Сила духа. Удивительные истории казанских святых




В конце своего Евангелия апостол Матфей привёл повеление Господа Иисуса Христа ученикам - нести Его учение всем народам. Уже почти две тысячи лет последователи Христа старательно выполняют это повеление. Среди них были и православные пастыри, пришедшие в средине 16-го века в Казанский край. Первым архиепископом вновь созданной Казанской епархии стал святитель Гурий. А его ближайшим помощником - святитель Варсонофий.

17 октября, в день обретения святых мощей этих праведников, Русская Православная Церковь прославляет всех Казанских угодников Божьих как просветителей, молит­венников и защитников Казанского края. Этот праздник был установлен в 1984 году по инициативе епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского), которую одобрил и благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Также в этот день празднуется обретение мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского и Варсонофия, епископа Тверского (1595).

Перед взятием Казани русскими был построен город-плацдарм Свияжск, место основания которого указал явившийся преподобный Сергий Радонежский. После учреждения Казанской епархии в татарскую столицу был назначен первый архипастырь - святитель Гурий, уроженец города Радонежа - родины преподобного Сергия.

Восемь лет святительских трудов - это постоянный подвиг проповеди слова Божия неверным, строительство монастырей, храмов и собственная внимательная духовная жизнь. Подорванное в юности здоровье совсем покинуло святителя за два года до кончины. Перед смертью святителя Гурий принял великую схиму от святителя Варсонофия и мирно почил 5 декабря 1563 г. На Казанскую кафедру вступил его достойный преемник - ревнитель Православия святитель Герман .

Святой Варсонофий (в миру Иоанн), когда ему было еще 17 лет, попал в плен. Он не тратил времени попусту, а изучал татарский язык и знакомился с мусульманством. В этом явно видна рука Промысла Божия, готовившего великого просветителя Казанского края. Святитель Варсонофий уже в сане архимандрита прибыл в Казань вместе со святителем Гурием. Там он устроил Спасо-Преображенский монастырь, занимался просвещением татар, исцелял телесные недуги новопросвещенных. В 1567 г. Московский митрополит святитель Филипп вызвал святого Варсонофия в Москву и рукоположил его во епископа Тверского . Через три года святитель Варсонофий был уволен на покой и переехал в Казанский Спасо-Преображенский монастырь, где скончался 11 апреля 1576 года и был погребен вместе со своим наставником.

  • архим. Сергий (Зайцев) +1918
  • иером. Лаврентий (Никитин) +1918
  • иером. Серафим (Кузьмин) +1918
  • иеродиак. Феодосий (Александров) +1918
  • мон. Леонтий (Каргин) +1918
  • мон. Стефан +1918
  • посл. Георгий (Тимофеев) +1918
  • посл. Сергий (Галин) +1918
  • посл. Илларион (Правдин) +1918
  • посл. Иоанн (Сретенский) +1918
  • иером. Иосиф (Гаврилов) +1930
  • иером. Сергий (Гуськов) +1930
  • иером. Антоний (Чирков) +1930
  • иером. Варлаам (Похилюк) +1930
  • иером. Иов (Протопопов) +1930
  • посл. Петр (Тупицын) +1930
  • прпмц. Маргарита , настоятельница Мензелинского женского монастыря св. Пророка Илии +1918

Приходские священники:

  • сщмч. иер. Димитрий Шишокин +1918
  • сщмч. иер. Даниил Дымов, священник церкви села Верхний Услон +1918
  • сщмч. иер. Феодор Гидаспов, настоятель Пятницкой церкви г. Казани +1918
  • сщмч. иер. Владимир Фиалковский, протоиерей Тихвинской церкви в Вознесенском
  • сщмч. иер. Иоанн Богоявленский +1918
  • сщмч. иер. Константин Далматов, протоиерей Софийской церкви +1918
  • сщмч. иер. Василий Львович Агатицкий, священник Троицкого собора г. Тетюш +1918
  • сщмч. иер. Леонид Евстафьевич Скворцов, священник Софийского собора г. Лаишева +1918
  • сщмч. иер. Константин Сергеев, священник села Кутуш Чистопольского уезда +1918
  • сщмч. иер. Василий Афанасьевич Лузин +1918
  • сщмч. иер. Николай Неофитович Приклонский, священник села Абдей +1918
  • сщмч. иер. Леонид Поликарпов, священник из Мамадышского уезда +1918
  • сщмч. иер. Михаил Николаевич Мансуров, протоиерей села Кукмор Мамадышского уезда +1918
  • сщмч. иер. Андрей Брагин, священник села Чирки-Бебкеевы Тетюшского уезда+1918
  • сщмч. иер. Павел Михайлович Михайлов, священник Мамадышского Троицкого собора +13 марта 1919

Святитель Гурий Казанский

Гурий (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495, Радонеж - ночь с 4 на 5.12.1563, Казань), свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Казанский и Свияжский. Основным источником сведений о святом является Житие святителей Варсонофия и Г. (см. ст. Варсонофий, свт., еп. Тверской), написанное в 1596-1597 гг. митр. Казанским и Астраханским сщмч. Ермогеном (впосл. патриарх Московский и всея Руси) по повелению царя Феодора Иоанновича и патриарха св. Иова вскоре после канонизации Г.

