 - Она вас любит! - Константин Петрович Канарейкин
1956 - Поэт - антрепренёр вечера поэзии (нет в титрах)
1956 - Убийство на улице Данте - Питу
1957 - Борец и клоун - Энрико
1957 - Дон Кихот - Самсон Карраско
1957 - Новый аттракцион - Семён Ильич, администратор цирка
1958 - Коловращение жизни - парикмахер (нет в титрах)
1958 - Отцы и дети - Ситников
1958 - Жених с того света - Фикусов, управделами
1958 - Девушка с гитарой - покупатель
1958 - «Чудотворец» из Бирюлёва - алкаш
1959 - Василий Суриков - Илья Ефимович Репин
1959 - Я был спутником Солнца - учёный, коллега Андрея
1959 - Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем - Николай Гоголь
1960 - Конец старой Берёзовки - учитель геометрии
1960 - Месть - Фёдор Фёдорович Дегтярёв
1961 - Дрессировщики - дедушка
1961 - Совершенно серьёзно (новелла «Пёс Барбос и необычный кросс») - Трус
1961 - Самогонщики - Трус
1961 - Артист из Кохановки - дед Кузьма
1962 - Как рождаются тосты - счетовод Плющ
1962 - Путь к причалу - Великанкин, интеллигент в вытрезвителе
1962 - Деловые люди (новелла «Вождь краснокожих») - Сэм
1962 - Молчат только статуи - Жак Мелье
1963 - Короткие истории (музыкальный фильм) (миниатюра «Поучительный случай» муж
1963 - Каин XVIII - палач
1963 - Мамочка и два трутня - посетитель котлетной
1963 - Первый троллейбус - пьяный
1963 - Слепая птица - пассажир поезда
1964 - Эстрадная фантазия (музыкальный фильм)
1964 - Женитьба Бальзаминова - Миша Бальзаминов
1964 - Зайчик - помощник режиссёра Фёдор Михайлович
1964 - Сказка о потерянном времени - злой волшебник Андрей Андреевич
1964 - Что такое теория относительности? - актёр (камео)
1964 - Весенние хлопоты - дядя Пудя
1965 - Бывает и так (киноальманах) (новелла «Скелет Аполлона») - Назлиев
1965 - В первый час - гость «Голубого огонька»
1965 - Дайте жалобную книгу - заведующий отделом в магазине одежды
1965 - Новогодний календарь
1965 - Операция «Ы» и другие приключения Шурика - Трус
1965 - Дорога к морю - бригадир лесосплавщиков Александр Терентьевич
1966 - Коллекция Капы - Гранаткин
1966 - Красное, синее, зелёное - директор музея
1966 - Кто придумал колесо? - дядя Коля
1966 - Сказки русского леса - Трус
1966 - Формула радуги - директор фабрики игрушек
1966 - Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика - Трус
1966 - Фитиль (фильм №47 «Карусель») - эпизод
1967 - Спасите утопающего - майор милиции / старик в панамке
1967 - Татьянин день - предложивший новое летоисчисление
1968 - Гольфстрим - отец Игоря
1968 - Семь стариков и одна девушка - грабитель («Трус»)
1968-1981 - Кабачок «13 стульев» (фильм-спектакль) - критик пан Цыпа
1968 - Старая, старая сказка - добрый волшебник
1968 - В тринадцатом часу ночи - водяной
1969 - Вчера, сегодня и всегда - тётушка Берри
1969 - Похищение - камео
1970 - Шаг с крыши - англичанин
1970 - Как мы искали Тишку - старшина милиции Степанов
1970 - Опекун алкоголик и тунеядец - Тебеньков
1971 - Весенняя сказка - царь Берендей
1971 - 12 стульев - монтёр Мечников
1971 - Пожара не будет! - шофёр Пётр
1971 - Тень - доктор
1971 - Смертный враг - Егор
1971 - Джентльмены удачи - «Хмырь» (Гаврила Петрович Шереметьев)
1972 - Табачный капитан - повар Мутон
1972 - Масштабные ребята - прораб Афанасьев
1972 - Фитиль (фильм №121 «Покупка») - покупатель
1973 - Чиполлино - адвокат Горошек
1973 - А вы любили когда-нибудь? - мама Нины Дмитриевны, Олин папа Яков Иванович Никольский
1973 - Земля Санникова - Игнатий
1973 - Моя судьба - пьяный
1973 - Неисправимый лгун - парикмахер Алексей Иванович Тютюрин
1974 - Дорогой мальчик - Макинтош
1974 - Северная рапсодия - продавец Кузьма Петрович
1974 - Царевич Проша - король Каторз IX
1974 - Фитиль (фильм №147 «Найди себя»)
1974 - Автомобиль, скрипка и собака Клякса - музыкант с банджо/гитарой
1974 - Мой «жигулёнок» - дядя Женя
1974 - Большой аттракцион - Галкин, режиссёр телевидения
1975 - Финист - Ясный Сокол - Агафон
1975 - Шаг навстречу (новелла «Дочь капитана») - человек в буфете
1975 - Не может быть! (новелла «Свадебное происшествие») - отец невесты
1975 - Пузырьки - водитель «Запорожца»
1975 - Ау-у! (новелла «И подъехали к избе сваты...») - дед, учёный-этнограф
1975 - Где ты, Арина Родионовна? - Родионыч
1976 - Пастух Янка - принц Кукимор
1976 - Весёлое сновидение, или Смех и слёзы - министр Кривелло
1976 - Пока бьют часы - дедушка Маши, Великий садовник
1976 - Синяя птица - Сахар
1976 - 12 стульев - гробовщик Безенчук
1976 - Солнце, снова солнце - дед
1976 - Ералаш (в сюжете «Чудное мгновенье») - Николай Васильевич Гоголь
1977 - Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (фильм-спектакль) - камео
1978 - История с метранпажем - администратор гостиницы Семён Николаевич Калошин
1980 - За спичками - портной Тахво Кенонен
1980 - Комедия давно минувших дней - Трус
1981 - Руки вверх! - агент ЫХ-000, он же Фонди-Монди-Дунди-Пек
1985 - Соперницы - дедушка Иван Степанович
1985 - Опасно для жизни! - Александр Петрович Чоколов
1986 - Путешествие пана Кляксы - король Аполлинарий Бай
1992 - Выстрел в гробу - полковник Закусняк
1992 - Господа артисты - парикмахер Нил Палыч
1993 - Бравые парни - майор Грибоедов
1994 - Несколько любовных историй - аптекарь Форнари
1994 - Хаги-Траггер - кукольный мастер Генрих Янович

Озвучивание Георгия Вицина:

