"снежная королева" - анализ архетипов в сказке. «Снежная королева» характеристика героев Дать характеристику снежной королеве




Интеграция областей:

Художественно-эстетическое развитие: Художественное творчество, Музыка; Познавательное развитие: Формирование целостной картины мира; Речевое развитие: Речевое общение; Социально-коммуникативное развитие: Социализация.

Цель:

Продолжить знакомство детей с портретным жанром. Развивать воображение, умение проявлять творческую инициативу. Помочь увидеть красоту человеческих чувств и отношений, некрасивость зла.

Задачи:

Художественное творчество: учить создавать портретный образ сказочной героини Снежной Королевы, передавая их с помощью деталей и элементов, присущих ей. Упражнять в использовании, для выразительности образа, бросового материала.

Формирование целостной картины мира: расширить представления о зимних явлениях, уточнить свойства льда и снега.

Речевое общение: активизировать словарь по теме, умение развёрнуто давать словесные характеристики героям сказки, их эмоциональному состоянию, используя определения и образные сравнения. Закрепить понятия «холодные», «тёплые» тона.

Музыка: помочь услышать в музыке интонацию добра, нежности, красоты отношений, недобрых чувств.

Социализация: помочь увидеть красоту, а также и неприглядные стороны человеческих чувств и отношений – равнодушие, зло. Развивать воображение, творческие способности, эстетическое восприятие. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Методы и приёмы:

Внесение и рассматривание иллюстраций (к сказке Г.Х.Андерсена «Снежная Королева»), портретов (главных героев), фрагментов из мультипликационного фильма (где происходят с героями значимые события), прослушивание музыкальных произведений.

Экспериментальная деятельность (с кусочками льда, красками синего и белого цветов), практическая деятельность («Измени портрет»).

Предварительная работа:

Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева»; внесение и рассматривание портретов людей с проявлением различных эмоций; беседы: «Внешность людей и их поступки», «Почему люди несут зло?»; исследовательская деятельность «Знакомство со свойствами снега и льда»; словесные игры: «Какой, какая?», «Узнай героя по описанию», «Назови действия», «Краски эмоций»; практическая деятельность: «Составь портрет», «Измени образ»; игровые упражнения: «В магазине зеркал», «Смешной портрет», «Сказки гуляют по свету».

Ожидаемый результат:

Проявление детьми самостоятельности в изобразительной деятельности, воображения и индивидуальности в передаче деталей и элементов эмоционального состояния главной героини сказки Г.Х. Андерсена. Творческий подход детей к деятельности и активное использование, для выразительности работы, бросового материала: фольги, конфетти, ваты, блеска и др. Правильный выбор цветовой гаммы. Глубокое понимание мира эмоций, языка чувств. Правильное восприятие детьми образа Снежной Королевы, эмоционального состояния и переживаний любимых детьми Кая и Герды.

Ход:

Ребята, посмотрите, что это у меня? Правильно, это кусочки льда. Положите лёд на ладошку.

Что вы ощущаете? (холод). Почему? (лёд холодный). Верно, вы почувствовали холод, так как лёд холодный.

Что происходит со льдом на ладошке? (тает, превращается в воду).

Отчего так происходит? (от тепла ладони). Я знаю одну сказочную героиню, у которой холодное, ледяное сердце.

Вы догадались, о какой сказке идёт речь? (внести книгу). Назовите автора этой книги? (Г.Х.Андерсен).

Назовите имена детей, с которыми мы познакомились, читая сказку Андерсена. (Кай, Герда).

Вспомните и скажите, как относились дети друг к другу до того, как появилась Снежная Королева?

Какие события изменили жизнь Кая? (попал в замок Снежной Королевы, после её поцелуя стал холодным, сердце его стало ледяным, забыл бабушку, Герду).

(на фоне последующего текста, демонстрация фрагментов из сказки на мониторе – Кай среди льда в замке Королевы).

Мальчик Кай заколдован Снежной Королевой.

Он видит всё уродливым и некрасивым.

Его не радуют ни цветы, ни пение птиц.