Согласно Житию, святитель происходил из обедневшего дворянского рода. Род московских служилых людей Руготиных известен с кон. XV в., уходит корнями в сер. XIV в., ведет свое происхождение из Можайска (см.: Кузьмин А. В. Князья Можайска и судьба их владений в XIII-XIV вв.: Из истории Смоленской земли // ДРВМ. 2004. N 4(18). С. 116. Примеч. 55, 56; Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. М., 1996. С. 328). Родственник Г. Феогност (Руготин) был, как и Г., пострижеником Иосифова волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, впосл. являлся игуменом Селижаровского во имя Св. Троицы мон-ря (Зимин. Крупная феодальная вотчина. С. 156). В синодике казанского Благовещенского собора под заголовком "Род святителя Гурия" записан прп. Иосиф Волоцкий. Несмотря на то что в Житии о родстве Г. с прп. Иосифом ничего не говорится, запись в синодике дает основание для предположения о родственных связях Саниных и Руготиных.

По сообщению Жития, в молодые годы Г. Руготин был холопом (по-видимому, боевым) кн. Ивана Пенкова Ярославского, затем стал "управителем" хозяйством. Заподозрив Григория в прелюбодеянии со своей женой, Пенков хотел его казнить, но за слугу заступился сын князя. (Возможно, господином Григория был не кн. Иван (Хомяк) Данилович Пенков († 1540), не имевший детей, а его брат кн. Василий († между 1527 и 1530), женатый на Арине (Ирине) и имевший сына Ивана, к-рый ок. 1557 стал боярином; см.: Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI вв. М., 1988. С. 92-93; Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992. С. 120.) Григорий был брошен в темницу, где провел ок. 2 лет, питался овсом, к-рый ему сбрасывали в снопах. Один из охранников передавал узнику бумагу и чернила, Григорий писал азбуки, охранник их продавал, а деньги по указанию узника раздавал нищим. По молитвам Григория однажды двери темницы чудесным образом оказались открыты, и он отправился в Иосифов волоколамский мон-рь.

В нек-рых жизнеописаниях святителя утверждается, что он оказался в Волоколамском мон-ре при жизни прп. Иосифа, т. е. до 1515 г., и был им пострижен (в Житии, составленном сщмч. Ермогеном, такой информации нет). Более верным представляется предположение, что пострижение Григория произошло через неск. лет после смерти основателя Волоколамской обители. По Житию, Г. и свт. Варсонофий были сверстниками, т. е. Г. род. ок. 1495 г., поэтому по возрасту он не мог быть к 1513 г. "управителем" хозяйством кн. Пенкова. Кроме того, в кон. XVI в., когда сщмч. Ермоген составлял Житие святителей Варсонофия и Г., прп. Иосиф был уже канонизирован, и агиограф должен был отметить такой важный факт.

В 1542/43 г. Г. стал игуменом Иосифова волоколамского мон-ря. Во время его управления обителью в ней были построены каменные оборонительные стены с башнями (в 1676-1685 на их месте сооружены сохранившиеся кирпичные стены), вырыт самый большой монастырский пруд (Гурьевский). Мон-рь продолжал расширять земельные владения за счет пожалований и покупок. Совершенствовалось делопроизводство, была заведена "Книга ключей". Под рук. Г. продолжалась работа по переписке книг, в 1545 г. по указанию настоятеля была составлена опись монастырской б-ки (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. С. 16-18, 24-41). Г. был хорошо знаком с царем Иоанном IV Васильевичем, был его собеседником. В 1551 г. святой оставил должность игумена и жил в мон-ре на покое (последний документ, где Г. назван игуменом Волоколамского мон-ря, датируется маем 1551, в дек. 1551 игуменом уже был Галактион - АФЗХ. Вып. 2. N 232, 233). В 1554 г. Г. стал игуменом Селижаровского Свято-Троицкого мон-ря (согласно Житию, по воле Иоанна IV).

На Соборе в нач. 1555 г. Г. был избран архипастырем новоучрежденной Казанской епархии (скорее всего по царскому указанию). Житие и летопись (ПСРЛ. Т. 13. С. 250) сообщают о том, что избрание Г. из 4 кандидатов совершилось по жребию. На Соборе было решено, что архиепископ Казанский и Свияжский по положению считается выше архиепископа Ростовского и равным архиепископу Новгородскому. Хиротония Г. состоялась 7 февр. (по офиц. летописи, 3 февр.) 1555 г. в московском Успенском соборе, ее возглавил митр. Московский и всея Руси свт. Макарий, к-рому сослужили 9 архиереев (всего в богослужении участвовали 76 священнослужителей). При хиротонии в соборе присутствовали Иоанн IV, его брат кн. Юрий Васильевич, кн. Владимир Андреевич и бывш. казанский хан Симеон, Боярская дума, служилые князья, множество дворян, польский и молдавский посланники, старцы афонского Хиландарского мон-ря.

26 мая 1555 г. Г. вместе с архимандритами св. Варсонофием и св. Германом (Садыревым-Полевым) торжественно отбыл из Москвы. Царь и митрополит провожали его до Фроловских ворот Кремля, Сарский еп. Нифонт (Кормилицын) - "до судов", а бояре, архимандриты и игумены - до Симонова мон-ря. По дороге Г. остановился в Чебоксарах, где заложил Введенский собор (впосл. в нем хранилась Владимирская икона Божией Матери, к-рой Г. благословил чебоксарцев), и в Свияжске, где основал свияжский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. В Казань Г. прибыл 28 (по др. данным, 31) июля, когда в крае еще продолжались военные действия.