1936 - Бесприданница (в восстановленной редакции 1970 года)
1937 - Богатая невеста - младший счетовод
1937 - 1938 - Пётр Первый (в реставрации 1965 года) - чтец
1939 - Золотой ключик (в реставрации 1959 года) - Буратино (роль О. А. Шагановой-Образцовой), Джузеппе (роль М. Н. Дагмарова)
1950 - Казимир - Поль-Андре (роль Б. Ла Жаррижа)
1953 - Великий воин Албании Скандербег - муж Мамицы
1954 - Верные друзья - дед на барже (роль А. И. Жукова)
1954 - Цирк будет - Viewer (роль В. Трегла)
1954 - Папа, мама, служанка и я - Робер Ланглуа (роль Р. Ламурё)
1955 - Лурджа Магданы - дед Гиго (роль А. А. Омиадзе)
1955 - Крушение эмирата - Урзуф, посол эмира (роль С. Табибуллаева / комендант)
1955 - Девушка-джигит - Мурат (роль С. П. Тельгараева)
1956 - Драгоценный подарок - заведующий аптекой (роль Э. С. Геллера)
1956 - Вокруг света за 80 дней - кондуктор поезда (роль К. Бастера)
1956 - Баши-Ачук
1957 - 12 разгневанных мужчин - Присяжный № 2 (роль Дж. Фидлера / Присяжный № 9 (роль Дж. Суини)
1958 - Мой дядюшка
1958 - Мистер Питкин в тылу врага - Норманн Питкин / генерал Шрейбер (роль Н. Уиздома)
1959 - Бабетта идёт на войну - капитан Гюстав Фремон (роль Н. Роквера)
1959 - Так держать, медсестра! - санитар Мик (роль Г. Лока)
1959 - Двенадцать девушек и один мужчина - Йозеф (роль Э. Вальдбрунна)
1959 - Улица Прэри - санитар Мик (роль Г. Ги Декомбля)
1961 - Рассказ нищего - Пепиа (роль А. А. Омиадзе)
1961 - Трудная жизнь - эпизод (роль А. Блазетти)
1961 - Развод по-итальянски - Кармело Патане (роль Л. Триесте)
1962 - Стук почтальона - Гарольд Мопс (роль С. Миллигана)
1963 - Приключения Питкина в больнице - Норманн Питкин (роль Н. Уиздома)
1963 - Путь на арену - агент Госстраха
1963 - Вчера, сегодня, завтра - дедушка (роль Д. ди Грегорио)
1964 - Хотите - верьте, хотите - нет... - лектор (роль А. М. Матковского)
1964 - Вперед, Франция! - Le supporter avec le bonnet tricolore (роль Р. Ролли)
1964 - Фантомас - ответственный секретарь союза ювелиров (роль Ж. Берже)
1965 - Первый учитель - Картынбай (роль Кирей Жаркимбаев) / роль М. Кыштобаева)
1966 - Как украсть миллион - страховой агент (роль Э. Малина)
1966 - Удивительная история, похожая на сказку - читает текст
1967 - Треугольник - фотограф
1968 - Бриллиантовая рука - алкоголик, которого увозит милиция (роль Л. И. Гайдая) (в титрах не указан)
1968 - Маленький купальщик - министр (роль П. Дака)
1969 - Приключения канонира Доласа, или Как я развязал Вторую мировую войну - капитан Ральф Пикок (роль К. Рудзкого)
1970 - Украли Старого Тоомаса - Старый Тоомас (роль К. К. Кийска)
1971 - Вилли Вонка и шоколадная фабрика
1972 - Секрет великого рассказчика - граф
1974 - Торговцы смертью - дядя Кьокки (роль А. Кутоло)
1975 - Уважаемые люди - Profumo (роль Д. Паньяни)
1976 - Знакомство по брачному объявлению - официант (роль Р. Риффара) / таксист (роль П. Реппа)
1976 - Регентруда - злой колдун-карлик Фойербарт
1977 - Гариб в стране Джиннов - Асра (роль А. Мамедоглу)
1977 - Фантазии Веснухина - дядя Гоша, фотограф (роль Г. М. Ронинсона)
1977 - Мачеха Саманишвили - священник Михаил (в титрах не указан)
1978 - Кто есть кто - инспектор автошколы (роль Ф. Кастелли)
1979 - Д’Артаньян и три мушкетёра - второй судейский чиновник (роль В. А. Долинского)
1979 - Ритмы песен - Tushar Бабу Гхош / Чаттерджи (роль К. Мукхерджи)
1980 - Укрощение строптивого - священник Чирилло (роль П. Сантонастазо)
1981 - Дедушка дедушки нашего дедушки - дед Азиз (роль Г. Садыхов)
1981 - Мария, Мирабела - Король гусениц, отец Омиде (роль Д. Рэдулеску)
1982 - Влюблён по собственному желанию - ухажёр-художник (роль И. В. Уфимцева)
1982 - Покровские ворота - дедушка Савельич (роль Э. С. Геллера)
1982 - Чародеи - говорящий кот (в титрах не указан)
1986 - Я - вожатый форпоста - отец Коли Гудкова (роль А. А. Кожевникова)

Озвучивание мультфильмов Георгия Вицина:

