Притча о богаче и лазаре. Притча о безумном богаче Притча о богаче и лазаре




Берегитесь любостяжания — говорит сегодня всем людям Христос — ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имений. Наблюдайте за собой, чтобы в сердце ваше не проникли принципы мира сего, чтобы они не стали господствовать в нём. Счастье человека не зависит от богатства.

Жизнь души, вне всякого сомнения, не связана с богатством, потому что её потребности невозможно удовлетворить ничем материальным. Да и жизнь тела не заключается в том, чтобы иметь материальное изобилие. Можно жить весело и легко, довольствуясь малым . Как говорит Писание, лучше блюдо с зеленью и со святой любовью, чем роскошный пир с ненавистью (Притч. 15, 17) .

И с другой стороны, как говорится, все предлежит богачу — но не дал ему Бог здоровья, и не может он ни к чему прикоснуться. Можно иметь все богатства земли и быть самым несчастным человеком на свете . Чтобы предостеречь нас от опасности любостяжания, от которой погибает мир, Господь рассказывает притчу о жизни и смерти одного богатого человека. И оставляет нам самим судить, был ли этот человек счастлив.

Его богатство заключалось в изобилии плодов земных. У него было много земли, и его земля была плодородной, и он приобретал всё больше и больше, пока не получил совершенно неслыханный урожай. Он даже растерялся от такого успеха, и жизнь его мгновенно лишилась покоя и дневного, и ночного. «Что мне делать , — рассуждал он сам с собой, — и некуда мне собрать плодов моих» .

Господь на небесах видит и знает все наши намерения и помышления сердечные, и мы ответственны за них пред Господом. От того, что мы глубоко помышляем иногда в себе, как бы делая окончательный выбор, может решиться наша конечная участь, земная и вечная . Так, по всей вероятности, и произошло с этим богачом: по внутреннему его состоянию определён был Господом ему смертный приговор .

Этот человек, получив богатый урожай, естественно, собирается расширить свои зернохранилища. И может быть, многие спросят: а в чём, собственно, дело? Человек ведь на самом деле получил хороший урожай, и он должен о нем позаботиться, чтобы ничего не пропадало.

И мы видим, какие рождаются у этого человека планы. «Вот что я сделаю , — говорит он, —сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой, и все добро мое, и буду жить в довольстве и покое» . Он откровенно хвастается, он полон самодовольства, решительно и бесповоротно определяет: вот что я сделаю. А не подумает о том, чего от него хочет в такой важный момент жизни Бог.

Его поведение — открытый вызов всему, чему учит слово Божие. Он идёт путём, прямо противоположным тому, что мы знаем из учения Христова . Его решение, поэтому, вполне безумное. Безумие было с его стороны, говорят святые отцы, плоды земные называтьсвоими плодами, своим добром. Всё, что мы имеем, дано нам в долг. Но всё это принадлежит Господу Богу, а мы только приставники при добре Господнем .

Он ведёт себя как вор, у Бога укравший. И краденое хочет сокрыть в надежном месте. Безумием была с его стороны уверенность, что добра хватит на многие годы, в то время как в один час всё может быть сожжено дотла. Может быть, от удара молнии внезапной, нечаянной грозы. А может быть, от тли, которая неприметно все изъест.

Я знал одну бабушку, которая во время войны хранила в амбаре за десятью замками «на чёрный день» зерно, когда внуки её недоедали. А потом наконец открыла и увидела, что вместо зерна осталась одна труха, и в ней копошатся черви.

Помню также рассказ одного благочестивого человека. Он со слезами изумления и благодарности рассказывал о том, как буквально за несколько дней до революции сгорела у его отца большая мельница. Вначале все были в ужасе, а потом увидели, что это спасло его и всю его семью от гибели, когда всех, имеющих богатство, в этом селении расстреляли или сослали на гибель в концлагерь.

Уместно вспомнить в связи с этим наставление святых отцов о том, что когда при нечаянной утрате земных богатств мы благодарим Бога, Он вменяет нам это благодарение в добровольную раздачу богатства нашего как милостыни .