Вскоре после приезда Г. добился выделения архиерейскому дому участка в вост. части кремля, где псковские мастера Постник Яковлев и Иван Ширяй возвели кафедральный Благовещенский собор (освящен в 1562), рядом был построен архиерейский дом. В зап. части кремля расположился казанский в честь Преображения Господня мон-рь, архимандритом к-рого стал св. Варсонофий. В мае 1557 г., после завершения в крае военных действий, Г. добился передачи архиерейскому дому значительного количества земель в Казанском и Свияжском уездах, запустевших во время войны. Благодаря Г. Казанский архиерейский дом стал крупнейшим собственником в Казанском крае, получив земли не только плодородные, но и имевшие хозяйственное значение (Камское устье, берега пригородного оз. Кабан, где вставали на причалы торговые суда, и т. д.), к-рые в дальнейшем обеспечили доходы от богатых рыбных ловель и сдачи в аренду берегов. Уже при Г. эти земли были в основном заселены, в т. ч. 2 слободы в Казани и 3 пригородных села, фактически являвшиеся частью города. В Москве (в приходе ц. во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Зарядье) было выстроено подворье Казанского архиерейского дома. Крупные земельные пожалования получили казанские и Свияжский мон-ри. Г. поручил архимандриту Свияжского мон-ря св. Герману все сельские церковные причты Свияжского у., а мон-рь освободил от своего суда.

В соответствии с Наказной памятью, данной Г. царем, Казанский архиерей должен был заботиться об открытии в новой епархии храмов и мон-рей, активно заниматься миссионерской деятельностью, причем приводить татар и др. местных жителей к крещению "любовью и ласкою", а не "насильством". Все эти указания Г. добросовестно выполнял. При Г. открылось много приходских храмов - к 1563 г. только в Казани их было более 20, мн. городские храмы получали ругу, по всей стране для новой епархии собирались книги и колокола. Под рук. Г. святые Варсонофий и Герман активно занимались миссионерской деятельностью - тысячи мусульман и язычников приняли крещение.

Последние 3 года жизни Г. тяжело болел, на большие праздники его приносили для молитвы в храм. Незадолго до кончины (2 дек.) Г. принял постриг в великую схиму от настоятеля Спасо-Преображенского мон-ря св. Варсонофия. Архим. Варсонофий совершил чин отпевания скончавшегося святителя. Г. был похоронен у алтаря монастырского Преображенского собора. Вскоре над его могилой усердием служившего ему боярина И. Застолбского была поставлена гробница и каменная часовня.

Канонизация

4 окт. 1595 г. при перестройке и расширении собора могилы Г. и похороненного рядом свт. Варсонофия были вскрыты, обретены нетленные останки святых. Гроб Г. был наполнен благоухающим миром. Вскоре по решению патриарха свт. Иова Г. был канонизирован. 20 июня 1630 г. по инициативе Казанского митр. Матфея мощи Г. и свт. Варсонофия были перенесены в казанский Благовещенский собор, в 1633 г. кн. Б. И. Черкасский дал вкладом в собор шитый покров на раку святителя. В 1647 г. в московском Казанском соборе был освящен придел во имя Г. и свт. Варсонофия Тверского.

Рака с мощами Г. пострадала во время пожара, опустошившего Казань в 1815 г., после чего была устроена новая, серебряная гробница. В Благовещенском соборе при раке хранились фелонь, в к-рой был похоронен святитель, посох, по преданию ему принадлежавший, часть гроба Г., крест с частицами св. мощей, кусочки ваты, к-рой Казанский митр. Ермоген обкладывал мироточащую главу чудотворца. Ковчежцы со св. мощами Г. и др. святыни выносились в собор для поклонения в Великую пятницу.

В сент. 1918 г., после закрытия собора, мощи Г. переместили в собор казанского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря, а после его закрытия в 1929 г.- в ц. во имя блгв. князей Феодора Ярославского и чад его Давида и Константина на Арском кладбище Казани, где они в наст. время почивают в раке. В 2005 г. часть мощей перенесена в отреставрированный Благовещенский собор, частица мощей передана Иосифову волоколамскому мон-рю.

До 1918 г. в казанском Благовещенском соборе хранились принадлежавшие Г. икона "Святцы" строгановского письма и седло для чина шествия на осляти во время праздника Входа Господня в Иерусалим, а также угловая часть гроба Г. Перед ракой находились облачение святителя, его посох (в наст. время в кладбищенском храме во имя Ярославских чудотворцев) и 3 иконы (икона Вседержителя, Смоленская икона Божией Матери и образ свт. Николая), принесенные Г. из Москвы в Казань. В Благовещенском соборе до 1918 г. также сохранялся оригинал Жития, написанного сщмч. Ермогеном. В Национальном музее Республики Татарстан хранится Ефремово Евангелие, переписанное в 1478 г. по заказу Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского). Возможно, Г. привез рукопись из Селижаровского мон-ря и пожертвовал Благовещенскому собору.

В 1841 г., при работах по расширению Благовещенского собора, под правым, Борисоглебским приделом была обнаружена упоминаемая в Житии маленькая келья, в к-рой Г. уединенно молился ("обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ... Бориса и Глеба"). На каменной стене находился выполненный, вероятно, самим Г. минеральными красками образ Спасителя. Над кельей в 40-х гг. XIX в. была выстроена часовня. В советское время келья была превращена в склад. В 1998 г., при реконструкции собора, ее очистили, выяснилось, что образ Спасителя сохранился, но сильно выцвел и был едва заметен. Однако с каждым годом краски на рисунке проявляются все ярче.

Имя Г. вошло под 9 дек. в Месяцеслов келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. N 201. Л. 308, сер. 50-х гг. XVII в.), под 5 дек. Г. назван в "Палинодии" архим. Киево-Печерского мон-ря Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 851). 2 службы Г. (на 5 дек. и на перенесение мощей 20 июня) составлены Ростовским митр. св. Димитрием (Туптало); канон на перенесение мощей Г. написал в 60-х гг. XVII в. Казанский митр. Лаврентий. Автором акафиста святителю является Евлампий, архиеп. Тобольский и Сибирский (сер. XIX в.).