1946 - Павлиний хвост - доктор Айболит
1947 - Конёк-Горбунок - Спальник
1951 - Высокая горка - воробей Чик
1953 - Волшебный магазин - Маг-завмаг
1954 - Оранжевое горлышко - петух Подковкин
1954 - Стрела улетает в сказку - Старик-лесовик
1954 - Козёл-музыкант - Первый ёж
1954 - На лесной эстраде - Заяц
1954 - Танюша, Тявка, Топ и Нюша - Тявка
1955 - Ореховый прутик - ведьма Клоанца / ворон (в титрах как «Г. Вицын»)
1955 - Снеговик-почтовик - Снеговик
1955 - Храбрый заяц - Храбрый заяц
1955 - Заколдованный мальчик - Деревянная статуя старого моряка Розенбома
1955 - Это что за птица? - Гусь (в титрах не указан)
1955 - Четыре монеты - дед Ахмед
1956 - Маленький Шего - Попугай (в титрах не указан)
1956 - Гадкий утёнок - Оба петуха / Гусь / Индюк / Кот (в титрах не указан)
1956 - Кораблик - Муравей / Лягушонок
1956 - Лесная история - Журавль-врач (в титрах не указан)
1956 - Шакалёнок и верблюд - шакалёнок
1956 - Приключения Мурзилки - Скворец / дворник дядя Егор
1956 - 12 месяцев - Ворон / Глашатай / Попугай / братец Февраль
1956 - Аист Аджар-бай (в титрах не указан)
1957 - Верлиока - Селезень (в титрах не указан)
1957 - Волк и семеро козлят - Дятел (в титрах не указан)
1957 - В некотором царстве... - Заморский принц / дьяк
1957 - Привет друзьям! - Фанфан-репортер
1957 - Чудесница - Петух
1957 - Сказка о Снегурочке - Дед (в титрах не указан)
1958 - Кошкин дом - Козёл / ворон-пожарный
1958 - Краса ненаглядная - Разбойник Труха / Сорока / Воронёнок
1958 - Мы за солнышком идём - Ёжик
1958 - Сказка о Мальчише-Кибальчише - Дед / буржуйский генерал англичанин / буржуйский генерал японец
1958 - Мальчик из Неаполя - Маленький Синьор
1958 - Спортландия - Хоттабыч из книги
1959 - Приключения Буратино - Джузеппе / клоун / дирижёр (в титрах как «И. Вицин»)
1959 - Ровно в три пятнадцать... - Карандаш; Петрушка (в титрах не указан)
1959 - Три дровосека - Пузырь
1960 - Разные колёса - Петух
1960 - Винтик и Шпунтик - весёлые мастера - Пилюлькин (в титрах не указан)
1960 - Человечка нарисовал я - Кондитер
1960 - Тринадцатый рейс - Заяц, козёл
1960 - Конец Чёрной топи - Леший
1960 - Мультипликационный Крокодил № 2 - патефон / нож
1960 - Непьющий воробей - Непьющий воробей
1960 - Три зятя - Старик (в титрах не указан)
1961 - Дорогая копейка - Пятак-сторож
1961 - Дракон - Сборщик податей
1961 - Ключ - Николай Захаров, папа мальчика
1961 - Муравьишка-хвастунишка - Кузнечик
1961 - Чиполлино - садовник Кактус
1961 - Незнайка учится - Доктор Пилюлькин
1961 - Заокеанский репортёр - Репортёр Боб Скетч
1962 - Две сказки - Заяц
1962 - Только не сейчас - волшебник «Сейчас»
1962 - Королева Зубная Щётка - Дедушка Мыло (в титрах не указан)
1962 - Фитиль, сюжет «Современная сказка») - Дабран-ага
1963 - Сказка о старом кедре - Гриб / Колобок
1963 - Следопыт - состарившийся второгодник Вася Петров
1963 - Бабушкин козлик - 3-й волк
1963 - Светлячок № 3 - Светлячок
1963 - Три толстяка - Продавец воздушных шаров (в титрах не указан)
1964 - Жизнь и страдания Ивана Семёнова - врач
1964 - Кто поедет на выставку? - Бракованный человечек
1964 - Храбрый портняжка - Министр / трубач
1964 - Петух и краски - Петух
1964 - Дюймовочка - Кузнечик-музыкант / один из трёх солидных кротов (в титрах не указан)
1964 - Кто виноват? - Коробок со спичками
1965 - Ваше здоровье - Xвороба / Микроб
1965 - Ни богу, ни чёрту - плотник Кузьма (в титрах не указан)
1965 - Рикки-Тикки-Тави - старый мангуст
1965 - Светлячок № 6, сюжет Подсолнух - Индюк
1965 - Где я его видел? - Карандаш, председатель «Клуба весёлых человечков» (в титрах не указан)
1966 - Про бегемота, который боялся прививок - Волк / Жираф / Крокодил
1966 - Поди туда, не знаю куда - Текст от автора / худой скоморох
1966 - Сегодня День рождения - Диспетчер на вокзале / Кот
1966 - Хвосты - Заяц
1967 - Зеркальце - Заяц
1967 - Межа - Старик (в титрах не указан)
1967 - Паровозик из Ромашкова - Папа
1967 - Заяц-симулянт - Заяц
1967 - Сказки для больших и маленьких - Заяц
1967 - Слонёнок - Павиан
1967 - Машинка времени - Болельщик «Спартака»
1967 - Раз, два - дружно! - Заяц / одноухий волк
1967 - Сказка о золотом петушке - Мудрец-звездочёт; пушкарь
1967 - Честное крокодильское - Паровоз (в титрах не указан)
1967 - Как стать большим - Гриб
1968 - Козлёнок, который считал до десяти - Конь
1968 - Комедиант - Стражник в Бомбижу (в титрах не указан)
1968 - Хочу бодаться! (новелла «Услужливый») - Заяц
1968 - Фильм, фильм, фильм - сценарист
1969 - Фитиль (короткометражный) (фильм №80 «Есть ли жизнь на Марсе?») - профессор-лектор
1969 - Фитиль (короткометражный) (фильм №177 «Счастливый конец») - мотоциклист
1969 - Украденный месяц - Месяц
1969 - Кот в сапогах 1-я часть - кот Перро
1969 - Рассеянный Джованни (Весёлая карусель № 1) - Почтальон (в титрах не указан)
1970 - Бобры идут по следу - Бобр-учитель
1971 - Петрушка - Петрушка
1971 - Терем-теремок - Петушок
1972 - Весёлый старичок (Весёлая карусель № 4) - Старичок
1972 - Рассказы старого моряка: Антарктида - Пингвин-воспитатель
1972 - Утёнок, который не умел играть в футбол - утёнок-хулиган (в титрах не указан)
1973 - Как это случилось - Игрушка-Клоун
1973 - Небылицы в лицах (Весёлая карусель № 5) - Егор
1974 - Мешок яблок - Папа Заяц
1974 - Сами виноваты - Папа Заяц
1975 - Наследство волшебника Бахрама - Волшебник Бахрам
1975 - Конёк-Горбунок - Спальник / эпизодические персонажи
1975 - В гостях у гномов - Гном (в титрах не указан)
1976 - Зайка-зазнайка - Зайка-Зазнайка
1976 - Все непонятливые - Червяк-интеллигент
1977 - Как грибы с горохом воевали - Стручок (в титрах не указан)
1977 - Зайчонок и муха - Воробей
1977 - Квартет «Ква-ква» - Жук (в титрах не указан)
1978 - Дед Мороз и серый волк - Папа Заяц (в титрах как «Г. Вицын»)
1978 - Робинзон Кузя - Кот-дикарь
1978 - Как утёнок-музыкант стал футболистом - Утёнок-хулиган (в титрах как «Г. Вицын»)
1979 - Как лиса зайца догоняла - Заяц
1979 - С кого брать пример? - Пёстрый Петух
1980 - Первый автограф - Бобёр (исполнение песни)
1980 - Каникулы в Простоквашино - Бобёр
1981 - Мария, Мирабела - Царь гусениц, отец Омиде
1981 - Зимняя сказка - Снегирь
1982 - Приключения волшебного глобуса или проделки ведьмы - Маленький Синьор / колдунья Клоанца / Мудрый ворон
1982 - День рождения - Гном
1982 - Сладкий родник - Петух / Бычок
1982 - Бюро находок - попугай Степаныч
1983 - Ловись, рыбка! - Дед
1983 - Жил у бабушки козёл - Зайка
1983 - Самый маленький гном (4-ый выпуск) - Петушок
1983 - Следствие ведут Колобки (2-ой выпуск «Ограбление века») - продавец мороженого
1984 - Подземный переход - Уж
1984 - Хочу Луну - Лорд-канцлер
1984 - Не хочу и не буду - Кот
1984 - Слонёнок пошёл учиться - Кот
1984 - Как щенок учился плавать - Лебедь
1984-1990 - КОАПП - Гепард
1984 - Домовёнок Кузя. Дом для Кузьки - домовёнок Кузя / гость / грузчик
1985 - Домовёнок Кузя. Приключения домовёнка - домовёнок Кузя / кот
1986 - Домовёнок Кузя. Сказка для Наташи - домовёнок Кузя
1986 - Снегурята - Пугало
1987 - Домовёнок Кузя. Возвращение домовёнка - домовёнок Кузя
1990 - Курица - Старый петух
1990 - Сладкая репа - рассказчик
1991 - Николай Угодник и охотники - все персонажи
1991 - Гостья - раёшник
1992 - Простой мужик - раёшник
1992 - Бабья работа - раёшник
1993 - Два жулика - раёшник
1993 - Родня - раёшник
1993 - Чуффык - Заяц
1994 - Фантазёры из деревни Угоры - Кощей Бессмертный
1994 - Шарман, шарман!-2 - Черепаха
1995 - Шарман, шарман!-3 - Черепаха

Радиоспектакли Георгия Вицина:

1961 - «Аптека "Голубые шары"» - Лекарь-Аптекарь
1962 - «Звёздные дневники Ийона Тихого» - от редакции
1965 - «Верный робот» - странный тип
1972 - «Остров сокровищ» - Пью
1981 - «Дети капитана Гранта» - Паганель

Музыкальные сказки Георгия Вицина:

1965 - «Волшебник Изумрудного Города» - Гудвин
1981 - «Происшествие в стране Мульти-Пульти» - Трус
1984 - «Приключения Кузнечика Кузи» - кузнечик Кузя
1984 - «Новые приключения Кузнечика Кузи» - кузнечик Кузя
1989 - «Разыскивается Кузнечик Кузя» - кузнечик Кузя
1989 - «Кузнечик Кузя на планете Туами» - кузнечик Кузя


