Самоучитель по вокалу для начинающих как раскрыть свой голос. Как развить голос без посещения уроков по вокалу





Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

Дыхательные упражнения

  1. Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
  2. Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
  3. «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Упражнения на интонирование

  1. Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
  2. Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
  3. Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:

  1. Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.

Резонаторы

Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны .

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

Упражнения для резонаторов

  1. Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
  2. Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
  3. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.

Упражнения для развития мышц лица

  1. Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
  2. Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
  3. Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу
  4. Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
  5. Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Целебная сила пения научно доказана. Звуковые вибрации положительно влияют на человеческий мозг и внутренние органы, эмоциональное и психологическое состояние, продолжительность жизни и развитие лидерских качеств личности. Кроме профессиональной деятельности, занятия вокалом – полезное хобби. Красивый поставленный голос ценится на сцене и дома, в кругу друзей и коллег.

Уроки пения придают голосу силу, глубину и богатство оттенков, а дикции четкость. На Youtube сегодня достаточно бесплатного контента для самостоятельных занятий в домашних условиях. Предлагаем несколько видео для начинающих вокалистов.

5 способов определить музыкальный слух


Степень развития музыкального слуха определяет уровень вокальных данных. При поступлении в музыкальную школу первым делом проводится проверка на наличие слуха: умение попадать в ноты, повторять ритм и подбирать мелодию. Существует несколько способов определить способности к музыке и пению. От результата зависит, насколько быстро пойдет прогресс в занятиях. В любом случае не стоит расстраиваться, если результат далек от желаемого: музыкальный слух поддается развитию.

Распевка голоса


Каждое занятие вокалисты, будь то новички или профессионалы, начинают с распевания. Голосовые упражнения нужны для разогрева связок, расширения диапазона и раскрытия гортани. Со стороны повторы странных слогов и буквосочетаний нараспев звучат смешно и нелепо. Но исполнение после разминки становится ровным, гладким и звучным. При исполнении высоких нот без предварительной распевки связки могут серьезно пострадать.

Как определить свой тембр голоса и подобрать песню


Перед каждым вокалистом рано или поздно встает вопрос выбора репертуара. Новички часто совершают ошибку, выбирая песни на свой вкус, и при исполнении замечают: то силы, то высоты звука не хватает или по стилю не звучит. На самом деле ориентироваться нужно на тембр голоса и ширину диапазона. Автор видео урока расскажет о самых популярных видах мужских и женских голосов и даст рекомендации по выбору песен для каждого из них.

Какие виды вокала бывают


С развитием арт-потенциала человечества искусство вокала становится сложнее и многообразнее. Отсюда и десятки манер исполнения: классическая, джазовая, соул, гроулинг, горловое пение и множество других. Чтобы подобрать свой стиль, попробуйте несколько видов пения и выберите подходящий. Помните: в искусстве все гармонично, и манера исполнения должна соответствовать сценическому образу и даже типажу внешности. Предлагаем ознакомительное видео с примерами разных техник.

Уроки вокала. Мелизмы


Хотите побеждать на конкурсах? Делайте упор на вокальные украшения, или мелизмы. Музыкальные украшалочки производят приятное впечатление на слушателя. Ярким примером служит шоу "Голос", когда жюри и зрители восторженно аплодируют и удивленно вскидывают брови, оценив очередной вокальный трюк. Хотите так же? Поработайте над голосом с видео уроком и овладейте мелодическими фишками популярных звёзд.

Раскрытие гортани


Между напеть и исполнить есть существенная разница. Напевать знакомые мотивы можно без особого мастерства, а для профессионального исполнения понадобится высокая степень владения голосовым аппаратом. Прежде всего речь идет о гортани. Свободно раскрытая гортань - залог ровного, мощного, глубокого звука. В видео ролике продемонстрирована новейшая методика постановки гортани с помощью коктейльной трубочки.