Почитание Г. было широко распространено в Казанской губ., в нач. XX в. здесь действовало ок. 20 посвященных Г. храмов (не считая храмов во имя Казанских святителей), напр. крестовая церковь и церковь при татарско-кряшенской школе в Казанском архиерейском доме. В 1908 г. в казанском Благовещенском соборе был освящен придел во имя Г. В наст. время особо почитают Г. в Поволжье правосл. татары (кряшены), удмурты, марийцы. Храмы во имя Г. действуют в татарско-кряшенском с. Ташкирмень Лаишевского р-на и удмурт. с. Ципья Балтасинского р-на Татарстана.

Источники: ААЭ. Т. 1. N 241/1, 241/2. С. 257-261 [Приговор об отправке Г. из Москвы и Наказная память ему Иоанна IV]; ПСРЛ. Т. 13. С. 250-251, 259, 372, 381; Т. 14. С. 34; Платон (Любарский), архиеп. Казанский сборник статей. Каз., 1868. С. 7-32 [Житие]; Гермоген, патриарх Московский и всея Руси. Творения. М., 1912; "Книга ключей" и долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря. М.; Л., 1948; Описание о российских святых. С. 249-252.

Литература: Елисеев Г. З. Жизнеописания святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847; Григорий (Постников), архиеп. Житие святителей и чудотворцев Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского. СПб., 1853; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 495-502; Ключевский. Древнерус. жития. С. 305; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 141-143; Нектарий, иером. Историческое описание Иосифова Волоколамского 2-кл. мон-ря Московской губ. М., 1887; Святитель и чудотворец Гурий, первый архиеп. Казанский // Изв. по Казанской епархии. Каз., 1890. N 7. С. 184-195; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Декабрь. С. 27-29; Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов 2-кл. муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903; Кремлевский А., свящ. Свт. Гурий, первый архиеп. Казанский // Изв. по Казанской епархии. Каз., 1905. N 29. Отд. неофиц. С. 817-827, 886-899, 953-959, 990-996, 1016-1019; Покровский И. М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 г. Каз., 1906; Каштанов С. М. Земельно-иммунитетная политика рус. правительства в Казанском крае в 50-х гг. XVI в. (по актовому мат-лу) // УЗ Казанского гос. пед. ун-та. Каз., 1970. Вып. 80. С. 164-203; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 155-156, 305, 306, 309, 317-318; Ермолаев И. П. Среднее Поволжье во 2-й пол. XVI - XVII вв.: Управление Казанским краем. Каз., 1982; Макарий (Веретенников), архим. Свт. Гурий, архиеп. Казанский // ПС. Каз., 2006. N 2(12). С. 55-85.

Е. В. Липаков

Иконография

Г. изображается в фелони, омофоре и митре, борода удлиненная, что отмечено в иконописных подлинниках XVII - нач. XX в. под 4 окт.: "Гурий сед, брада аки Власиева" (подлинник Никодима Сийского посл. четв. XVII в.- БАН. Собр. Архангельской ДС. N 205. Л. 79 об.); "...подобием сед, брада аки Василия Кесарийского, в шапке, во омофоре, в руках Евангелие, риза святительская" (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 166; Большаков. Подлинник иконописный. С. 36); "Гурий сед, брада аки Власиева, а инде Василия Кесарийского, в шапке с херувимом, риза святительская, лазорь, испод бакан, амфор и Евангелие" (поморская рукопись ок. 1848 г.- БАН. Дружин. N 981. Л. 90 об.). Как и в описании внешности Казанских святителей Германа и Варсонофия, подлинники отмечают, что Г. "типа русского, из дворян, около 60 лет; лицо бледное, очень худощавое и болезненное с узкою, длинноватою, с большой проседью бородой" (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 36).

По описанию древнего (?) двустороннего запрестольного образа "Тихвинская икона Божией Матери - святители Гурий и Варсонофий Казанские" из собора казанского Преображенского мон-ря (не сохр.), "ростом Гурий выше Варсонофия. Лицо его отличается кротостию; карие глаза смотрят открыто; борода окладистая, длинная, почти вся седая; усы почти совпадают с верхнею частью бороды и закрывают уста. Привлекательной наружности Гурия соответствовали и нравственные качества его" (Кремлевский А., свящ. Свт. Гурий Казанский // Изв. по Каз. епархии. Каз., 1905. N 29. Отд. неофиц. С. 953-954). Сохранившийся деревянный, частично обложенный серебром длинный костыль-посох с большой полукруглой рукоятью, на к-рую Г. опирался при совершении келейного правила (ныне в ц. блгв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских на Арском кладбище в Казани), свидетельствует о высоком росте святителя.

Наиболее раннее сохранившееся изображение Г.- на левом поле шитой пелены "Казанская икона Божией Матери" нач. XVII в. (ГРМ), на правом поле - свт. Варсонофий. Г. облачен в фелонь, омофор, низкую митру, правая рука в молении, в левой Евангелие; в соответствии с иконописным подлинником Г. выше свт. Варсонофия. Вместе святители представлены особенно часто, в т. ч. на полях Казанских икон Божией Матери (вологодский образ 1-й четв. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря, ВГИАХМЗ). Подобная икона-пядница XVII в. находилась в Вознесенском монастыре Московского Кремля (Успенский А. И. Иконы церковно-археологического музея ОЛДП // Моск. ЦВед. 1904. N 51-52. С. 602). Сохранилась прорись с иконы XVII в. с фигурами Г. и свт. Варсонофия в молении Спасу Еммануилу (ГРМ - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 211). Оба святителя, благословляемые Спасителем в облаках, помещены на фоне пейзажа на иконе 1705 г. московского иконописца Оружейной палаты Якова Иванова (по правленой надписи на нижнем поле - Никифорова) Молчанова (ГМИР). Одна из ранних икон Г. со свт. Германом (святые в молении образу Божией Матери "Знамение") из Успенского собора Свияжского монастыря упомянута в описи 1614 г. (Опись свияжского Богородицкого муж. монастыря 1614 г. Каз., 1892. С. 15).