Есть во Владимирской области село, добрая половина обитателей которого считает себя родственниками Георгия Вицина. А ведь на самом деле так оно и есть! И фамилия у них одна – Вицины. Немногим известно, что корни знаменитого артиста – великого комика Георгия Михайловича Вицина - находятся на владимирской земле, а именно в селе Небылом Юрьев-Польского района. Здесь родился его отец, здесь часто в юные годы и уже став популярным артистом бывал и Гоша или Гога, как называли и продолжают называть Георгия Михайловича небыловцы, лично знавшие его. Несколько последних лет своей жизни актёр вёл очень тихий и скромный образ жизни, не показываясь на телеэкранах. Его можно было увидеть только на сцене театра киноактёра или в театре на Таганке, где по выходным проходят вечера смеха с участием известных и не очень комиков. Георгий Михайлович там читал своего любимого Михаила Зощенко. И с одного из таких концертов, 16 сентября 2001 года, его увезли на «скорой» в больницу, но после того, как артист свой номер исполнил… В селе Небылое, откуда был родом отец Георгия Вицина, до сих пор живут дальние родственники актёра. У них хранится родословная семьи гениального комика, из которой выясняется, что после одной из войн XIX века, скорее всего Отечественной 1812 года, в селе появился поляк Вицен (Вицено или Вицена). Было ли это его имя или фамилия, - сейчас сказать уже невозможно. Но современная фамилия Вициных, видимо, идёт отсюда. Но, как бы там ни было, этому поляку ничто человеческое чуждым не казалось, и он женился на жительнице Небылого, построил свой дом. Через некоторое время в семье родились два сына – Егор и Иван. Повзрослев, в свою очередь, и те стали семейными. В их семьях начали подрастать дети. У Егора появились два сына, названные Михаилом и Кузьмой, и дочь. Двое сыновей родились и в семье Ивана. Одному из внуков поляка Вицена – Михаилу Егоровичу – и суждено было стать отцом известного актёра. По убеждению Нины Серафимовны Вицыной, дальней родственницы артиста, других Вициных на земле не существует. Все люди с этой фамилией происходят от поляка Вицена и его потомков. Сама же Н. С. Вицына, выходя замуж и следуя правилам правописания в русском языке, изменила в своей новой фамилии одну букву – «и» на «ы» после «ц» - и стала писаться Вицына вместо Вицина. С «ы» пишется фамилия лишь семьи Нины Серафимовны, а остальные представители семейства верны традиции. По поводу происхождения фамилии Вицин существует ещё одна версия. В Небыловской округе вицами назывались тонкие ивовые прутья, из которых плели корзинки. Они и могли послужить корнем фамилии. Вицины всегда были очень зажиточными. Они постоянно держали скотину и птицу. В памяти Н. С. Вицыной запечатлелась огромная стая гусей. Недалеко от их дома стояли принадлежавшие семье постройки, в разговорной речи звавшиеся «палаткой», «амбаром» и «житницей». Все Вицины отличались добротой, бескорыстием, скромностью, а порученное дело выполняли обязательно хорошо и ответственно. Артистичность – тоже их характерная семейная черта. Некоторые жители Небылого ещё помнят отца Георгия Михайловича и говорят, что он был «артист великий, весёлый и талантливый». Некоторым Вициным было подвластно копирование голосов, манер поведения односельчан. Всё это, как говорит Нина Серафимовна, им было дано природой. Да и внешней красоты и обаяния им было не занимать. Большинство Вициных, к тому же, и долгожители. В то время Небылое с окрестными деревнями и сёлами были стороной пастухов и каменщиков, и многие местные жители уходили на заработки в другие края. Так однажды поступил и Михаил Вицин. Оказавшись в чужой стороне, он женился, и весной 1917 года у молодой семьи в Петрограде (в 1917 году - в его окрестностях) родился сын, наречённый Георгием. - Будучи мальчишкой, - продолжала моя собеседница, - он каждое лето приезжал в Небылое к своему дяде Кузьме и его жене тётке Елизавете, которая прожила больше ста лет. Именно к ней Георгий приезжал уже в зрелом возрасте. Об этих временах сам Г. М. Вицин вспоминал вот что: «…в село Небылое, недалеко от Юрьев-Польского, в детстве часто бывал. Это родина моего отца. На телеге меня возили, дорога была плохая, и я трясся почти целый день – часов с 10 утра и до 8 вечера. Но зато окрестностями любовался. Места-то красивейшие! Когда смотрю на картину «Владимирка», снова вспоминаю детство, как меня возили на отдых в Небылое». По воспоминаниям свекрови Нины Серафимовны, Георгий Михайлович в свои юношеские годы во время приездов на родину отца часто катал на большой телеге, использовавшейся для перевозки сена, местных ребятишек, среди которых был и будущий муж моей собеседницы Владимир Вицин, доводившийся артисту троюродным племянником. В Небылом сохранился дом, где проводил своё беззаботное детство будущий великий комик. Правда, сейчас он серьёзно перестроен. В начале XX века в нём проживали двоюродная племянницу Г. М. Вицина Мария Николаевна Громова и её мать Мария Алексеевна, чей муж Николай Кузьмич был артисту двоюродным братом. Много работая, Георгий Михайлович часто разъезжал с концертами. Одним из пунктов таких гастролей он периодически выбирал Небылое. А как сюда не заехать, если киносъёмки велись в Суздале, что буквально в нескольких десятках километров от Небылого? Вспомните, например, ту же «Женитьбу Бальзаминова». - Георгий в Небылое приезжал много раз, - продолжала Нина Серафимовна Вицына, - но никогда он не был с семьёй, а всё время с артистами, каждый раз с концертом. Так, в 1962 году он был вместе с Нонной Мордюковой, в другой приезд – с кем-то из комедийной тройки – то ли с Юрием Никулиным, то ли с Евгением Моргуновым, сейчас уже точно не помню. Все концерты обязательно проходили с огромным успехом. Небыловцы подолгу их не отпускали. Клубу небыловскому он однажды аккордеон подарил. Его так потом и называли – «вицинский». Однажды, зайдя к своей тётке Елизавете, он оставил ей на столе 40 рублей на конфеты, когда та получала пенсию в три раза меньше. Об этом событии долго судачило всё село. А Мария Алексеевна Георгию Вицину дала очень краткую, но ёмкую характеристику: - Он был очень простой, Гошка-то. Из всех родственников артист больше остальных любил своего троюродного брата Дмитрия Прокопьевича Вицина, который жил в Орске. Он составил подробное генеалогическое древо их рода. Его дело продолжил и племянник. Георгия в Небылом все звали просто Гога Вицин. Очень часто можно было слышать: «Сегодня вечером по телевизору будет кино, где играет Гога Вицин!» или «К нам едет с концертом Гога Вицин!» - Моего сына Игоря в школе тоже звали Гога Вицын, - говорит Нина Серафимовна. А вот Марии Николаевне больше запали в душу моменты, когда она с родственниками посещала своего знаменитого дядю в Москве: - Жили они с женой Тамарой Фёдоровной и дочерью Наташей в Староконюшенном переулке. Мы к ним туда иногда приезжали. Георгий Михайлович очень любил встречать и угощать гостей. После нашего приезда сразу же бежал в один из ресторанов на Арбате и покупал что-нибудь вкусненькое. Угощая всех, сам спиртного никогда не употреблял. Обычно вечером приедет машина за ним – и увезут чуть не на всю ночь на съёмки. А Тамара Фёдоровна все новости про всех артистов расскажет. Были случаи, когда он привечал не только родственников, но и других жителей Небылого, приезжавших в Москву. О том, что артисту нравилось В Небылом, говорят его воспоминания: «…сметану я люблю, всё деревенское, натуральное. Рябину невежинскую, уважаю вишню, антоновку, анис. Только на этом и держусь. Люблю деревню, лес – там всегда покой, чувствуешь себя человеком, частью природы. Только при общении с природой и отдыхаешь, как следует…» - Последний раз в Небылое, - продолжает Мария Николаевна, - он приезжал лет за 15 до смерти, заходил к нам. Весть о смерти Вицина в 2001 году услышала по телевидению. Но на похороны поехать не смогла – тогда тяжело болела и в реанимации лежала мать. Действительно, известие о смерти стало шоком для небыловских родственников Георгия Вицина. Нина Серафимовна по этому поводу сказала следующее: - Я всё время считала, что такие люди должны жить всегда. И очень неприятен тот факт, что в последние дни жизни вокруг его имени было много спекуляций. Некоторые средства массовой информации поспешили объявить, что великий комик умирает в нищете. Ничего такого не было. Георгию помогал Никита Михалков и возглавляемый им Союз кинематографистов. А смерть наступила не из-за болезни, а из-за преклонного возраста. …Когда артист дарил автографы, он любил рядом пририсовать забавную рожицу – автошарж, на котором буквально несколькими штрихами воссоздавал образ прославившего его киногероя - Труса. Из книги: Хламов С. "Два "Дня": "Седьмой" и "Юрьев". Кольчугино, 2008.

Он стал актером, чтобы избавиться от болезненной застенчивости. «Я пытался бороться с закомплексованностью, — вспоминал впоследствии Георгий Михайлович, — и меня потянуло к лицедейству. Надо было приучить себя к аудитории». Внешне ему это вполне удалось, вот только в душе он так и остался скромным, стеснительным. По словам тех, кто хорошо его знал, Вицин был, скорее, созерцателем, философом, погруженным в свой внутренний мир, но вынужденным время от времени надевать маску шута и выходить в ней на сцену или съемочную площадку.Всю жизнь Георгий Михайлович «жонглировал» своим возрастом. По документам он появился на свет в 1918 году в Петрограде, на самом же деле, был на год старше и родился в финском городке Терийоки, ныне российский Зеленогорск. В 30 с лишним лет актер был одинаково убедителен в роли древнего деда Мусия («Максим Перепелица») и юного Васи Веснушкина («Запасной игрок»), потом в «Женитьбе Бальзаминова» и вовсе «помолодел» на 28 лет.