Притча о безумном богаче напоминает нам, на каких шатких основаниях стоит этот безумный мир, в котором мы живем, где все определяется земным успехом, и вся мудрость жизни заключается в том, как достигнуть этого успеха. Нам понятно, что эта притча о большевиках, о новых русских, о сегодняшней Америке, об американизации и маммонизации всего сегодняшнего мира .

Безумный богач — это современный преуспевающий в какой угодно области человек. Он знает, какую новейшую технику употребить, как обработать, как удобрить почву, если речь идет конкретно об этом деле, какие семена выбрать для более благоприятного урожая. И так во всех областях жизни, в любой сфере. Это самое главное для человека. Человек этому научился, он достигает успеха. И кажется, все общество может этому научиться.

Кажется, нет предела богатству этого человека и этого общества. Оно стоит как беспощадный идол, ослепляя ум и воображение новыми грандиозными проектами перестройки мира. Америка сейчас, кажется, достигает успеха в самой высочайшей степени. Время от времени Господь ставит человека, народы перед крушением всего, пока всё не сокрушит, пока не остановит нас совсем и не напомнит нам о главном — о нашей бессмертной душе .

Самое большое безумие безумного богача было сказать своей душе: «Душа, покойся, ешь, пей, веселись» . Как будто человек живёт, чтобы есть! Если бы он сказал: «Тело мое, покойся, ешь, пей, веселись, у тебя хватит добра на многие годы», в этом был бы еще какой-то смысл. Но что душе от какого угодно количества зерна или золота? Разве может душа питаться подобной пищей? Если бы у этого человека была душа свиньи, она могла бы удовлетвориться тем, чтобы есть и пить. Потому что душа человека может питаться только правдой и добром, делами милосердия, которые она совершает, чистотой, молитвой, словом Божиим, любовью, Богом .

Когда Господь говорит: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое» , и когда Он говорит:«Пийте от нея вси» , тогда душа вместе с телом может есть, и пить, и веселиться о Господе на многие годы и на веки вечные. А надежды только на земное счастье безумны . Приходит день, когда Бог называет самого носителя этих надежд именно таким именем: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, а то, что ты собрал, кому достанется?»

Протоиерей Александр Шаргунов

Строгие блюстители закона сознавали, что каждый из них нарушает субботний покой для спасения или сохранения своего имущества, но открыто признаться в этом не решались.

Притча о званных

В это время прибывающие гости занимали места за обеденным столом, причем каждый из них старался занять место поближе к хозяину, так как на этих местах всегда сидели наиболее почетные и знатные гости.

Заметив такое стремление поставить себя выше других, Иисус дал им наставление не садиться самовольно на первое место, не возвышать самого себя, а смиренно ждать такого приглашения от хозяина пира. С тем, кто считает себя выше всех, кто, вследствие такого самомнения, стремится везде быть первым, может случиться большая неприятность: придет кто-нибудь почетнее его, и хозяин пира попросит самозванца уступить ему место, а другие лучшие места будут уже заняты, и встанет тогда гордец со стыдом и сядет на последнее место; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится ().

Как трудно, даже почти невозможно, грешному человеку быть беспристрастным судьей своей жизни! Себялюбие всегда найдет хотя бы и ложные оправдания дурных поступков, а гордость превознесет и преувеличит значение кажущихся хорошими; и возмечтает о себе человек, и, подобно фарисею, будет считать себя не таким, как прочие, а такие мечты ослепляют, не дают возможности замечать свои недостатки, не дают места самоосуждению и препятствуют самоисправлению. И такой самовозвышающийся человек, считающий себя не таким, как прочие, и потому всюду стремящийся занять первое место, будет пристыжен и унижен, когда на окончательном Суде над родом человеческим ему предложат занять свое, то есть последнее место. В предупреждение такого печального исхода Христос заповедает нам смирение и самоуничижение и обещает нам, что не возвышающие сами себя будут возвышены.

Заметив, что званные на этот пир – все родственники, друзья и богатые соседи хозяина, Иисус, обращаясь к нему, сказал: когда даешь обед или ужин, не зови таких гостей, которые и тебя могут также угостить и тем воздать тебе за твое гостеприимство, а зови нищих, увечных, хромых, слепых и вообще бедных, которые сами не могут отплатить тебе тем же, но за которых воздаст тебе в будущей вечной жизни.