Кай замерзает, коченеет в ледяном царстве Королевы.

(тихо звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского)

(на фоне последующего текста, демонстрация нелёгкого пути Герды в поисках Кая)

Но любовь Герды сильнее злых чар Снежной Королевы, потому что настоящая любовь делает человека сильным, смелым.

(громче звучит «Вальс цветов») - послушать.

Ребята, что вы почувствовали, слушая музыку? (нежность, тепло, доброту).

Кому, по вашему мнению, из героев сказки эта музыка близка, и он мог бы танцевать под неё? (Герда). Почему Герда? (добрая, нежная, как музыка).

Подумайте и скажите, какие движения можно выполнять под эту музыку - плавные, кружащие или резкие? Хотите потанцевать?

(танец детей под звуки вальса – импровизация).

Вы замечательно танцевали, движения ваши как в настоящем вальсе – плавные, скользящие. Вы сумели передать в танце тепло и доброту ваших сердец.

А вот и Снежная Королева (внесение портрета). Это она заколдовала Кая, сделав его холодным и равнодушным.

Что вы можете сказать о ней, какая она, (злая, холодная, бессердечная, сердитая).

Внимательно посмотрите и скажите, а какое, на ваш взгляд, у Снежной Королевы лицо? (равнодушное, злое, ледяное) – показать на мониторе крупным планом.

Почему художник, изображая Снежную Королеву, выбрал краски белого, голубого и серого цвета? (ледяная, белая, как снег).

Верно, ребята, ведь у Снежной Королевы ледяное сердце, в котором нет ни любви, ни тепла, ни жалости, и поэтому, рисуя её портрет, художник взял холодные тона красок.

А вам хотелось бы, чтобы бессердечная героиня изменилась, стала такой же доброй, как Герда?

Подумайте и скажите, а что можно сделать, чтобы ледяная и равнодушная Королева больше никому не принесла зла своим холодом и равнодушием? (нарисовать другой портрет, используя теплые краски).

Назовите цвета красок, про которые говорят – тёплые (ответы детей).

Вы правы, можно не только взять теплые тона красок, но и нарисовать портрет, изменив лицо нашей бессердечной героини.

Подскажите, как это сделать? (Выбрать «весёлые» краски, изменить цвет лица, форму бровей, рта, украсить фольгой, конфетти, блеском, …)

Но прежде, чем начать работу, подумайте, каким должен быть ваш портрет, какой материал будете использовать, представьте, как изменится выражение лица героини, какими будут глаза, брови, рот, приготовьте всё необходимое и приступайте к работе (самостоятельное творчество детей).

Итог:

(рассматривание работ) – самооценка.

Удалось ли тебе изменить портрет Снежной Королевы?

Сумела ли ты сделать портрет героини добрее, любящей тех, кто рядом,

Получилось у тебя растопить сердце ледяной Королевы?

Как ты считаешь, можно сказать, что ты с заданием справился?

Спасибо вам, ребята. У вас добрые и горячие сердца. Рисуя портрет, вы не только изменили образ Снежной Королевы, но и поделились с ней частью своего тепла и доброты. Сердце Королевы «оттаяло» и она стала доброй.

«Снежная королева» характеристика героев — Кая, Герда, Снежной Королевы

«Снежная королева» характеристика героев

Герда

Герда — главная героиня сказки.

Описание Герды:

«…волосы у неё вились, и кудри золотым сиянием окружали её милое, приветливое личико, кругленькое и румяное, словно роза».

Герда — добрая, ласковая, храбрая. Она любит Кая, как брата и отправляется в длинный и долгий путь, чтобы спасти его . Горячее сердце подтолкнуло Герду к такому шагу. Герда верила, что Кай жив, и она обязательно должна ему помочь.

Черты характера Герды: сильная, смелая, верная, храбрая, искренняя, целеустремленная, настойчивая

В поисках девочке помогли учёные вороны , принц с принцессой, которые дали Герде тёплую одежду и рукавички , маленькая разбойница и олень.