3 упражнения для развития дыхания вокалиста


Правильное дыхание и развитая диафрагма - азы профессионального пения. Существует специальное выражение "пение с опорой". Несведущим в вокальных вопросах сразу представляется облокотившийся на рояль исполнитель. На самом деле под опорой имеется в виду сильная диафрагма, которая тренируется дыхательными разминками. Разучите 3 простых упражнения с педагогом по вокалу и выполняйте их самостоятельно перед каждым домашним уроком пения.

Вокальные резонаторы


Поиск резонаторов - одна из сложнейших тем для начинающих петь. Термин означает полости в голове (носовая, гортанная), где звук приобретает определенную окраску и полетность. Преподаватели по вкладу всегда строят объяснение на ассоциативных связях, для лучшего понимания. Ассоциации, как известно, вещь субъективная, поэтому понять бывает проблематично. Мы специально подобрали ролик от участника шоу голос, который неординарно подошел к объяснению темы резонаторов и способу их почувствовать.

Артикуляция и дикция в пении


Четкое произношение нужно для красивого звучания речи и успевания за песенным ритмом. Физиология каждого индивидуальна, и у всех свои ошибки в произношении. Вокалисты тренирует дикцию и артикуляцию скороговорками, чистоговорками и специальными упражнениями. Автор видео урока учит правильно фиксировать губы, равномерно распределять дыхание и направлять звук во время тренировки. Проделывайте показанное упражнение регулярно и перед каждым исполнением, чтобы подготовить речевой аппарат к идеальному исполнению.

Вокальные упражнения для развития голоса


Преимущество занятий вокалом перед другими видами хобби – отсутствие дополнительного оборудования и снаряжения. Главный инструмент – голос. Можно без труда подобрать удобное время и место для занятий и репетировать каждый день, даже на отдыхе. Запомните упражнения из онлайн уроков и регулярно повторяйте самостоятельно. Со временем заметите: диапазон станет шире, а голос и выдержка сильнее.

Не стоит разочаровываться в своих силах на первом уроке и бросать заниматься. От занятия к занятию голос неизбежно приобретает глубину и уверенность, и вы научитесь петь красиво с нуля.

Привет друзья! Сегодня у нас в видео разборе, частый гость шумных компаний у костра в палаточных городках, компаний, собирающихся вечером во дворе вашего дома где нибудь под вашим окном, которые возможно вы, ли ваши соседи в 2 часа ночи поливали водой из окна, а надежде что хотя бы к 3 им надоест петь песни под гитару и они разойдутся по домам. В общем сегодня в нашем разборе аккорд ми мажор. Удобная аппликатура, первая позиция, три открытые струны, одним словом, мечта начинающего гитариста. Так что переходим к освоению этой мечты. Полная база аккордов в видео формате: http://gt.urokimusic.ru

Ну казалось бы, все так замечательно, аккорд ми мажор играется с использованием трёх открытых струн, аппликатура этого варианта, самая простая - подняли пальцы на одну струну после ля минора и у нас уже ми мажор! Но зачем, зачем лезть в седьмую позицию, ставить баррэ, использовать один из самых сложных вариантов аппликатуры когда все три пальца стоят рядом? Зачем? Да по той же самой причине, по которой небольшое количество сумасшедших, по мнению большинства людей идут покорять Эверест рискуя жизнь и истязая своё тело невероятными нагрузками. Чтобы стать сильнее и телом и духом. Как сказал Карлос Кастанеда: "Мы делаем себя или несчастными или сильными, объем работы один и тот же." Так что воспринимайте эту аппликатуру как следующую ступень к более совершенной игре на гитаре! Полная база аккордов в видео формате: http://gt.urokimusic.ru

Привет друзья! Сегодня разбираем арпеджио для аккорда соль мажор. Удобная аппликатура этого аккорда, позволяет без особых сложностей освоить все варианты арпеджио которые представлены в видео, а на следующем этапе, придумать свои варианты, взяв за основу тот принцип, который использую я. Если Вы не хотите ограничиваться изучением одного аккорда, а хотите узнать как можно сыграть все остальные аккорды, обыгрывая их обычным способом или с помощью арпеджио, то можете получить доступ к нашей полной видео базе аккордов на фортепиано. Это можно сделать перейдя по данной ссылке http://vse.urokimusic.ru/.