Говоря – не зови друзей () – Христос этим не воспрещает дружеские и родственные отношения к равным по состоянию, выражающиеся в гостеприимстве и угощении. Однако, этими словами Он предупреждает, что за добрые дела по отношению к тем, которые не остаются за то в долгу, награда получается здесь, на земле, и потому рассчитывать за такие добрые дела на награду в будущей жизни нельзя; поступающий так собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (). Творящий добро тем, от которых не может получить воздаяния, взаймы дает Богу, Который, конечно, не остается у человека в долгу.

О необходимости усилий над собой для вступления в царство Мессии

Услышав слова Иисуса о воскресении праведных, один из участников обеда, вероятно, тоже фарисей, сказал: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! () Говоря так, он, очевидно, под Царством Божиим подразумевал Царство Мессии и притом в том именно значении, какое придавали ему фарисеи, а так как фарисеи в царство мессии считали, что это Царство приготовлено именно для них, то и назвавший блаженным того, кто вкусит хлеба в этом Царстве, таковым блаженным считал несомненно себя и себе подобных. Но Христос, обращаясь к нему, притчею объяснил ему, что фарисеи-то и подобные им мнимые праведники не будут участниками Царства Мессии.

Один человек устроил большой званый ужин, но когда послал раба своего сказать званным, что все уже готово, то все они, как бы сговорившись, стали отказываться, придумывая разные отговорки. Один отговаривался покупкою земли, другой – покупкою волов, а третий – женитьбой. Тогда хозяин дома послал раба своего привести из того же города нищих, увечных, хромых и слепых, и, когда они возлегли и остались еще свободные места, послал раба за город звать всех, кого встретит, чтобы не было за ужином пустого места.

Смысл этой притчи таков: под видом большого ужина представлено Царство Мессии, как Царство Божие на земле и Царство Небесное в будущей вечной жизни. Устроитель этого ужина, Бог, приглашал, посредством ветхозаветного закона и пророков, весь народ еврейский вступить в уготованное для них Царство, а затем, когда Царство это приблизилось, вновь послал к приглашенным повторить приглашение и притом послал Самого Мессию. В притче Иисус назван рабом потому, что в некоторых пророчествах Мессия именовался рабом Господа, и еще потому, что он явился в образе человека, то есть раба Божия. Посланный Мессия объявил евреям: приблизилось Царство Небесное (); идите, ибо уже все готово (). Но те из евреев, к которым, главным образом, относился этот призыв, которые по развитию своему и знанию Писания могли скорее всего понять и принять это приглашение, то есть книжники, фарисеи и прочие руководители народа, как бы сговорившись, стали отказываться от приглашения и не пошли на званый ужин. Тогда Господь повелел Мессии звать мытарей и грешников того же города, то есть того же народа; и когда все еще осталось много свободных мест, послал за пределы города, то есть народа еврейского, звать всех язычников вступить в Царство Мессии. Оканчивая эту притчу, Господь сказал: никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много их было званых , все были званы, но мало оказалось избранных ().

Обед окончился, и гости вышли из дома фарисея. Вероятно, под впечатлением только что слышанной притчи некто спросил Иисуса: неужели мало спасающихся?

(Когда именно, где и кем предложен этот вопрос, – Евангелист не поясняет, но нам кажется, что уместнее всего поместить беседу по поводу этого вопроса вслед за притчей о званных).

Неужели мало спасающихся, то есть вступающих или достойных вступить в Царство Мессии, Царство Божие и Небесное?