Во время своих долгих странствий Герда проявляет себя только с лучшей стороны. Она милая, приветливая, добрая и это привлекает к ней не только различных людей, но и животных, и птиц. Она храбрая, терпеливая, настойчивая, и это помогает ей не унывать от неудач и не терять веру в то, что она найдет Кая. Она верная, любящая, надежная, и это помогает ей справиться с чарами самой Снежной королевы и растопить лед в сердце мальчика. Если бы Герда была настоящей, а не сказочной девочкой, у нее было бы полным-полно друзей. Я в этом ни капельки не сомневаюсь.

Снежная королева заколдовала сердце Кая и превратила его в комок льда . Но горячие слёзы Герды и её любовь спасли мальчика.

Герда оказалась сильнее Снежной королевы. ведь У Снежной королевы- холодное сердце, а у Герды-горячее. Герда-воплощение лучших человеческих качеств. Поэтому она побеждает зло, отвоевывает Кая у Снежной королевы.

«Снежная королева» характеристика Снежной королевы

Описание Снежной королевы:

-«Она была так прелестна и нежна, но изо льда,…, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя».

Герда, и Снежная королева — сильные личности.

Герда и Снежная королева: сходства и различия

Характеристика Кайя «Снежная королева»

В начале сказки это добрый и отзывчивый мальчик. После того, как Кай попадает во дворец Снежной Королевы, его сердце становится ледяным — теперь это грубый, злой и бесчувственный мальчик. Кай не понимает, что нельзя жить без истинных чувств — такое существование бессмысленно. Герда своей истинной любовью спасает Кая из ледяного заточения.

Сказку Андерсена «Снежная королева» любят во все мире многие поколения детей и взрослых. Это не только история о девочке, спасшей своего друга от чар злой волшебницы. Это сказка о добре и зле, о любви и безразличии, о дружбе, отваге, бескорыстии и честности. Каждый герой символизирует людские черты и духовные понятия. Ведь всем известно, сказка – это та же жизнь, только с долей волшебства.

Внешность Снежной королевы соответствует ее внутреннему содержанию: красота ослепительна, величественна, великолепна, но холодна. У нее бледная кожа и ледяной неживой взгляд.

В ее чертогах царит безжизненный холод, тишина, покой и безмолвие. Королева сидит на троне в центре озера с названием «Зеркало разума» и воплощает холодный разум, лишенный чувств и эмоций.

Она забирает в свое царство красивых детей с чистыми сердцами, чтобы заморозить их и наполнить мир холодным совершенством.

Королева восхищается красотой Кая, но только как вещью, она не видит в нем человека. Поцелуй Снежной королевы несет забвение. Сначала Каю больно и холодно от ее поцелуев, а потом становится очень хорошо и спокойно, а прежняя жизнь, близкие и любимые люди забываются. Снежная королева хочет завладеть душой Кая, и это ей почти удается.

Пленник Кай, с наполовину замороженным сердцем, по заданию волшебницы пытается сложить из льдинок слово «вечность» и познать мир разумной, абсолютной и чистой красоты. Но Снежная королева не знает, что познать мир и вечность нельзя без любви.

Злые смогла победить простая маленькая девочка Герда, в сердце которой было много любви и доброты. Она - полная противоположность Снежной королевы. Горячее сердце позволяет ей пройти сложный путь, полный опасных испытаний, и растопить лед на сердце Кая. И, если холодные поцелуи заставили Кая забыть свой мир, то поцелуи Герды помогли вспомнить дом, родных и близких, простые человеческие чувства. И слово «вечность» тут же складывается без труда.

Сложно сказать, является ли Снежная королева злой и жестокой. Но точно безразличной и не умеющей сопереживать, чувствовать любовь, радость, печаль. В сказках не бывает плохого конца, и ей не удается забрать чистую детскую душу. Но и в жизни любовь, самоотверженность, преданность и мужество способны победить бесчувственность и холодный расчет.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика Снежной королевы в сказке и ее образ (Андерсен) сочинение

    Образ Снежной королевы в сказке Андерсена воплощает в себе холод, безжизненность, неспособность к любви и состраданию.