Всем доброго времени суток! Сегодня разбираем аккорд Bb. Бемольные тональности для гитары не очень удобные, за исключением ре минора. И си бемоль мажор, яркий представитель большого количества бемольных тональностей. Этот аккорд можно встретить в уже упомянутом ре миноре, в соль миноре, до миноре. Реже в фа миноре и ля миноре. Сам по себе аккорд, довольно неудобный. Данная шестая позиция, требует баррэ на шестом ладу. Другой вариант этого аккорда на первом ладу чуть проще. Но опять же с баррэ. Так что тренируем пальцы и будем всегда готовы к любым баррэ! Полная база аккордов в видео формате: http://gt.urokimusic.ru

Практически каждый человек любит петь. Несмотря на то что для постановки голоса многие учатся в музыкальной школе, развить свой собственный стиль пения и уверенность в собственном исполнительском мастерстве можно даже самостоятельно. Для общей практики начните с регулярного ежедневного пения. Это может быть исполнение вашей любимой песни или просто распевание гамм. Не бойтесь проявлять творческий подход к работе с голосом. Кроме того, добиться наилучшего звучания голоса вам поможет забота о собственном здоровье и поддержании водного баланса, а также отказ от курения.

Шаги

Определите свой вокальный диапазон

    Запишите свой голос с помощью микрофона. Запустите звукозаписывающее приложение на компьютере или смартфоне. Затем проверьте настройки, чтобы запись велась в чистом виде без каких-либо изменений голоса. Попробуйте спеть различные песни и записать свой голос.

    • Чтобы вам было комфортнее, подсоедините настоящий музыкальный микрофон к компьютеру или смартфону. Так вы лучше поймете, как способы держания микрофона и пения в него будут влиять на финальный звук.
    • Неплохими приложениями для певцов считаются Perfect Piano и Pocket Pitch.
    • Также можно воспользоваться цифровым тюнером или скачать такое приложение, как Vanido, которое покажет вам уровень владения голосовым диапазоном.
  1. Пойте знакомую вам песню снова и снова. Распечатайте слова песни, которая вам нравится. Уделите время изучению всех нюансов текста. Затем поработайте над деталями песни с модуляцией собственного голоса, тем самым изменяя саму песню.

    • Важно выбрать песню, которая вам действительно нравится, так как некоторое время вам придется работать над ней снова и снова.
    • Когда только начинаете заниматься, постарайтесь использовать песню, которая находится в пределах вашего вокального диапазона, чтобы не перенапрягать голосовые связки.
  2. Поработайте над извлечением звука различными частями голосового аппарата. Пение не сводится к звукам, идущим из горла через открытый рот. Сконцентрируйтесь на исполнении той же песни, но с различными подходами к управлению положением языка, рта, диафрагмы, горла и даже к работе носа. Запись полученных результатов и их прослушивание позволят вам лучше понять собственное тело и те звуки, которые оно способно издавать.