Не отвечая прямо на этот вопрос, Иисус сказал, что без усилия или особого старания, действительно, трудно войти в это Царство, врата которого тесны. О трудности войти узким путем в тесные врата вечной жизни Иисус говорил Апостолам в Нагорной проповеди (см. выше гл. 12, с. 373); давая и теперь наставления по тому же поводу, Он добавил, что войти в это Царство пожелают многие, и не возмогут (), то есть пожелают тогда, когда будет уже поздно, когда двери Царства будут затворены. Тогда вы , думающие, что это Царство предназначено исключительно для вас, стоя вне его, станете стучать в двери, прося отворить их. Но Господь скажет вам: Не знаю вас, откуда вы (). А вы ответите: «Как не знаешь, Господи? Ведь мы жили, управляемые Твоим законом и поучаемые Тобой через пророков». Но Он скажет вам: «Да, Я учил вас, но вы глухи были к Моему учению; вы не хотели знать Меня, и Я не знаю вас; отойдите же от Меня, делатели неправды! И увидите вы, как придут иные люди со всех стран света и возлягут в Царстве Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом и всеми пророками, а вы, потомки этих праведников, будете изгнаны вон; и вот, те, которых вы считаете последними, которых здесь презираете, будут там первыми, а сами вы, считающие себя первыми, станете последними».

Толкуя распространительно эту речь Иисуса, можно вывести из нее назидание для всех вообще людей: узкий путь к тесным вратам Царства Небесного надо пройти в этой жизни, надо здесь, на земле, добрыми делами в Бога богатеть и тем приготовить себе свободный вход в это Царство; после же смерти поздно будет: не заботившиеся об этом своевременно найдут двери Царства Небесного затворенными и услышат роковой приговор: «Отойдите от Меня, делатели неправды!»

Эту мысль Господь развил еще яснее, нагляднее, в следующей притче о богаче и нищем Лазаре.

Притча о богаче и нищем Лазаре

Один богач проводил жизнь в роскоши, одевался в порфиру и виссон и ежедневно пиршествовал, не замечая, что у его ворот лежал нищий Лазарь, покрытый ранами и струпьями. Всегда голодный, страдалец Лазарь желал напитаться хотя бы теми остатками от стола богача, какие на его глазах бросали собакам, но, по-видимому, и это было недоступно ему; никто не сжалился и над его болезнью, никто не перевязал раны его, и собаки облизывали их, препятствуя тем их заживлению. Умер несчастный, умер и богач; после смерти положения их переменились, каждый получил воздаяние по заслугам своим: Лазарь перенесен был ангелами в рай, а богач низвергнут в ад. Богач, в страшных мучениях, стал вспоминать свою беспутно проведенную жизнь; и представился ему нищий Лазарь, страдавший у его ворот и тем постоянно напоминавший ему о своих страданиях, на которого, однако, он не обращал никакого внимания, ничем не помог ему. В раздумье о том, где теперь этот страдалец, что сталось с ним, богач вдруг увидел его стоящим вдали вместе с Авраамом и взмолился: «Отче Аврааме ! Пошли ко мне Лазаря облегчить мои страдания!» – «Чадо ! (отвечал Авраам). Вспомни свою жизнь! Все, что считал ты высшим благом, чего жаждал и к чему стремился, ты получил с избытком; как богач, ты в роскоши и в неге проводил все дни свои; ты думал только о себе и был глух к воплям страдальца, мимо которого проходил каждый день, и ни разу не бросил ему куска хлеба, а он с кротостью и смирением переносил все свои муки и не роптал, не жаловался, что незаслуженно страдает. Поэтому Лазарь, не получивший от жизни ничего и, вместе с тем, сохранивший чистое сердце и незапятнанную грехом душу, здесь утешается, а ты , взявший от жизни все для себя и не сделавший ничего доброго для других, страдаешь теперь, и страдаешь вполне заслуженно. К тому же никто из нас не может ни избавить тебя от мучений, ни даже облегчить их, так как между нами и вами пропасть великая и сообщения невозможны: хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят ()».

Познав теперь все безумие прожитой жизни своей, богач просит Авраама послать к оставшимся в живых пяти братьям его Лазаря как свидетеля постигшей его горькой участи, чтобы он научил их, как жить и как избавиться от этого места мучений.

"У них есть Моисей и пророки , – отвечал Авраам, – пусть слушают их (); они возвестили волю Божию, и кто исполнит ее, тот спасется». – «Нет, отче Аврааме (). Глухи мои братья к голосу Моисея и пророков, не слушают их, как и я не слушал; но если бы предстало перед ними какое-либо особое знамение, если бы кто из умерших пришел к ним и рассказал, что делается здесь, в загробном мире, то наверное покаялись бы».