При перенесении в 1630 г. св. мощей Г. из Преображенского мон-ря в кафедральный Благовещенский собор на средства казанского дворянина С. Т. Аристова была устроена новая, серебряная рака, на к-рую кн. Б. И. Черкасский в 1633 г. пожертвовал шитый золотом и серебром покров с изображением Г. в рост (Яблоков. 1909. С. 39). На крышке небольшого серебряного позолоченного ковчега-мощевика 1-й пол. XVII в. (ГММК), созданного, очевидно, не ранее перенесения св. мощей Г.,- чеканное полуфигурное рельефное изображение двуперстно благословляющего Г., в фелони, омофоре и невысокой митре, с Евангелием в руке (на 2-й части крышки - полуфигура блгв. кн. Георгия Всеволодовича), с 1681 г. ковчег находился в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля.

В 1647 г. в Казанском соборе в Москве был освящен придел во имя Г. и свт. Варсонофия; большая "ветхая", возможно храмовая, икона с парным изображением святителей упоминается в описи собора 1771 г.; вероятно, стенные росписи включали сюжеты из Житий святителей. В стенописи 1642-1643 гг. Успенского собора Московского Кремля, над к-рой работали ок. 150 художников из различных городов России под рук. царских иконописцев Ивана и Бориса Паисеиных и Сидора Поспеева (поновлялась в XVIII-XIX вв.), полуфигурные изображения Г. и свт. Варсонофия помещены в кругах, друг против друга, на откосах верхнего центрального окна сев. фасада (Левшин А. Г., прот. Ист. описание первопрестольного в России храма, Моск. большого Успенского собора, и о возобновлении первых трех моск. соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельского... М., 1783. С. 202). Образ Г. в розовой фелони, белом омофоре, низкой митре находится на сев. откосе окна (над фигурой свт. Евсевия Самосатского).

В росписях Преображенского собора Евфимиева мон-ря в Суздале, выполненных в 1689 г. артелью костромского иконописца Гурия Никитина, большое ростовое изображение Г. расположено на видном месте у центральной алтарной апсиды, в сев. простенке. У него тонкие черты лица, удлиненная борода, взгляд обращен вправо, к алтарю, рука отведена в именословном благословении, другой он держит на плате Евангелие; фелонь светло-зеленая, на орнаментальной подкладке.

В обширной программе стенописи 1694-1695 гг. ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле, в сев. приделе во имя Г. и свт. Варсонофия, использованы сюжеты из житий святителей. На зап. галерее этого храма в круглом медальоне над аркой, среди др. святителей,- оплечное изображение Г. в омофоре и митре (Архив "Центрреставрация". Инв. N 80ж/720. Отчет о реставрации живописи 1694-1700 гг. в зап. и сев. галереях ц. Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле в 1976-1981 гг. М., 1982. Машиноп. С. 42. Фото 125, ж 25401).

В лицевом шитье Г. вместе со свт. Варсонофием занимает важное место в ряду К-польских святителей на полосах передних сторон строгановских саккосов: митр. Казанского и Свияжского Лаврентия (автор канонов Г. и свт. Герману) (ок. 1665, мастерская А. И. Строгановой, вклад Д. А. и Г. Д. Строгановых; хранился в ризнице Благовещенского собора Казани, ныне в ГОМРТ) и митр. Ростовского Ионы (Сысоевича) (1665, вклад Строгановых в Успенский собор Ростова, ЯИАМЗ). Иконография последнего произведения повторена в технике темперной росписи по холсту на саккосе ок. 1665 г. (СИХМ). При саккосе митр. Лаврентия имелась палица с изображением Воскресения Христова с апостолами по сторонам, ниже - образы Г. и свт. Варсонофия (Яблоков. 1909. С. 40). На сохранившейся палице 1654 г. (ГОМРТ) из Благовещенского собора Казанского кремля Г. и свт. Варсонофий изображены по сторонам Благовещения Богородицы, на строгановских пеленах - в молении иконе Божией Матери "Знамение" (1-я пол.- сер. XVII в., ГОМРТ) или Казанскому образу Божией Матери (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в., НГИАМЗ).

На створках небольшого серебряного складня-мощевика XVII в. (СПГИАХМЗ), находившегося в ТСЛ, представлены резные изображения Г. и свт. Варсонофия (над ними свт. Николай Чудотворец и прп. Сергий Радонежский). Фронтальные фигуры благословляющих Г. и свт. Варсонофия с Евангелиями на омофорах, исполненные чернью по серебру, украшают дробницу драгоценного оклада Казанской иконы Божией Матери сер. XVII в. в серебряном складне-киоте 1677 г. (ГИМ), вероятно связанной с заказом царской семьи.