Вицину был под силу любой образ - мистик Гоголь в «Белинском», сексуально озабоченный старик Морозо в спектакле «Укрощение укротителя», скромный романтик Канарейкин в «Она вас любит». Но недаром некий пожилой актер, глядя на ужимки и прыжки молодого Вицина, мрачно и с пафосом произнес: «Обезьянка... Дурачок... Шут гороховый!». Больше всего мы любим комедийные роли актера - Сэма в «Деловых людях», Хмыря из «Джентльменов удачи», Волшебника из «Старой, старой сказки», пана Цыпу из «Кабачка «13 стульев» и, конечно же, Труса из знаменитых фильмов Леонида Гайдая «Самогонщики», «Пес Барбос и необычный кросс», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница»...

Георгий Вицин редко давал интервью, объясняя это давней, еще с детских лет, нелюбовью к экзаменам. Его дочь Наталья тоже избегает общения с журналистами (видимо, это у них наследственное). Но аргументы у нее другие: «Думаю, даже согласившись побеседовать, отец не ответил бы ни на один ваш вопрос, зато загнул бы что-нибудь такое, что вы точно запомнили бы на всю жизнь, - например, прочитал какое-нибудь стихотворение или спел частушку собственного сочинения».

«ПАПА НА ОДИН ДЕНЬ ПОВЕЗ МЕНЯ В КИЕВ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ КАРТИНУ ВЕЛАСКЕСА «ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ МАРГАРИТЫ»

- Наталья Георгиевна, наверное, все ваше детство прошло в киноэкспедициях - на съемках Георгия Михайловича?

Больше всего времени мы проводили в Ялте - там жила моя мама, будучи беременная мной, там я даже в школу пошла. Мы, дети, очень любили Ялтинскую киностудию. В ее дворе стояли кареты, фрагменты декораций каких-то башен и замков из сказок Птушко, среди которых так интересно было играть. Был там и огромный бассейн, правда, без воды, в нем снимали отдельные эпизоды фильмов «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Можно сказать, что я росла в сказке, и этим счастьем обязана папе.

- На киностудии Вицина, наверное, все очень любили?

Отношение к папе было двойственным. Я это очень хорошо знала, потому что общалась преимущественно с бутафорами, осветителями, ассистентами режиссера, а особенно с их детьми. С одной стороны, его зазывали, старались отпросить из театра на съемки хотя бы на два дня, с другой - с трепетом ждали его появления, потому что знали: если Вицин приедет, обязательно пойдет дождь и нельзя будет снимать.

Папа не любил солнца и обожал шторм, предпочитал отдыхать на море в некурортное время. По пляжу гулял, когда там нет никого из отдыхающих - только он и птицы. Вообще, обожал Крым, всегда снимал на домашнюю камеру дорогу из Симферополя в Ялту.

Хорошо помню одну историю: мы с ним на поезде приехали в Симферополь, на улице жара. Папа вышел из вагона в теплых ботинках, непромокаемом плаще и с зонтом. «Георгий Михайлович, - рассмеялся встречающий нас ассистент режиссера, - вы немного не по погоде оделись, на небе ни единого облачка!». - «Ничего, - ответил папа, - природа меня любит, она меня не подведет».

Сели в машину, доехали до перевала - солнце. Начали спускаться к морю - увидели удивительную картину: все побережье затянуто тучами и идет дождь. «Откуда он взялся, - недоумевали ассистент и водитель, - еще час назад небо было абсолютно чистым?!». Я посмотрела на папу - он хитро улыбался. Мне тогда показалось, что он у меня немного волшебник: как задумает, так и будет.

- Георгий Михайлович хотел, чтобы вы стали актрисой?

Нет, у меня с детства проявились склонности к рисованию, и папа этим очень гордился. Его родной брат был профессиональным художником и скульптором, учеником знаменитой Веры Мухиной, ассистировал ей во многих работах, в том числе и в тех, которые она делала для своей выставки в Париже. Папа тоже неплохо писал и лепил, у него просто не было времени, чтобы этим заниматься. Но как-то они с дядей на спор лепили портреты друг друга, так у папы получилось ничуть не хуже, хотя он никогда этому не учился.

- Разве ваш отец не мечтал с детства стать актером?

Так оно и было. В дневниках, которые папа вел с юных лет, я прочитала, как он, злостный безбилетник, тайком пробирался в театр: нужно было быстро пробежать мимо швейцара и пробраться на балкон, а еще лучше - на колосники... Он знал наизусть все роли и часто представлял себя на месте любимых актеров. Но и краски с холстом его манили тоже.

- Возможно, в вас он видел воплощение своей несбывшейся мечты о живописи?

Папа старался воспитывать во мне художественный вкус. Помню, когда я была совсем маленькой, он на один день повез меня в Киев только для того, чтобы показать «Портрет инфанты Маргариты» Веласкеса, который считал уникальным. Причем, чтобы вырваться, ему пришлось сделать какие-то немыслимые перестановки в своем съемочном графике - у него ведь каждый день был расписан. Заодно отец показал мне и Киев, который очень любил. Самое большое впечатление на меня тогда произвел Андреевский спуск и стоящая в самом его начале красивейшая церковь Растрелли.

- Георгий Михайлович был строгим родителем?

Скорее, требовательным. Он не терпел нравоучений и никогда меня не ругал, но одного его взгляда было достаточно, чтобы я сделала так, как он хочет. Даже повзрослев, курить в его присутствии я стеснялась. Он был человеком серьезным, но в общении всегда оставался хохмачом - мог с юмором обыграть любую ситуацию, обладал легкостью почти мальчишеской. А вот за хохмы мама его всегда ругала, потому что за годы супружества наслушалась столько, что это был уже явный перебор.

«ГЕРОИЧЕСКИЕ РОЛИ ОН СЧИТАЛ СКУЧНЫМИ»

- За что Георгия Михайловича в свое время исключили из Щепкинского театрального училища?

Он не посещал политинформации (ему это было неинтересно), а официальная формулировка гласила: «За нарушение учебной дисциплины». А ниже в приказе на отчисление написано, что студента Вицина принимают в Школу-студию МХАТ, и стоит личная подпись Николая Павловича Хмелева, который взял его к себе на курс. Хмелев многому научил папу, они были не только учителем и учеником, но и друзьями.

- Хотя это не помешало вашему отцу увести у Хмелева жену - актрису Дину Тополеву?

Ну, можно сказать и так, хотя это поверхностная формулировка. Речь ведь идет не о банальном адюльтере, не о романчике, а о серьезных отношениях двух людей. Папа с Диной прожили вместе 20 лет. Она была уникальным человеком, близким ему по духу, по каким-то индивидуальным качествам. Я читала их письма друг другу: отношения этой пары были настолько тонкими и не пошлыми, что сегодня, когда любовь стала совсем другой, мало кому понятны.

Даже когда они расстались и папа женился на маме, он все равно продолжал общаться с Диной, как с близким другом, а я воспринимала ее как родственницу, полноправного члена нашей семьи. Более того, когда достигла возраста, в котором не обо всем можно рассказать родителям, именно Дина стала моей лучшей подругой.

Она ведь старше папы, но казалась мне самой молодой и веселой. В ней было то обаяние, которое встречается только в актерах, яркость эмоций, умение рассказывать. А какие у нее были подружки-актрисы! Они жили в каком-то особом мире любовных писем, записочек, вечеринок, чаепитий и увлекательнейшего общения - сейчас такого уже не существует. Эти дамы любили театр как сосредоточение искусств, а не как средство для заработка.

Многие комедийные актеры болезненно переживали отсутствие серьезных ролей. А как на это реагировал ваш отец?

В начале карьеры никто не прочил ему комедийного амплуа, у него были вполне серьезные театральные и киноработы. Режиссер Григорий Моисеевич Козинцев, снимавший фильм «Белинский», где папа сыграл Гоголя, очень высоко ценил его талант и хотел работать с ним дальше. А увидев его в «Псе Барбосе», очень сожалел, что такой актер начал сниматься в комедийных картинах. У нас сохранились письма от Козинцева к отцу, я их читала.