Если бы кто пришел с того света и тем доказал существование его, то мы поверили бы в бессмертие души и вечную жизнь за гробом! Так говорят и теперь неверующие во Христа и, следовательно, в истинность Его слов. Им, как фарисеям, нужно знамение с неба. Но знамение не дается им. Почему? Да потому, что если каждому неверующему, во все времена и везде, где только живут люди, давать подобные знамения, то знамения эти должны были бы быть непрерывными и повсеместными; к тому же, если бы такое знамение было дано какому-либо неверующему, если бы к нему явился его умерший друг или родственник, то несомненно, что он объяснил бы такое явление своим болезненно-настроенным воображением и все-таки не поверил бы.

Если Моисея и пророков не слушают братья твои, то, если бы кто и из мертвых воскрес , не только не покаются, но даже не поверят ().

Не поверили евреи воскресшему из мертвых Иисусу Христу, и за то извергнуты из Царства Божия, основанного Христом здесь, на земле, а в будущей жизни тщетно будут стучаться в двери Царства Небесного, из глубины которого раздастся голос: «Отойдите от Меня, делатели неправды!»

На празднике обновления Иисус открыто объявил Себя Сыном Божиим, единосущным Отцу. И это, в связи с чудесами, совершенными Иисусом, должно было бы убедить Апостолов, что их Учитель действительно Сын Божий, а не еврейский Царь-Завоеватель. Но, по-видимому, и их соблазняло человечество Иисуса, и они не могли понять, как это Иисус может быть Сыном Божиим, сшедшим с небес, когда всем известно, что Он плотник из Назарета, сын Иосифа и Марии? Тайна рождения Иисуса была сокрыта от них; о ней они узнали из уст Богоматери значительно позже, после сошествия на них Духа Святого. К тому же Апостолы так сжились с лжеучением книжников о Царстве Мессии, что смотрели на учение Иисуса Христа, так сказать, сквозь очки, закопченные этим лжеучением. Апостолы, конечно, не раз приходили к заключению, что Иисусу, творящему собственною властью то, что может творить только Бог, надо верить безусловно во всем; и они несомненно, по временам, готовы были верить Ему и верили; но мысли о всемирном царстве еврейском, сталкиваясь с мыслями об Иисусе, Сыне Божием, должны были приводить Апостолов в полное недоумение; и чем чаще они думали о могущественном всемирном царстве еврейском (а не думать о нем они, как истинные евреи, не могли), тем более должна была ослабевать в них вера в Иисуса, Сына Божия.

Просьба апостолов умножить в них веру

Они, несомненно, переживали мучительную борьбу веры с сомнениями; но выйти победителями из этой борьбы, рассеять все сомнения они не могли собственными силами, и потому обратились к Иисусу с мольбой: умножь в нас веру (), помоги нашему неверию.

Иисус ничего не предпринял теперь, чтобы умножить веру Апостолов, а предоставил времени довершить укрепление и усиление их веры; повторил Он только сказанное прежде о силе и могуществе истинной, непоколебимой, никогда не допускающей сомнения, веры (подробности см. выше, с. 514).

Притча о безумном богаче

Иисус Христос, Сын Божий и Спаситель мира, родился в бедности. Он часто говорил, что не должно привязываться к земному богатству, а должно заботиться о приобретении вечного богатства. После смерти не поможет нам наше богатство, а добрые дела и благие чувства останутся за нами в вечной жизни. Часто бывает, что человек, привязавшись всем сердцем к своему богатству, от этого забывает Бога и Его заповеди и живет только в угоду себе. Это – великий грех.

Иисус Христос предостерегал против этого Своих учеников, говоря: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Однажды, чтобы предостеречь народ от любостяжания и научить бескорыстию, Иисус Христос предложил такую притчу:

«У одного богатого человека был хороший в поле урожай, и он рассуждал сам с собою: «Мне некуда собрать плодов моих, сломаю житницы мои и построю просторнее, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! В эту же ночь придет к тебе смерть, кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

В Бога богатеть – значит богатеть чувствами и делами, угодными Богу. Если бы человек, о котором рассказано в притче, был богат христианскими добродетелями, то, получив хороший доход, не стал бы думать только о себе, но вспомнил бы и о своих ближних, терпящих нужду.