Казанские святители Г., Герман и Варсонофий часто изображаются вместе. Перед древней их иконой в Ильинской ц. Казани особенно часто служились молебны, в т. ч. черемисами (Димитрий (Самбикин). С. 28). На прориси кон. XVII в. (ГИМ) с подписью "образецъ Максимовъ" фигура Г. перед святителями Германом и Варсонофием немного укрупнена, правая рука в молении, в вытянутой левой - большое Евангелие. Известно, что в Казани иконы Казанских чудотворцев писал иконописец Иван Фёдоров (сын казанца Феодора Никитина Рожнова?), в 1706 г. он получил за 6 таких икон 1 р. 16 алтын 4 деньги (Покровский И. М. Казанский Архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 г. Каз., 1906. С. 222-223). В Благовещенском соборе Казанского кремля находился чудотворный образ Казанских святителей 1-й четв. XVIII в. "с довольно крупными частицами мощей этих угодников Божиих" (Яблоков. 1909. С. 30), к-рый носили в крестных ходах. Икона святителей с частицами мощей 1709 г., присланная митр. Казанским Тихоном (Воиновым) в г. Троицкий-на-Таганроге (ныне Таганрог), после взятия Азова турками (1711) была перенесена в новоустроенный г. Павловск Воронежской епархии (Димитрий (Самбикин). С. 28). Почитаемый образ казанских чудотворцев в серебряной ризе с частицами св. мощей, сохранявшийся в роде Головиных, находился затем в созданном ими храме Нерукотворного образа Спасителя с. Деденёва (освящен в 1858, с 1861 - Спасо-Влахернский мон-рь Московской епархии). Там же хранились 3 кипарисовых ковчега в серебряных окладах и драгоценные кресты с частицами св. мощей святителей (Спасо-Влахернский общежит. жен. мон-рь. М., 1894. С. 38, 41).

Особый извод составляют иконы 1-й четв. XVIII в. святителей Г. (впереди), Варсонофия и Германа в молении образу Благовещения Богородицы на фоне Казанского кремля, с помещенными в картушах частицами св. мощей чудотворцев (ГОМРТ, ПГХГ). Изображение кремля с храмами, архиепископским и государевым дворами на иконах, по-видимому, связано с появлением его на планах этого времени.

В XIX - нач. XX в. были написаны новые иконы Г., напр. храмовый образ в крестовой церкви его имени, освященной в 1829 г. в новом архиерейском доме за пределами кремля, где стали жить Казанские архипастыри. Икона Г. в "византийском стиле" для местного ряда иконостаса 1855 г. Благовещенского собора Казани была написана владимирским иконописцем Гагаевым. События хиротонии Г. в Москве, проводы его в Казань, встреча в Казани, кончина, обретение св. мощей, известные по миниатюрам лицевых Житий Г. и свт. Варсонофия, помещены в росписях 1870 г. вязниковского иконописца Н. Л. Сафонова в трапезной (1841-1846) Благовещенского собора (Яблоков. 1909. С. 15-16) (поновлены Н. Н. Сафоновым в 1913, реставрированы в 90-х гг. XX в.). Иконы святого находились в ц. во имя Г. 1871 г. при татаро-кряшенской школе, выстроенной на средства П. В. Щетинкина, в домовой ц. во имя Г. кон. XIX в. при архиерейском доме в кремле, в приделе во имя Г. (освящен в 1908) казанского Благовещенского собора. Там же перед ракой стояла хоругвь с изображением Г., принадлежавшая просветительскому братству его имени, основанному в 1867 г. проф. Н. И. Ильминским (Никанор (Каменский), архим. Вып. 4. С. 8).

В иконописи XIX в. казанские святители - свт. Герман слева, свт. Варсонофий справа - изображались, как правило, обращенными к Г., стоящему в центре. С подобной иконы, со Спасителем в облаках, И. Угрюмовым была сделана гравюра (Никанор (Каменский), архим. Вып. 4-6. Ил. на с. 1). На большом образе сер. XIX в. на сев.-зап. столпе Успенского собора ТСЛ Г. и свт. Варсонофий представлены справа во 2-м ряду, вместе с отцами Церкви святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом.

В составе Соборов рус. святых Г. представлен в группе святителей в 1-м ряду за Московскими митрополитами на 3 поморских иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. мастера П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Т. 1. С. 457) и 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ).

Изображение Г. в медальоне было включено в программу росписи (70-е гг. XIX в., худож. В. Д. Фартусов) одной из хорных арок в зап. части храма Христа Спасителя (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. закл. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 82), ростовой образ помещен в росписи 80-х гг. XIX в. на хорах Владимирского собора в Киеве.

Рельефное изображение Г. имеется в группе просветителей (скульптор М. А. Чижов) на памятнике 1000-летию России, возведенном в 1862 г. в Новгороде по проекту художника М. О. Микешина. Чеканное изображение Г. находилось на крышке новой, серебряной раки, устроенной в Благовещенском соборе Казанского кремля после пожара 1815 г. (собор вновь освящен в 1821). Серебряные барельефные изображения святителей Г., Варсонофия и Германа располагались по углам металлического чеканного покрытия главного престола собора, сделанного ок. 1870 г. московским мастером Орловым на средства Н. И. Саврасовой (Никанор (Каменский), архим. Казанский кафедр. Благовещенский собор // Он же. Святыни Казани. Каз., 1890. Вып. 9. Прил. С. 9-10; Яблоков. 1909. С. 13, 17, 29). В медном литье изображения Г. и свт. Варсонофия часто встречаются на створках складней (XVIII-XIX вв., ЦМиАР). Отдельные иконки воспроизводят, очевидно, иконописные образы в окладах: Г. и свт. Варсонофий в молении образу Божией Матери "Знамение" в навершии, в оглавии - Спас Нерукотворный (кон. XVII - нач. XVIII в., ЦАК МДА).

В группе Казанских чудотворцев (в центре 1-го ряда в крещатой фелони и митре, на покровенных руках - Евангелие) Г. представлен в композиции "Все святые, в земле Русской просиявшие", созданной в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. мон. Иулианией (Соколовой), и в разработанной ею же иконографии "Собор святителей, в земле Российской просиявших" сер. XX в. (иконы в ТСЛ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239). Под 4 окт. вместе со свт. Варсонофием в молении Казанской иконе Божией Матери, под 5 дек. единолично Г. помещен на рисунках из лицевых святцев рус. святых, созданных тем же автором после 1959 г. (частное собрание). Отдельное ростовое изображение Г. и его образ вместе со свт. Варсонофием входят в состав прорисей для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 39, 84). Совр. мастера используют различные изводы иконографии Г., на иконах казанских святителей он располагается в центре.