    • Например, пропускание большего потока воздуха через нос может создать более высокие назальные звуки, что не удивительно. Если вы во время пения осторожно зажмете одну ноздрю, то ваш голос тоже изменится.
    • Переместите язык ближе к своду нёба, когда будете петь, чтобы проверить, насколько изменится голос. Также можно попробовать переместить язык к щеке. Смещение челюсти в сторону тоже позволит вокализировать другие звуки.
    • Для экспериментов с диафрагмой попробуйте выпустить во время пения сразу весь воздух из легких. В качестве альтернативы посмотрите, что произойдет, если вы станете петь с минимальным расходом воздуха.
    • Самое главное заключается в том, чтобы поймать нужный эмоциональный настрой, но не оказаться во власти эмоций. К тому же, качество вашего пения не станет лучше, если вы будете плакать во время исполнения любой грустной песни.
    • Например, если вы поете о размолвке, попробуйте вспомнить негативные моменты ваших прошлых личных взаимоотношений.
    • Чтобы не погрязнуть в эмоциях, подумав о конкретном событии, сразу же верните фокус своего внимания на исполняемый текст и ноты.
  3. Распевайтесь перед пением, чтобы не перенапрягать голосовые связки. Начните с мягкой распевки звука "И" на одной ноте (например, фа первой октавы для женщин и фа малой октавы для мужчин) и держите ноту как можно дольше. Повторите упражнение два раза. Также можно распеваться на одной ноте фразой "Ми-мэ-ма-мо-му", после чего переходить к распевке от низких нот к высоким. Повторите упражнение два раза. Затем перейдите к распевке в другом направлении от высоких нот к низким, повторите упражнение три раза.

    • В середине своего диапазона пропойте "Ой!" по пяти нотам вверх по гамме (до-ре-ми-фа-соль). Повторите упражнение два раза.
  4. Пойте звук "А" по нотам "До, ре, ми. .." вверх и вниз по гамме в пределах вашего вокального диапазона. Это еще один отличный способ разогреть голосовые связки и попрактиковать удержание необходимых нот. Начните с гаммы до мажор в первой октаве, затем перейдите к более высокой октаве, другой гамме и так далее. Не торопитесь, четко пропевайте каждую ноту, вместо того чтобы плавно смещать тон предыдущей ноты по направлению к следующей.

    • Сконцентрируйтесь на работе в основной гамме до мажор по нотам: “До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до”. Для усложнения можно попробовать пропевать две ноты подряд, а затем перепрыгивать через одну или использовать другой порядок.
    • Затем еще усложните упражнение, пропевая две ноты вверх, одну вниз и так далее по гамме.
    • Гамма представляет собой набор звуков, последовательно повышающихся на определенные интервалы (тоны и полутоны). Когда вы двигаетесь вверх и вниз по гамме, то исполняете и низкие, и высокие ноты. Например, между нотами до и до-диез интервал равен полутону, а между нотами до-диез и ре-диез интервал равен тону.
  5. Старайтесь петь не менее 30 минут в день. Этого будет достаточно, чтобы размять голосовые связки, и при этом не слишком продолжительно, чтобы перенапрячь их. Лучше заниматься тогда, когда вас никто не будет беспокоить. Тем не менее, если вы зарабатываете себе на жизнь пением, то такая работа позволит вам развивать свои навыки пения на публике.

    • Непродолжительные ежедневные выступления перед зрителями могут научить вас считывать настроение публики и подстраивать свою работу с ней соответствующим образом.
    • Подработать пением можно на небольших сценах развлекательных заведений, кафе и ресторанов. Если вам не нравится такой вариант, можно попробовать предложить свое добровольное участие в какой-нибудь местной музыкальной группе.
  6. Поработайте над поддержанием надлежащей осанки во время пения. Встаньте, держите спину прямо, смотрите вперед. Следите за тем, чтобы ваши плечи были отведены назад, а шея не изгибалась слишком сильно. Расположите язык в нижней части ротовой полости, чтобы он едва касался нижнего ряда зубов. Осторожно поводите челюстью из стороны в стороны, чтобы расслабить мышцы.

    Выполняйте упражнения на дыхание, чтобы укрепить диафрагму. Попробуйте реберное дыхание, которое подразумевает расширение грудной клетки во время вдоха. На вдохе расправьте грудную клетку и позвольте брюшным мышцам расслабиться. А для выдоха, наоборот, задействуйте брюшные мышцы. Также попробуйте во время дыхания диафрагмой выполнять нижеуказанное упражнение:

    • на счет 1 вдохните и наполните легкие на 1/4;
    • на счет 2 вдохните и наполните легкие на 2/4 объема;
    • на счет 3 вдохните и наполните легкие на 3/4;.
    • на счет 4 вдохните и до конца наполните легкие;
    • на счет 5-12 медленно и постепенно выдохните;
    • затем повторите все с самого начала.