У папы были пробы, например, на роль Овода, которого потом сыграл Олег Стриженов, однако он себя в ней не представлял. С детства его кумирами были Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд... Но Бастер Китон с непроницаемым лицом (его еще называли комиком без улыбки) был отцу, пожалуй, ближе всех. Серьезные и героические роли он считал скучными. Высшим пилотажем для него была трагикомедия, и все его персонажи были именно такими.

- В том числе и самая любимая его роль - в фильме «Женитьба Бальзаминова»?

Не могу сказать, что она была для него самой любимой, но самой желанной - точно. Отец со своим другом, кинорежиссером Константином Воиновым, задумали экранизацию пьесы Островского еще в Школе-студии МХАТ, где вместе учились. Когда такая возможность у них, наконец, появилась, были безумно счастливы. Я, тогда еще ребенок, хорошо запомнила атмосферу, царившую на площадке, - люди не столько работали, сколько получали удовольствие.

Снимали в Суздали, бывшей тогда еще тихим провинциальным городом. Все наслаждались настоящей жизнью! Им не помешало даже то, что папе было уже хорошо за 40, а его герою, Мишеньке Бальзаминову, около 20-ти. А самой любимой его работой был сэр Эндрю из шекспировской «Двенадцатой ночи». Отец очень гордился, что ее хвалили англичане: дескать, он очень точно ухватил суть их национального юмора.

- А как Георгий Михайлович относился к незабвенному Трусу из знаменитой гайдаевской троицы?

Считал эту роль редкой творческой удачей.

Отец, кстати, всегда говорил, что Трус по-человечески очень близок ему - он ведь тоже в душе поэт. А поскольку папа очень хорошо его чувствовал, то придумывал для него всякие смешные штучки.

Например, в сцене, когда Трусом вышибают дверь, предложил крикнуть: «Поберегись!». Но самая главная его находка - эпизод, в котором Трус, Балбес и Бывалый перегораживают Нине дорогу. Все, что происходит там с отцовским героем, он придумал сам. Ему это доставляло ни с чем не сравнимое удовольствие, все-таки по натуре он больше режиссер, чем актер. Правда, рассказывая об этом, папа всегда благодарил Гайдая - говорил, что работать с ним было очень легко.

- Тем, что Георгий Михайлович всегда выглядел значительно моложе своих лет, он обязан занятиям йогой?

У него была собственная система владения собой, своим телом. Папа ведь ровесник революции, он появился на свет в 1917 году, его детские годы пришлись на гражданскую войну, разруху. Его мама, моя бабушка, воспитывала двух сыновей одна, они голодали. У отца было очень слабое здоровье, поэтому при первой же возможности она устроила его в так называемую Лесную школу, где детей и лечили, и учили. А при этой школе действовал самодеятельный театр, где преподавали старые актеры. Одной из дисциплин были дыхательные упражнения по системе йогов. Папа настолько увлекся ею, что потом всю жизнь серьезно и глубоко занимался физиологией человека, изучал всевозможные практики, позволявшие владеть собой.

Во всем, что касается здоровья человека и, главное, духовного отношения к своему внутреннему миру, он разбирался очень хорошо. Мог, например, восстановить силы за пять минут - просто засыпал и просыпался совершенно отдохнувшим. Мог замедлить пульс чуть ли не до 20 ударов - я сама это не раз проверяла.

Папа считал, что такие умения в его профессии просто необходимы, и часто делился своими знаниями с молодыми актерами. Еще он знал какие-то упражнения и приемы, позволяющие за короткое время омолодиться, - у него всегда спрашивали совета актрисы, с которыми он работал.

«СВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УХОДЕ ИЗ ТЕАТРА ОТЕЦ НАПИСАЛ КАК РАССКАЗ В ДУХЕ ЗОЩЕНКО»

- Правда, что ваш отец коллекционировал афоризмы?

Он был неисправимым книголюбом и собирал библиотеку, наверное, там были и сборники афоризмов, но больше, конечно, он сам их сочинял. А как смешно показывал в лицах! Меня этот фонтан юмора иногда даже подавлял. Я понимала, что сама так не смогу никогда, поэтому и не рассказывала в его присутствии анекдотов - мои потуги на актерство казались мне смешными и беспомощными.

Отец был творческим человеком абсолютно во всем.

Например, заявление об уходе из театра (папа, если его совсем уж доводили, мог проявить крутой нрав) он написал как юмористический рассказ в стиле своего любимого Зощенко - получилось настоящее произведение искусства, у меня сохранились черновики. Оно настолько комично и одновременно грустно, что над ним можно просто рыдать. Но главное - текст был неофициальным: отец терпеть не мог шаблоны и стандарты.

- А что Георгий Михайлович читал?

Увлекался философией, любил классику, особенно Толстого, обожал письма и дневники великих людей. Я уже лет пять, наверное, пытаюсь привести в порядок его библиотеку, но это очень непростое дело - во-первых, сами по себе тома очень тяжелые, а во-вторых, трудно решить, что именно оставить, а что - отдать. Да и вообще книги очень сложно разбирать: каждую из них раскрываешь, начинаешь читать, увлекаешься...

- Как он умудрялся приобретать их во времена тотального дефицита?

У него был своеобразный ритуал: каждый день он должен был пройтись по книжным магазинам, везде у него были знакомые продавцы, оставлявшие ему все, что он просил, а сверх того - еще и новинки. Если отца не было дома, я всегда знала, где его найти, - в одном из крупных книжных магазинов: либо на улице Горького, либо на Калининском проспекте.

Учитывая этот его интерес, папу избрали членом Общества книголюбов. От покупки книг он удержаться не мог, его ограничивали только размеры нашей квартиры, которая была буквально забита томами. Из-за этого буквально выли не только мы с мамой, но и наша собака - у нее в прихожей был только узкий проход, где ей было не развернуться. Наверное, поэтому псина начала понемногу подгрызать книги, лежавшие внизу.

Но папа все равно почти каждый день приносил домой все новые и новые фолианты. Донести все, что купил, за один раз было тяжело, и он оставлял их где-нибудь по дороге - например, в продовольственном магазине на кассе. Когда отец в очередной раз вваливался в квартиру с полным портфелем и пакетом, мы с мамой с ужасом спрашивали: «Ты не надорвался?». Он виновато отвечал: «Это еще не все, выйду ненадолго за остальным». Время от времени мамино терпение лопалось, она начинала ругаться, и папа клятвенно заверял: «Сейчас начну выбрасывать ненужные!». Но так ни разу ни одной и не выбросил, теперь это придется делать мне.

О любви Георгия Михайловича к животным ходят легенды. Директор Музея трех актеров Владимир Цукерман рассказывает, что он каждый день выходил во двор с несколькими пакетами пшена, которое скармливал голубям.

Когда я покупала ему одежду, он первым делом смотрел на карманы и говорил: «Нет, это мне не подходит, здесь маленькие. Почему не делают большие, чтобы влезал пакет с крупой?». И я старалась выбирать вещи с огромными карманами, а если не удавалось найти ничего подходящего, пришивала их сама. Вы не представляете, насколько уникальным было его общение с птицами, которые всегда - в любую погоду! - ждали его прихода.

Когда папа заболевал или был занят на концерте, просил меня пойти покормить пернатых. Как будто оправдываясь, говорил: «Наверное, это была глупая затея - начать их кормить, но если уж принялся, нельзя бросить. Они голодны и будут ждать». И я шла.

Поначалу мне даже бывало стыдно, что занимаюсь этим, но потом общение с ними дало мне возможность правильно чувствовать окружающий мир. Иногда я даже думаю: может, это и есть самое главное в нашей жизни? Птицы меня не знали, но, увидев папину собаку, тут же начинали слетаться. Я переходила с одной улицы на другую, они парили над крышами. Я садилась на скамейку - они принимались играть с собакой. Вороны даже таскали ее за хвост.

- Невероятно!