Вера и любовь к Богу и ближнему – вот богатство, которое последовало бы за ним и по смерти его и помогло бы ему «дать добрый ответ на страшном суде Христовом», о чем, как вы знаете, мы молимся ежедневно в Церкви.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Притча о богаче и Лазаре. Лк. 16: 19-31 В этой притче Господь ясно показал, что если богатый человек живет эгоистической жизнью, тратит состояние только в свое удовольствие, не замечая рядом с собой нуждающихся, то такой человек не заслуживает вечной жизни с Богом любви и

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Притча о неразумном богаче Иисус Христос учил: "смотрите, берегитесь любостяжания, (т. е. берегитесь любить приобретать богатство, берегитесь пристрастия к богатству), ибо жизнь человека не зависит от избытка его имения.А чтобы люди лучше поняли это, Господь сказал

Из книги Проповеди. Том 1. автора

НЕДЕЛЯ 26. ПРИТЧА О БЕЗУМНОМ БОГАЧЕ. Исказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

43. Притча о богаче и Лазаре Глядя на этот мир, люди часто задают трудные вопросы. Почему один человек рождается богатым, а другой бедным? Один наделен прекрасным здоровьем, а другой приходит на свет инвалидом? Один от природы имеет хорошие способности, а другой рождается

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

51. Притча о безумном богаче Собирать для себя богатство на земле, посвятить этому свою жизнь, свои силы, таланты и способности - есть большая глупость. «Мы ничего не принесли в мир, - говорит святой апостол Павел, - явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Неделя 26-я по Пятидесятнице. Притча о безумном богаче Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Конец сегодняшнего Евангелия – предупреждение о том, о чем мы все могли бы знать все время: что за плечами у нас стоит смерть, и что многое-многое из того, что мы делаем, погибнет после

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Притча о безрассудном богаче (Луки 12:13-21). Некто, видя, сколь велико влияние Господа, обратился к Нему с просьбой, чтобы Господь повелел брату его разделить с ним наследство. Господь отказал ему в этом, ибо Он пришел на землю не для того, чтобы разбирать мелочные тяжбы,

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Притча о богаче и нищем Лазаре 19 Жил некогда один богатый человек, носил он дорогие одежды и каждый день устраивал роскошный пир. 20 А у ворот его лежал нищий по имени Лазарь, весь покрытый струпьями. 21 Он был рад утолить свой голод хотя бы тем, что падало со стола богача.

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Притча о безумном богаче 13 Кто-то в толпе сказал Исе:- Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.14 Иса ответил:- Друг, кто Меня назначил судьёй или посредником между вами?15 И Он сказал им:- Смотрите, берегитесь жадности. Как бы ни был богат человек,

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Притча о безумном богаче 13 Кто-то в толпе сказал Иисусу:- Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.14 Иисус ответил:- Друг, кто Меня назначил судьей или посредником между вами?15 И Он сказал им:- Смотрите, берегитесь жадности. Как бы ни был богат

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Притча о богаче и нищем Лазаре 19 - Жил один богатый человек. Он одевался в самую дорогую и изысканную одежду и каждый день устраивал великолепные пиры. 20 А у его ворот лежал нищий по имени Лазарь. Он был весь покрыт язвами 21 и был бы рад даже объедкам, падающим со стола

Из книги Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы автора Сысоев Даниил

ГЛАВА 29. Исцеление страдавшего водяной болезнью. Притча о званных. Речь о малом числе спасающихся. Притча о богаче и нищем Лазаре Иисус на обеде у фарисеяВо время пребывания Иисуса в Перее случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Притча о богаче и Лазаре «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя,

Из книги автора

6.2.1. Притча о богаче и Лазаре Это повествование приводимое в Евангелии от Луки является камнем преткновения для всех сектантов, отвергающих бессмертие души.«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также

Из книги автора

Неделя 26. Притча о безумном богаче И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и

ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ (Лк. 16:19-31).

"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях... Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят. "

Притча о богаче и Лазаре весьма многогранна, она побуждает нас задуматься о смысле и цели жизни, о суде Божием и суде человеческом, о вере и праздном любопытстве видеть внешние чудеса, о невозможности покаяния после смерти и о посмертных страданиях.