Заботьтесь о собственном здоровье и сохранении голоса

  1. Употребляйте не менее 6–8 стаканов жидкости в день. Поддержание горла в увлажненном состоянии позволяет ему издавать более глубокие и насыщенные звуки. Лучшим выбором для вас станет обычная теплая (но не горячая) вода. Холодная вода напрягает горло. Также в воду для вкуса и смягчения горла можно добавить 1 чайную ложку меда или дольку лимона.

    • Если вы решили добавить в воду мед, постарайтесь использовать как можно более натуральный продукт. По возможности старайтесь избегать употребления продуктов с химическими добавками.
  2. Обеспечьте себе не менее 8 часов ночного сна. Если вы будете чувствовать усталость, то голос от этого тоже пострадает. Выполнять данную рекомендацию особенно важно, если вам предстоит петь в течение длительного времени. Когда у вас нет возможности обеспечить себе 8 часов сна ночью, постарайтесь немного поспать днем.

    • Попробуйте полежать в постели непосредственно перед распевкой и выступлением - такой отдых поможет повысить качество звучания вашего голоса.
  3. Практикуйте глубокое дыхание. Сконцентрируйтесь на глубоком дыхании, вдыхая через рот и наполняя легкие до предела, а затем выдыхая через нос. Попробуйте циклически выполнять эти действия под счет, например, считать 1 и 2 на вдохе, а потом 3 и 4 на выдохе. Также можно посмотреть видеозаписи в сети, на которых демонстрируется техника глубокого дыхания и даже работа со специалистом по дыхательной терапии.

    • Схожие с глубоким дыханием приемы медитации тоже помогут вам удерживать стресс на допустимом контролируемом уровне.
  4. Старайтесь на перетруждать голос. Не разговаривайте громко, не кричите и не пойте так, чтобы перекричать другие звуки, особенно в течение длительного времени. Вместо этого пользуйтесь микрофоном, чтобы усилить свой голос, когда есть такая возможность. Если вы активно работаете голосом, например, участвуете в концерте или выступаете с речью, не забудьте потом дать ему отдохнуть, чтобы восстановиться.

    Не курите . Если в настоящий момент вы курите, обратитесь к врачу за советом о том, как избавиться от этой вредной привычки. Возможно, он порекомендует вам никотиновый пластырь или даже медикаментозное лечение от никотиновой зависимости. Вероятно, у вас не получится сразу же бросить курить, но даже сокращение объемов курения окажет положительное влияние на качество вашего голоса.

    • Курение не только раздражает горло и голосовые связки, но также плохо сказывается на объеме легких и вашей способности удерживать ноты.
  5. Обращайте внимание на симптомы перенапряжения голоса. Если ваш голос сипит, звучит с хрипом и дребезжанием, то вы перенапрягли голосовые связки. Горло может тоже казаться ободранным и слегка болеть, когда вы попробуете распеваться или петь. Если вам приходится тратить заметно больше усилий для извлечения одной и той же ноты, чем ранее, то ваши голосовые связки находятся не в лучшем состоянии.

Которые будут интересны и полезны, прежде всего, преподавателям вокала и профессиональным певцам. Также в списке есть книги, адресованные начинающим вокалистам.

ПЕНИЕ – очень многогранный и сложный процесс.
Сольное пение, пение в большом хоровом коллективе, пение в малом вокальном ансамбле, пение без сопровождения, пение с инструментальным сопровождением, пение под фонограмму-минусовку – везде есть свои тонкости.

Просто чисто петь и ясно произносить текст – этого явно недостаточно.