Литература: Никанор (Каменский), архим. Святыни Казани. Каз., 1889. Вып. 4-6; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Декабрь. С. 28; Нерушева Е. В. Господин Вел. Новгород. Новгород, 1908. С. 4. Ил. на обл.; Яблоков А. П., прот. Кафедр. Благовещенский собор в г. Казани. Каз., 1909; Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. С. 131, 162, 168. Кат. 222, 287, 314; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. С. 152-156, 162-163. Кат. 98, 99, 108; Ic?nes et ic?nes brod?es de la Sainte Russie: XVI?me et XVII?me si?cles. Thonon-les-Bains; Haute Savoie, 1991. P. 62, 63; Коробко О. А., Ченская Г. А. О нек-рых подписных иконах кон. XVII - 1-й трети XVIII в. из фондов ГМИР // Филевские чтения. М., 1993. Ч. 2. С. 53; Иконные образцы XVII - нач. XIX в.: Иконография рус. святых / ГИМ; предисл. и сост.: З. П. Морозова. М., 1994. С. 26; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...": Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. СПб., 1995. С. 266-267. Кат. 166; Завьялова М. К., Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. ГОМРТ // ГММК. Мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 79. Ил. 9; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 122; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 210-213, 456-457; Т. 2. С. 90-91; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998. С. 156. Кат. 60; Опись церк. утвари и ризницы моск. Казанского собора 1771 г. / Публ., вступ. ст.: С. А. Смирнов // Культура средневек. Москвы: XVII в. М., 1999. С. 390, 398-399, 407; Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни: Медное худож. литье XI - нач. XX в. из собр. ЦМиАР. М., 2000. Кат. 208, 210; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 281, 282, 296. Кат. 86, 87, 95; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле / ГММК. М., 2003. С. 325-326. Кат. 117; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 431, 536; "Угодно в очах Божиих дело сие...": Сокровища ЦАК МДА / Сост.: Л. П. Тарасенко. Серг. П., 2004. С. 257; Семинарский вестник. Каз., 2006. N 2(17). Ил. на с. 2 обл.

Н. Н. Чугреева

Фрагмент статьи из т. 13 "Православной энциклопедии". Москва, 2006 г.

http://www.sedmitza.ru/text/831260.html

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

В конце своего Евангелия апостол Матфей привёл повеление Господа Иисуса Христа ученикам — нести Его учение всем народам. Уже почти две тысячи лет последователи Христа старательно выполняют это повеление. Среди них были и православные пастыри, пришедшие в средине 16-го века в Казанский край. Первым архиепископом вновь созданной Казанской епархии стал святитель Гурий. А его ближайшим помощником — святитель Варсонофий.

17 октября, в день обретения святых мощей этих праведников, Русская Православная Церковь прославляет всех Казанских угодников Божьих как просветителей, молит-венников и защитников Казанского края. Этот праздник был установлен в 1984 году по инициативе епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского), которую одобрил и благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Также в этот день празднуется обретение мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского и Варсонофия, епископа Тверского (1595).

Казанские святые общероссийского почитания

  • архим. Сергий (Зайцев) +1918
  • иером. Лаврентий (Никитин) +1918
  • иером. Серафим (Кузьмин) +1918
  • иеродиак. Феодосий (Александров) +1918
  • мон. Леонтий (Каргин) +1918
  • мон. Стефан +1918
  • посл. Георгий (Тимофеев) +1918
  • посл. Сергий (Галин) +1918
  • посл. Илларион (Правдин) +1918
  • посл. Иоанн (Сретенский) +1918
  • иером. Иосиф (Гаврилов) +1930
  • иером. Сергий (Гуськов) +1930
  • иером. Антоний (Чирков) +1930
  • иером. Варлаам (Похилюк) +1930
  • иером. Иов (Протопопов) +1930
  • посл. Петр (Тупицын) +1930
  • , настоятельница +1918

Приходские священники:

  • сщмч. иер. Димитрий Шишокин +1918
  • +1918
  • сщмч. иер. Даниил Дымов, священник церкви села Верхний Услон +1918
  • сщмч. иер. Феодор Гидаспов, настоятель Пятницкой церкви г. Казани +1918
  • сщмч. иер. Владимир Фиалковский, протоиерей Тихвинской церкви в Вознесенском
  • сщмч. иер. Иоанн Богоявленский +1918
  • сщмч. иер. Константин Далматов, протоиерей Софийской церкви +1918
  • сщмч. иер. Василий Львович Агатицкий, священник Троицкого собора г. Тетюш +1918
  • сщмч. иер. Леонид Евстафьевич Скворцов, священник Софийского собора г. Лаишева +1918
  • сщмч. иер. Константин Сергеев, священник села Кутуш Чистопольского уезда +1918
  • сщмч. иер. Василий Афанасьевич Лузин +1918
  • сщмч. иер. Николай Неофитович Приклонский, священник села Абдей +1918
  • сщмч. иер. Леонид Поликарпов, священник из Мамадышского уезда +1918
  • сщмч. иер. Михаил Николаевич Мансуров, протоиерей села Кукмор Мамадышского уезда +1918
  • сщмч. иер. Андрей Брагин, священник села Чирки-Бебкеевы Тетюшского уезда+1918
  • сщмч. иер. Павел Михайлович Михайлов, священник Мамадышского Троицкого собора +13 марта 1919

17 октября Русская Православная Церковь совершает память всех угодников Божиих в земле Казанской просиявших – Собор Казанских святых. Этот праздник установлен в 1984 году по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена и совершается в день обретения мощей святителей Гурия и Варсонофия.