В чем же состоял грех богача, его вина, за которую он столь нечаянно попал в ад? В Евангелии сказано, что он был богат; но, без сомнения, не богатство было причиной столь ужасного мучения, которое испытывал богач в аду. В Священном Писании мы знаем немало людей состоятельных (например, Авраам, Иов, Иосиф Аримафейский), которые по своему милосердию были радостью и благословением для других.

Далее говорится, что он каждый день пировал блистательно, дословный перевод с греческого текста: «веселящийся каждый день светло». Греческий глагол «веселящийся» имеет еще и значение «наслаждаться собой». Веселье богатого приносило эгоистическое удовольствие исключительно его телу, чреву и его греховным желаниям, не давая место истинной радости, в которой содержится свойство настоящей любви – отдавать часть этой радости другому. Он был жестокосердным и немилосердным к бедным, а его богатство застилало в сознании самый главный вопрос о том, для чего он живет, как он будет умирать и что будет потом? Вот за это-то жестокосердие и немилосердие богач и был послан после смерти в ад.

А у самых ворот его дома лежал нищий по имени Лазарь, весь покрытый струпьями. Имя «Лазарь» буквально значит «Божия помощь», т.е. здесь символически указывается на то, что этот нищий, всеми оставленный, искренно надеялся только на Бога. От богатой трапезы ему ничего не давали, поскольку сказано, что он «желал напитаться крошками … со стола богача» (ст. 21). Он не озлобился и не ожесточился в своем убожестве, как это часто мы наблюдаем в повседневной жизни, а за свое злострадание, безропотное терпение, за свою честную бедность и лишения удостоен был лона Авраамова, вечного успокоения и блаженства.

«Не спасет нас бедность, и не погубит нас богатство как таковые», - пишет митрополит Антоний Сурожский.

Мы видим, что богатство и бедность, здравие и болезни, веселье и скорби – все здешнее скоро проходит и исчезает, но дела людей, их пороки и добродетели не умирают, но переходят вместе с ними в вечность, и там или оправдают, или осудят их пред Судьей всех помышлений и дел человеческих и или введут их в рай, или повергнут в бездны ада, откуда выхода никогда не будет.

Один умер незаметно; другой умер, и его торжественно похоронили, положили в гроб. И как же переменяется судьба и состояние того и другого после смерти! Как же различны суды Божии и суды человеческие!

Как бы ни возносили человека на земле, какое бы великое место он здесь ни занимал, какими бы наградами его ни осыпали - это не имеет никакого отношения к состоянию его души. И как бы ни был отвергнут человек, как бы ни был попираем всеми, неизвестна его судьба за гробом. Ведь там начинается Его суд.

Но Господь еще здесь на земле предупреждает нас об этом суде каждый день, во время Своей Божественной Литургии: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк. 6:25) и «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4), только мы не хотим этого слышать, или «слыша не слышим» (Мф. 13:13). Чуть раньше этой притчи содержится повествование о неверном управителе, которую Господь заканчивает словами: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16:9). В этом именно нищем, столь несчастном, убогом и беспомощном, богач и мог снискать себе друга, который и принял бы его по смерти в вечные обители. Но даже столь жалкий бездомный, больной человек не смог растопить безжалостного сердца богача к нищему, который, будучи глухим к чужой боли и страданию ближнего, прошел мимо своей жизни.

Лазаря несут и сопровождают в рай, как согражданина своего, небесные ангелы, а богач оказывается в аду, терзаемый муками совести. Ему ниоткуда нет никакой помощи. Богач умоляет Авраама, чтобы он послал Лазаря омочить конец, только конец своего пальца в воде, и прохладить его сластолюбивый язык, теперь столь ужасно горящий и засохший. Но богачу и в этом отказано, ведь он «получил уже доброе … в жизни» (ст. 25). Что доброе? То, что он считал добром, т.е. ел, пил, дорого одевался, веселился, а о Боге и угождении Ему не помышлял, добрых дел не делал и, жил как животное, не заботясь о бессмертной душе. Далее, Авраам представляет и другую причину богатому, почему Лазарю нельзя прийти к нему, бывшему богачу, именно потому, что между заключенными в аду и между находящимися в раю утверждена пропасть вовеки непроходимая. «Пропасть означает расстояние и различие между праведными и грешниками. Приметь здесь и возражение против оригенистов. Они говорят, что придет время, когда муки окончатся и грешники соединятся с праведниками и с Богом, и таким образом Бог будет всё во всех. Но вот, мы слышим, Авраам говорит, что хотящие перейти отсюда к вам или оттуда к нам не могут сего сделать. Поэтому как из участи праведников невозможно кому-нибудь перейти в место грешников, так невозможно, учит нас Авраам, перейти из места мучения в место праведников. И Авраам, без сомнения, более достоин веры, чем Ориген», - пишет блаженный Феофилакт.