НЕОБХОДИМО:
раскрывать художественный образ произведения,
петь эмоционально и артистично,
красиво двигаться в соответствии с темпом и ритмом музыки,
сочетать пение с движением,
использовать жесты, соответствующие образу,
уметь справляться с волнением при публичных выступлениях,
уметь петь в гармонии с другими исполнителями,
владеть разнообразными исполнительскими приёмами,
уметь работать с микрофонами,
уметь создавать яркие сценические образы.

В ЭТОМ СПИСКЕ ВЫ НАЙДЕТЕ КНИГИ
о постановке певческого голоса,
о тренировки дикции,
о развитии музыкального слуха,
об актерском искусстве,
об искусстве сценической речи.

ЗДЕСЬ КНИГИ

об эстрадном и джазовом вокале,
об академическом вокале,
о пении в церковном хоре,
об обучении пению детей.

Согласитесь, что чтение книг формирует мышление, способствует созданию основательной теоретической базы для успешной практической деятельности, как преподавателей, так и исполнителей.

Большинство книг вы можете найти на сайте OZON.RU

1. Алчевский Г. А. Таблицы дыхания для певцов и их применение к развитию основных качеств голоса. Учебное пособие
2. Александрова Е. И. Режиссер работает с хором. XX век
3. Александрова М. Е. Актёрское мастерство. Первые уроки (+ DVD -ROM)
4. Бархатова И. Б. Гигиена голоса для певцов
5. Бархатова И. Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод диагностики проблем. Учебное пособие
6. Бельская Е. В. Вокальная подготовка студентов театральной специализации. Учебное пособие
7. Болотина Д. Голосова О. Песнопения для общего пения в храме
8. Ваккаи Николо. Практический метод итальянского камерного пения. Принципы постановки голоса
9. Варламов А. Е. Полная школа пения
10. Васильев Ю. А. Дикция. Актуальное
11. Васильев Ю. А. Сценическая речь. Ритмы и вариации
12. Васильев Ю. А. Лагачёв Д. А. Уроки сценической речи. Музыкально-ритмический тренинг
13. Васильева О. В. Школа пения. Вокализы для голоса в сопровождении фортепиано
14. Васильева О. В. Сокерина И. В. Вокально-педагогический репертуар. Хрестоматия. Выпуск 1. Малая классическая форма
15. Вербов А. М. Техника постановки голоса
16. Вербовая Н. П. Головина О. М. Урнова В. В. Искусство речи
17. Виардо-Гарсиа Полина. Упражнения для женского голоса. Час упражнений
18. Винокур Г. О. Русское сценическое произношение
19. Вишнякова Т. П. Соколова Т. В. Хрестоматия по практике работы с хором
20. Вокал. Краткий словарь терминов и понятий
21. Вокализы итальянских композиторов и учителей пения XVII-XVIII веков. Для среднего голоса и фортепиано
22. Гарина Зоя. Музыкальная грамота для вокалистов
23. Гарсиа Мануэль. Советы по пению
24. Гей Юлиус. Немецкая школа пения. Учебное пособие
25. Гиппиус С. В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств
26. Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано
27. Глубоковский М. Н. Гигиена голоса. Для артистов, учителей, любителей пения, ораторов и проповедников
28. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства
29. Гонтаренко Н. Б. Уроки сольного пения. Вокальная практика
30. Дейша-Сионицкая М. А. Пение в ощущениях. Учебное пособие
31. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики
32. Дмитриевский Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс
33. Дюпре Жильбер-Луи. Искусство пения
34. Евсеев Ф. Е. Школа пения. Теория и практика для всех голосов
35. Елисеева-Шмидт Э. С. Энциклопедия хорового искусства
36. Журавлёва З. Соловушка. Вокальная школа для детей и взрослых. Учебное пособие
37. Заседателев Ф. Ф. Научные основы постановки голоса
38. Карягина А. В. Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих
39. Ковин М. Н. Курс теории хорового церковного пения. Упражнения для развития голоса и слуха хоровых певцов. Управление церковным хором