В Собор Казанских святых входят:

св. мч. Авраамий Болгарский † 1229

св. мч. Феодор Философ Болгарский † 1323

св. мч. Иоанн Казанский † 1529

св. мч. Петр Казанский † 1552

св. мч. Стефан Казанский † 1552

св. мч. Борис (Салтыков) † XVI

св. мч. Иаков (Евстафьев) † XVI

св. мч. Феодор (Чуркин) † XVI

св. мч. Сильван (Васильев) † XVI

св. мч. Феодор (Баклановский) † XVI

св. мч. Василий (Константинов) † 1552-53

св. мч. Феодор (Константинов) † XVI

св. мч. Димитрий (Константинов) † XVI

св. мч. Михаил (Кузьминский) † XVI

св. мч. Иоанн (Мохнев) † XVI

св. мч. Василий (Федоров) † XVI

свт. Гурий, архиеп. Казанский и Свияжский † 1563

прп. Иона Казанский † после 1563

прп. Нектарий Казанский † после 1563

св. мч. Герман, архиеп. Казанский и Свияжский † 1567

свт. Варсонофий, еп. Тверской, Казанский чудотворец † 1567

свт. Гермоген, патриарх Московский † 1612

сщмч. Кирилл (Смирнов), митр. Казанский † 1937

сщмч. Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский † 1937

сщмч. Амвросий, еп. Свияжский † 1918

Преподобномученики Зилантовы:

архим. Сергий (Зайцев) † 1918

иером. Лаврентий (Никитин) † 1918

иером. Серафим (Кузьмин) † 1918

иеродиак. Феодосий (Александров) † 1918

мон. Леонтий (Каргин) † 1918

мон. Стефан † 1918

посл. Георгий (Тимофеев) † 1918

посл. Сергий (Галин) † 1918

посл. Илларион (Правдин) † 1918

посл. Иоанн (Сретенский) † 1918

Преподобномученики Раифские:

иером. Иосиф (Гаврилов) † 1930

иером. Сергий (Гуськов) † 1930

иером. Антоний (Чирков) † 1930

иером. Варлаам (Похилюк) † 1930

иером. Иов (Протопопов) † 1930

посл. Петр (Тупицын) † 1930

прмц. Маргарита, настоятельница Мензелинского женского монастыря св. Пророка Илии † 1918

Приходские священники:

сщмч. иер. Димитрий Шишокин † 1918

сщмч. иер. Филарет Великанов † 1918

сщмч. иер. Даниил Дымов, священник церкви села Верхний Услон † 1918

сщмч. иер. Феодор Гидаспов, настоятель Пятницкой церкви г. Казани † 1918

сщмч. иер. Владимир Фиалковский, протоиерей Тихвинской церкви в Вознесенском

сщмч. иер. Иоанн Богоявленский † 1918

сщмч. иер. Константин Далматов, протоиерей Софийской церкви † 1918

сщмч. иер. Василий Львович Агатицкий, священник Троицкого собора г. Тетюш † 1918

сщмч. иер. Леонид Евстафьевич Скворцов, священник Софийского собора г. Лаишева † 1918

сщмч. иер. Константин Сергеев, священник села Кутуш Чистопольского уезда † 1918

сщмч. иер. Василий Афанасьевич Лузин † 1918

сщмч. иер. Николай Неофитович Приклонский, священник села Абдей † 1918

сщмч. иер. Леонид Поликарпов, священник из Мамадышского уезда † 1918

сщмч. иер. Михаил Николаевич Мансуров, протоиерей села Кукмор Мамадышского уезда † 1918

сщмч. иер. Андрей Брагин, священник села Чирки-Бебкеевы Тетюшского уезда † 1918

сщмч. иер. Павел Михайлович Михайлов, священник Мамадышского Троицкого собора † 13 марта 1919

сщмч. иер. Михаил Вотяков, настоятель Свято-Троицкой церкви села Чистопольские Выселки † 1931

сщмч. иер. Адриан Троицкий, Троицкой церкви села Михайловское Царевококшайского уезда Казанской губернии † 1938

мч. Александр Сергеевич Верижский, студент Казанской Духовной Академии † 1918

Молитва Собору Казанских святых

К вам, святии сродницы и заступницы наши, святии вси, в земли Казанстей просиявшии, усердно ныне прибегаем и припа́дающе молимся: предстательством вашим теплым и милостивым не оставите нас, чад ваших, во гресе́х и искуше́ниих дни своя на земли иждива́ющих. О, Небеснаго отечества граждане! Не забу́дите нас, граждан земнаго отечества вашего, и яко приснии наши хода́таицы и молитвенницы, испроси́те нам от Великодарови́таго Бога грехов прощения, в житии христиа́нстем наставления и укрепления, в проповеди Евангелия Христова помощи и поспеше́ния, да и мы трудо́м и подвиго́м вашим подражаем, о святителие наши равноапостольнии, отцы наши преподобнии и богоноснии, мученицы наши крепцыи и непобедимии. Испросите граду нашему Казани, отечеству нашему и всей вселенней мир и благословение, нам же, память вашу с любовию почитающим, благочестие в житии и в вере укрепление, в де́лех же благих преуспеяние, да и мы вкупе с вами и со всеми святыми, изрядно же со Усердною Заступницею рода христианскаго Пречистою Девою Богородицею, непрестанно славим и величаем пречестное и великолепое имя Живоначальныя и Божественныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


17 Октября 2018