  • Моє життя – це низка білих і чорних смуг. Моє майбутнє завжди залишалося для мене загадкою, або принаймні, до певного віку. Що буде в майбутньому? Не завжди хочеться про це думати занадто серйозно, хочеться припускати, мріяти, але зовсім не діяти

  • Сочинение Родной язык в моей семье

    В моей семье говорят на русском языке. Это родной язык для меня и моих родителей. Великий и могучий - русский язык

  • Образ и характеристика старухи-процентщицы Алёны Ивановны в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского – гениальнейшее произведение русской литературы, известное во всём мире. Он пестрит разнообразными рассуждениями и глубокими догадками

  • Сочинение рассуждение Зачем нужно читать книги

    Ведь книга – это не только интересно, но и весело и очень увлекательно. Когда открываешь первые страницы произведения, то с головой погружаешься в невероятные приключения и путешествуешь по разным странам и даже эпохам

Сказка Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» — одна из самых известных и любимых волшебных историй в мире. Ее герои самобытны и непосредственны в своих поступках и порывах. Это очень яркие образы, которые невозможно забыть. Возможно, поэтому они неизменно оказывают влияние на каждого ребёнка, который, как и многие его сверстники во всем мире, читает и перечитывает эту замечательную историю.

Герда из «Снежной королевы» — главный, а еще самый яркий и светлый персонаж. Иногда даже кажется странным, что сказку не назвали «История Герды», так много в ней посвящено раскрытию этого образа.

У Герды есть, чему поучиться. Самоотверженность этой девочки, ее доброта и стойкость характера производят сильное впечатление на детей и даже взрослых. Шутка ли? Пройти полмира, попасть в плен к разбойникам, идти через пургу и жуткий холод, столкнуть с враждебной армией один на один. Все это ради спасения друга, близкого и родного человека — мальчика Кая. Того, кто, пусть и не по своей вине, обидел ее прежде, чем исчезнуть …

Такое впечатление, что эта храбрая малышка не только достигла своей цели, но и в чем-то изменила к лучшему всех тех, кого встретила на пути — ворона и ворону, принца и принцессу, и, конечно, Маленькую разбойницу. Ту самую сорвиголову, которой, казалось бы, на роду написано быть злой, жестокой, беспощадной. Но встреча с Гердой меняет ее, мы видим, что на самом деле у Маленькой разбойницы доброе сердце и она готова помочь тому, кто так упорно следует по своему пути.

Каждый из встреченных Гердой персонажей был готов помочь ей. Что говорит о силе ее характера, об умении располагать к себе людей, животных и даже цветы склоняют перед ней свои головки. Она умеет разговаривать с ними, и они охотно рассказывают ей сказки и истории. Животные и птицы тоже готовы помочь ей. А розовый куст растет и расцветает от ее теплых слез, упавших на землю. Нет, нет… она совсем не волшебница, все эти чудеса творит ее доброта и искренность.

Старая добрая финка, приютившая девочку и оленя, сравнивая ее силу с силой двенадцати богатырей, замечает, что в последней нет толку. Она не может сделать Герду сильнее, чем она есть и говорит северному оленю «Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила — в её милом, невинном детском сердечке. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем!».

Представьте себя на лютом морозе без теплых сапог и рукавиц. Как легко в такой ситуации сдаться? Насколько тяжело продолжить свой путь к заветной цели? Что ждет ее маленькую и беззащитную в мрачном, ледяном и, казалось бы, неприступном дворце очень могущественной и невероятно злой волшебницы?

Но вера Герды настолько сильна, что самые большие и страшные из передовых войск Снежной королевы не могут ее остановить. Ангелы спускаются с неба, и становятся ее легионом, защищают и согревают ее. Только так наша маленькая героиня добирается до дворца, где находится замороженный, потерявший все свои добрые чувства Кай. Но даже тогда она не знает, как справиться с осколками зеркала, которые застряли в его сердце и глазу. Ведь если не одолеть их, он никогда не будет прежним, добрым, сильным и справедливым мальчиком, готовым защищать дорогих ему людей. Но ее доброта, любовь и интуиция и тут не оставляют ее, помогая справиться со всеми трудностями.