40. Конконе Джузеппе. Школа пения с листа
41. Королёва Т. И. Перелешина В. Ю. Регентское мастерство
42. Крестинский Е. Вокализы
43. Ламперти Джованни Баттиста. Техника бельканто
44. Ламперти Франческо. Начальное теоретико-практическое руководство к изучению пения
45. Левин Теодор. Музыка новых номадов. Горловое пение в Туве и за её пределами
46. Леман Лилли. Моё искусство петь
47. Лобанова О. Правильное дыхание, речь и пение. Учебное пособие
48. Майкапар С. М. Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития
49. Маркези Матильда. Десять уроков пения. Учебное пособие
50. Мерзлякова С. И. Учим петь детей. Песни и упражнения для развития голоса
51. Митрофанова Д. А. Итальянский язык для вокалистов. Фонетика в пении. Учебное пособие
52. Монд Лиза. Здоровье голоса певца
53. Морозов В. Занимательная биоакустика
54. Морозов В. П. Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования
55. Морозов В. П. Тайны вокальной речи
56. Морозов Л. Н. Школа классического вокала
57. Ниссен-Саломан Генриетта. Школа пения
58. Огороднов Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания. Учебное пособие
59. Осеннева М. С. Самарин В. А. Работа с детским хором
60. Павлищева О. П. Методика постановки голоса
61. Плужников К. И. Вокальная школа Матильды Маркези. Женские голоса. Современный взгляд. Педагогический репертуар
62. Плужников К. И. Вокальное искусство
63. Плужников К. И. Механика пения. Принципы постановки голоса
64. Плужников К. И. Школа академического вокала от Плужникова. Учебное пособие
65. Пеллегрини-Челони Анна Мария. Грамматика, или правила прекрасного пения. Учебно-методическое пособие
66. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению
67. Работнов Л. Основы физиологии и патологии голоса певцов.
68. Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь
69. Риггс Сет. Как стать звездой. Аудиошкола для вокалистов
70. Росси Мари. Голос
71. Рубини Батиста Джованни. 12 уроков пения для тенора и сопрано
72. Ружьева Е. Шехов В. Голос. Самоучитель по вокалу
73. Савкова З. В. Монолог на сцене
74. Савкова З. Удивительный дар природы. Голос, постановленный по законам природы растёт и крепнет
75. Сафронова О. Л. Распевки. Хрестоматия для вокалистов
76. Сикур П. И. Церковное пение. Подготовка дирижёров и регентов к работе с хором
77. Смелкова Т. Д. Савельева Ю. В. Основы обучения вокальному искусству
78. Сморякова Т. Н. Эстрадно-джазовый вокальный тренинг. Учебное пособие
79. Соловьева Л. Говори свободно, создавая совершенный голос
80. Соловьёва Л. Дао голоса. Голос как ваш инструмент
81. Сонки С. М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов, воспроизводящих звук
82. Станиславский К. С. Работа актёра над собой
83. Стеблянко А. А. Искусство оперного пения. Итальянская вокальная школа
84. Стулова Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором
85. Сэнтли Чарльз. Искусство пения и вокальной декламации.
86. Терещенко Т. Церковное пение
87. Тетраззини Луиза. Как правильно петь. Учебное пособие
88. Толшин А. Богатырёв В. Тренинги для актёра музыкального театра. Учебно-методическое пособие
89. Тронина П. Л. Из опыта педагога-вокалиста
90. Ульянов В. Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи
91. Черная Е. И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос
92. Чесноков П. Г. Хор и управление им
93. Чехов М. А. О технике актёра
94. Шапошников С. Вокальные откровения
95. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха
96. Шестакова Е. Говори красиво и уверенно
97. Шкляр Ю. Острый угол моей жизни. Мысли вокалиста
98. Энрико Делла Седие. Вокальное искусство
99. Юдин. С. П. Певец и голос. О методологии и педагогике пения
100. Юшманов В. И. Вокальная техника и её парадоксы