Возможно, кто-то подумает, что рассказываю сказки, но так оно и было. Они прилетали больные, со связанными проволокой лапками, и папа просил меня помогать ему распутывать их. Какое-то время спустя спасенные прилетали к нам вместе со своими птенцами. Они ждали папу около подъезда, некоторые подлетали к нашим окнам и заглядывали в них. Конечно, птицы быстро привыкают к тому месту, где живут, но ведь была не голубятня, а обычная городская квартира на девятом этаже. Всегда ждали отца и дворовые собаки, которых он подкармливал чем мог.

«ПУБЛИКАЦИИ О ТОМ, ЧТО ОТЕЦ УМЕР В НИЩЕТЕ, МЕНЯ ОСКОРБЛЯЮТ»

- Сколько собак было у вас дома?

Три - всех отец подобрал на улице. Пса Мальчика нашел зимой, в тот год она была особенно холодной, и бедняга замерзал на улице: хоть и лежал на том месте, где проходят трубы теплоцентрали, двигаться уже не мог.

Папа притащил его домой на руках. Мальчик попал к нам уже взрослым псом со сформировавшимся свободолюбивым характером, поэтому обитать с ним в одной квартире было трудно, но он очень любил отца.

Потом отец еще одну собаку привел. Третью, которая до сих пор живет у меня, нашел на Калининском проспекте. Она была совсем щеночком, он наклонился, чтобы ее покормить, а она оказалась очень хитрой и, вместо того чтобы поесть, запрыгнула ему на руки. Так он с ней домой и пришел. Мама воспротивилась: «Хватит уже псов в доме!». Папа в ужасе, что придется выбросить собачонку на улицу, позвонил мне: «Срочно приходи, очень серьезное дело!»

Со мной отец всегда шутил, поэтому, когда я услышала его трагический голос, у меня чуть сердце не выскочило: бегу, а у самой перед глазами возникают картины одна страшнее другой. Забегаю в подъезд, а он со щенком сидит возле лифта: «Мама не пускает ее домой, забирай». Мне повезло, псинка оказалась самой маленькой по размеру, потому что остальные две были огромными.

Правда, со временем и их пришлось забрать - после смерти отца маме очень тяжело было за ними ухаживать. Одна умерла от старости, вторая убежала, а эта вот осталась. Она у нас - звезда экрана: когда делают телепрограмму или фильм о папе, ее обязательно снимают.

- Как Георгий Михайлович отнесся к перестройке и всему, что за ней последовало?

Философски. Помню его слова: «Сейчас все сломают, потом еще раз построят. Снова сломают и снова построят. Ничего нового в этом мире нет».

- Много пишут, что в последние годы жизни он очень бедствовал...

Честно говоря, публикации о том, что отец умер в нищете, меня оскорбляют. Да, у него действительно была небольшая пенсия, но в то время многие люди находились в подобном положении. Сами понимаете, когда коренным образом меняются условия жизни, первым этапом для всех становится шок. Люди пытаются понять, как жить дальше, но со временем приспосабливаются.

Молодые пережили то время гораздо легче, чем пожилые, у которых активный возраст давно прошел. Тем, кто в свое время не создал себе материальную базу, пришлось тяжело. Отец денег не накопил, это было абсолютно не в его характере. Он не стремился играть роли, за которые полагались награды и звания. Жил, как свободный художник, в материальном плане довольно безалаберно. После перестройки взамен старых мастеров тут же появились какие-то звезды, получающие совершенно заоблачные гонорары, но отец был уже очень пожилым человеком.

- Но до последних дней работал - принимал участие в сборных актерских концертах...

С одной стороны, он вынужден был это делать - концертные гонорары были неплохой прибавкой к пенсии. С другой - эти выступления помогали ему держать себя в форме. Папа любил повторять: «Ложиться нельзя, если только ляжешь - все! Надо все время шебуршиться!». И добавлял: «Меня спасают собаки - подходят утром, бьют лапой и говорят: «Давай просыпайся - мне надо в туалет!». Деваться некуда, приходится вставать».

Из знаменитой троицы Вицин - Никулин - Моргунов Георгий Михайлович, будучи старше всех по возрасту, ушел последним. Он тяжело переживал смерть коллег?

Конечно, у них ведь были очень теплые отношения. Первое время они часто встречались на концертах - они тогда были нарасхват, все старались их к себе заманить. Потом, когда Никулин стал руководителем и часто уезжал со своим цирком на гастроли, начали видеться реже. А вот с Моргуновым, с которым пересекались на актерских концертах, наоборот, чаще. И семьями мы больше дружили с Моргуновыми.

Ну а к тому времени, когда их не стало, ушли и почти все друзья отца - детские, юношеские. Он в этом смысле остался совсем один и, наверное, как-то научился справляться со своей скорбью.

Из-за того, что он молодо выглядел, многие события, связанные с ним, воспринимались неправильно. Например, журналисты часто пишут, что отец был нелюдимым, не любил компаний. Забывают, что речь идет о человеке преклонных лет...

У папы тоже были и веселые компании, и загулы до утра, но в другом возрасте. Многие в такие годы вообще отгораживаются от мира, закрываются в четырех стенах и не хотят ни с кем общаться. А он, - и это удивительно! - даже будучи очень пожилым, оставался публичным.

- Со временем имя Георгия Вицина все больше и больше обрастает легендами...

Наверное, это оправдано современной жизнью, ведь они лучше воспринимаются и быстрее усваиваются. Отец был абсолютно прав, не давая интервью: миф должен оставаться мифом, не стоит его разрушать.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Ни счетов в банках, ни бриллиантов, ни загородных вилл после себя знаменитый артист не оставил. Главное его достояние — раритетные книги, картины, которые писал сам, записки и воспоминания о фильмах, в которых он снимался. Оказалось, что за десять лет, что прошли со смерти великого актера, часть его наследия отправилась на свалку или просто-напросто растаскивается совершенно посторонними людьми!

…Москвские власти капитально отремонтировали фасад высотки в Староконюшенном переулке, но памятная мемориальная доска здесь так и не появилась. Лишь в подъездном холле, рядом с почтовыми ящиками и обрывками рекламы, висит большой портрет актера. Рядом с объявлениями поклонники нет-нет да и напишут добрые слова любви.

Поднимаемся на 9-й этаж, к квартире, где 30 лет жил Георгий Михайлович. Кажется, время здесь остановилось. Покрашенные масляной краской стены, старый лифт, густой слой пыли на полу. Та же дверь, обитая дешевым дерматином, который от ветхости крошится в руках! Те же ободранные куски искусственной кожи, приклеенные скотчем: в день смерти хозяина его любимый пес Мальчик, чувствуя беду, в клочья разодрал и без того непрочную обивку. Газета «Жизнь» писала об этом десять лет назад, и за это долгое время здесь ничего не изменилось!

Дом

Как рассказали нам соседи, все десять лет квартира Вицина стоит закрытой. Дочь артиста Наталья затеяла в отцовской квартире капитальный ремонт, который тянется вот уже два года. Сейчас там нет ни полов, ни сантехники, ободраны все стены, а пианино, на котором играл Вицин, пылится в коридоре…

Мало кто знает, что Георгий Вицин был не только великим актером, но и прекрасным художником. Он рисовал карикатуры на актеров, пробовал себя в скульптуре, графике, живописи. В архиве Вицина остались дневники и множество писем. После его смерти они лежали в пустой квартире, но в музей так и не попали. После смерти отца Наталья хотела сама сделать ему памятник по своему проекту, но дальше слов дело тоже не пошло — на Ваганьковском кладбище так и стоит скромное мраморное надгробие, на которое кое-как наскреб деньги Союз кинематографистов…


Книги и рисунки великого актера скоро окажутся на свалке

— Да, я помогаю дочери Вицина с ремонтом, — рассказал «Жизни» строитель Вадим. — Жильцы этого дома знают меня давно, поэтому рекомендуют друг другу, когда надо что-то по мелочи сделать. Когда я впервые зашел в квартиру Вициных, конечно, остолбенел от разрухи и хаоса! Сантехника не работает, на окнах — не шторы, а какие-то тряпки холщовые. Бросались в глаза лишь полки с книгами и коробки с рисунками и картинами. Их было столько, что по дому нельзя было нормально ходить! Да, какую-то часть книг Вицина и старые кинопленки сразу пришлось выкинуть на помойку. Сами понимаете, что во время ремонта приходится очищать квартиру от ненужной рухляди! Дорогие издания, правда, Наталья, собрав в отдельную стопку, вывезла на дачу своего бывшего мужа. Она же куда-то вывезла дорогой антикварный шкаф. А пианино мне пришлось вытащить на лестничную клетку. Хочешь, забери его себе? Представляешь, на нем сам Вицин играл!