Эта сказка со счастливым концом, а он, как известно, не всегда бывает в сказках великого датского сказочника. Многие сказки Андерсена заканчиваются не так хорошо, как эта. Но, наверное, история о такой девочке, как Герда, и не могла завершиться по-другому. Ее горячие слезы растопили замерзшее сердце Кая, и они отправились домой, где жили долго и счастливо.

Открытое комплексное занятие по развитию речи и изобразительному искусству

Тема: Портрет Снежной королевы

Подготовила и провела: Жигмитова Л.Н.

Цели: -Закрепить последовательность рисования портрета

Создать сказочный образ Снежной королевы, дополняя его деталями и элементами, присущими этому образу. Продолжать использовать бросовый материал для украшения (Конфетти, фольгу, вату, пенопласт)

Закрепить понятие «холодные цвета».

Учить детей отвечать на вопросы полным предложением. - Воспитывать умение слушать товарища, не перебивая его.

Материал : гуашь, акварель холодных тонов, белая гуашь, кисти для рисования и клея, клей, вата, конфетти, пенопласт, пригласительный билет, обручи синего цвета, лед.

Предварительная работа: Дидактическая игра «Узнай по описанию», «Составь портрет сказочного героя».Просмотр видеофильма «Снежная королева»

Ход занятия

1 .Организационный момент

2 .Воспитатель: - Ребята, что это? (Конверт синего цвета). Это же приглашение в сказочную страну! Хочется вам отправиться туда? Отправимся мы туда на воздушном шаре (Дети садятся в обруч)

Обратите внимание на цвет вашего пригласительного билета. (Синий) А какого цвета шар (обруч), на котором мы летим? (Синий)

Как вы думаете, куда полетит наш шар, на север или на юг? (На север)

Почему на север? (Ответы детей: потому что он синий, а это цвет холодный, и на севере холодно.). Какие волшебники живут на севере? (Снежная королева)

3. Чтение сказки (Снежная королева)

Беседа с детьми по вопросам: -Какими словами можно описать Снежную королеву? (Злая, холодная, бессердечная.)

А как вы думаете, почему она холодная и бессердечная? (Ответы детей)

Конечно, ведь у нее холодное, ледяное сердце.

Что бы вы сделали, чтобы она стала доброй? (Ответы детей)

4. Рисование портрета Снежной королевы.

Воспитатель предлагает детям нарисовать портрет Снежной королевы. Для этого необходимо вспомнить, с чего начинать рисовать.

Определяем, какой формы лицо.

Где находятся глаза, какого они цвета, какой величины?

Какой формы нос, брови, губы?

Какое выражение лица будет у вашей Снежной королевы?

Что у неё на голове? Опишите, во что она одета.

Какие краски вы возьмете для работы? Почему?

Какой материал вы хотели бы использовать?

Самостоятельная работа детей. При необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

5 . Эксперимент со льдом.

Посмотрите, что у меня есть. (Лед)

Положите на ладошку кусочек льда. Что вы ощущаете? (Холод). Вот такое холодное сердце у Снежной королевы. Что происходит со льдом у вас на ладошке? (Он тает). От чего же он тает? (От тепла)

6. Изменение сказки.

Воспитатель. У вас сердце горячее, доброе. Когда вы рисовали портрет Снежной королевы, вы отдали ей часть своего тепла и доброты. И она стала доброй. Давайте с вами изменим конец сказки.

Воспитатель читает конец сказки, дети придумывают свой конец сказки. (Снежная королева привезла Кая и Герду домой и стала катать их на своей тройке)

Анализ. Занятие проводилось в старшей группе. Состояло из нескольких этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети выполняли различные действия. Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старались строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения. Считаю, что занятие прошло успешно, поставленные цели и задачи были достигнуты.

Литература: Е.П.Климова «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»