На прощание ремонтник подарил на память «поклонникам» несколько старинных книг Георгия Вицина и два десятка рисунков, мотивировав это тем, что все равно «хлам» никому не нужен и рано или поздно его придется выносить на помойку. Понятно, что при таком подходе к делу не удивительно, что раритеты Вицина уже находятся не в музее «Мосфильма», а в руках частных коллекционеров, а то и давно уже безвозвратно утеряны.

Дочь

О дочери Вицина даже те, кто знал ее с рождения, могут сказать немного. Она ведет затворнический образ жизни. Георгий Михайлович сумел купить ей хорошую двушку недалеко от Кремля — на Большой Никитской. Там она сейчас и живет со своим гражданским мужем Алексеем, редко появляясь в отцовской квартире. Наталья Вицина, единственная дочь гениального актера, детей так и не нажила. Сейчас ей уже далеко за пятьдесят, она несколько лет бережно ухаживала за своей больной мамой. А когда Тамара Федоровна ушла из жизни, замкнулась в себе. Наталья Георгиевна хотела написать книгу о своем великом отце, но вот уже десять лет эти планы так и остаются всего лишь призрачными мечтами.

— Это все так печально, — сожалеет соседка артиста по лестничной площадке Галина Лабковская. — Конечно, я помню и самого Вицина, и как у него дочка от жены Тамары родилась. Наташа, конечно, не в него пошла. Она с детства очень зажатая, перепуганная чем-то, вся в себе, общаться с ней невозможно! Георгий Михайлович заметил дочкину нелюдимость и записал ее на курсы актерского мастерства.

— Вицина вроде пишет какие-то картины. Но денег ни она, ни Алексей не зарабатывают вообще! — рассказала «Жизни» Надежда Маркина, старшая по подъезду в доме Вицина. — Перебиваются чем бог пошлет, нищета там страшная! Когда собираем деньги на домофон или еще какие-то хозяйственные нужды, так к ней стучаться бесполезно — все равно откажет. Не знаю, что сейчас происходит в ее жизни, но она мне всегда казалась очень и очень странной. Как не от мира сего…

Музей

Вскоре после смерти Вицина Наталье предлагали превратить родительскую квартиру в музей, но та отказалась.

Наталья решила сделать капитальный ремонт, сдать жилье в аренду и получать хоть какие-то деньги на жизнь. Но воз и ныне там…

— Наталья — очень скрытный человек, — сетует Надежда, консьержка дома на Никитской, где живет дочь актера. — Слова никому никогда не скажет! Правда, живет не одна, у нее есть гражданский муж Алексей. Наталья может несколько дней на улицу не выходить, а Алексей выводит на улицу собачку. Все остальные хозяева со своими питомцами по полчаса гуляют, а он — пять минут и бегом домой.

Мы попытались поговорить с самой Натальей Вициной, но она категорически отказалась от общения.

— Я не обладаю талантом рассказчика, — заявила она.- Мой папа не любил рассказывать о своей личной жизни. И я тоже не люблю!


Имя: Георгий Вицин (Georgi Vitsin)

Возраст: 84 года

Место рождения: Зеленогорск, Выборгская губерния

Место смерти: Москва, Россия

Деятельность: актер театра и кино

Семейное положение: был женат

Георгий Вицин - биография

Георгий Михайлович Вицин – это актер с большой буквы, чье творчество будет любимо и обожаемо еще много веков и поколений. Все роли, которые им были сыграны, стали классикой современного кинематографа и навсегда завоевали сердца многочисленных поклонников его творчества. Поэтому так интересна его биография, знание которой позволит лучше его узнать, а может быть, и понять.

Детство Георгия Вицина

Известно, что родился киноактер в 1917 или в 1918 году. Даже известна точная дата его рождения – пятое апреля. А вот место его рождение так утвердительно назвать нельзя. Так, некоторые утверждают, что родился он в Петрограде и это числится в некоторых его документах, но более достоверными данными о месте его рождения принято считать город Териоки, который ныне переименован в Зеленогорск.


Неточная дата рождения связана с тем, что сама мать известного актера решила изменить его дату рождения в метрике, чтобы отправить его в оздоровительную лесную школу, в которую он не проходил по возрасту. Все свое детство Георгий Вицин провел в Москве, куда его родители переехали, когда ему еще не было и года.

Георгий Вицин - образование

В Москве он ходил в школу, а после ее окончания поступил в театральное училище. Но проучился там недолго, так как за безответственное отношение к учебе его отчислили прямо на первом курсе. Но на удивление родных и знакомых это отчисление еще больше усилило в молодом человеке желание стать актером и заниматься этим профессионально.

Поэтому уже на следующий год он опять решает поступать в театральное учреждение, и подает документы сразу в три студии. На его удивление, его везде приняли, так что пришлось выбирать не театральным студиям, а ему самому. Поэтому он выбирает самое престижное учреждение. Им оказалось столичное театральное училище имени Е. Вахтангова. Но уже через год он переводится в другое. Обстоятельство этого до сих пор неизвестны. В этом МХАТ -2 он и проучился до конца всего курса.

Уже в 1936 году он успешно сдает экзамены и защищает свою дипломную работу. Получив диплом об образовании, полный надежд и мечтаний, он решает пойти работать в театр.

Георгий Вицин - театр

Новая страница в его актерской биографии начинается с работы в театре. Сразу же после получения диплома он приходит работать в столичную театральную студию, которая в то время носила имя Н. П. Хмелева, но со временем преобразована в театр имени Ермоловой. И в этом театре практически каждый день он выходил на сцену в течение тридцати трех лет.

Георгий Вицин - фильмы

Первая роль в кинематографе не принесла успеха и для зрителей она прошла просто незамеченной. Это была кинолента, снятая в 1945 году, а вот роль была дана Георгию Михайловичу эпизодическая. Вторая его работа в кинематографе относится к 1952 году, когда ему было доверено сыграть роль мистического писателя Н. Гоголя в картине о литературном критике Белинском. Увидев, что картина была хорошо встречена зрителями, вскоре эту же роль ему было предложено сыграть и в другом фильме, об украинском музыканте Глинка.

В это время сам актер считал самым счастливым. Так, начиная с 1954 года по 1961 год у него было много предложений работы, и он усиленно снимается в кино. Его роли не всегда главные, но он мог даже эпизодические роли наполнить таким смыслом, таким комизмом, что зритель смотрел только на него.

Но настоящая слава к Вицину пришла лишь только после того, как стал сниматься у режиссера Леонида Гайдая . Ему известный режиссер присвоил образ «Труса», и с этим образом было снято много веселых и комических фильмов, которые до сих пор интересны и все с удовольствием смотрят. Там же состоялось его знакомство с Никулиным и Моргуновым .


Но не только этот образ запомнился зрителю, кроме Гайдая, Вицин снимался и у других режиссеров. Отсюда зрители имеет такой колоритный образ Бальзаминова, которого Георгий Михайлович сыграл просто великолепно. За свою длинную и интересную жизнь он сыграл более ста ролей и смог полюбиться зрителю.

Было у него много ролей и театре, которые он также играл великолепно. Также известный и любимый всем актер занимался и озвучиванием фильмов. Так, его голосом озвучены не только некоторые роли в различных кинолентах, но и многие герои мультипликационных фильмов говорят его голосом.

В биографии известного актера была и тайная страница. Это было его увлечение, о котором знали лишь родственники, да близкие друзья. Он прекрасно рисовал, особенно удачно у него получались карикатуры. Поэтому он даже добился небольшого успеха в области живописи и скульптуры.

Георгий Вицин - биография личной жизни