Ни один священник не может придти с разрешительной молитвой, ни один святой - туда, где находятся в вечных муках нераскаявшиеся грешники. И ни один грешник, какое бы дерзновение и отвагу он ни имел, не может перейти оттуда. Но, с другой стороны, пока мы здесь, нет никакой пропасти. Нет никаких препятствий для того, чтобы перейти отсюда - от греховного состояния - на лоно Авраамово, к Богу. Нет на земле ни одного человека, который из грешника не мог бы стать святым через покаяние.

Это поразило богача новым ужасом безнадежности в помиловании, ужасом отчаяния, и он уже просит Авраама не о себе, а о своих братьях, чтобы Авраам послал Лазаря к ним для засвидетельствования о действительном существовании ада и вечного мучения. Но бывшему богатому сделан отказ и в этом, а сказано, чтобы братья его слушали Моисея и пророков, т. е. их писания читали и исполняли. Богач признается, что братия его, подобно ему, глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их и заставить переменить образ жизни на лучший. На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Слове Божием, то всякие другие уверения будут также напрасны. Неверующим, как фарисеям, и в наши дни необходимо «знамение с неба» (Мф.16:1), словно это поможет им в мгновение ока стать истинно верующими последователями Христа.

Еще во время жизни Спасителя упорно неверовавших иудеев нисколько не убеждали бесчисленные знамения и чудеса, которые совершал Господь Иисус Христос: воскрешение Лазаря, а затем и Его собственное Славное Воскресение.

Все дело в том, что сердце, испорченное грехом, упорно не желает верить в будущие муки, ожидающие грешников, и убедить его никакими чудесами в этом нельзя. Если же они хотят переменить свой образ мыслей и жизни и достигнуть вечной жизни, то пусть усердно читают и слушают Евангелие и исполняют написанное в нем.

Какой же урок для себя вынесем мы из этой притчи? Хочется закончить словами митрополита Антония Сурожского:

«Обеспеченность, спокойствие, тишина, нарушаемые только мелкими бурями, закроют ли наши глаза на то, что у нашей двери Лазарь умирает с голода – умирает физически и умирает от голода по милости? Закроет ли наше благополучие нам глаза на то, что жизнь имеет глубину, и смысл, и цель, и что мы устремлены к встрече с Богом, и что эта встреча будет последним и поистине страшным судом, если в нас не найдется любви – но чистой, подлинной любви?.. Не можем ли мы научиться, когда мы постоянно на все жалуемся, от того Лазаря, который и голодал и холодал у двери богача?.. Он нашел себя; его внутрь себя загнали голод и холод, одиночество и нужда, и в этой глубине он встал перед Богом. Неужели нам надо так дострадаться до Бога, как Лазарь? Неужели нужно, чтобы на нас нашла предельная скорбь, для того чтобы войти в себя и стать перед лицом человеческой большой, значительной судьбы?..

Всмотримся в эти два образа. Мы никуда не уйдем от этого суда, потому что мы слишком много знаем: знаем слишком много о воле Божией, знаем слишком много о любви Божией, перед нами расстилается все Евангелие, как путь или как суд. Кто мы – Лазарь или богач? И если мы чувствуем в себе богача, уже тлеющего со страстями своими, – опомнимся теперь, пока еще живы, пока есть еще какая-то сила в душе, какая-то сила в теле – опомнимся теперь и оживем!»

Педагог воскресной школы
Духовно-просветительского центра
при Свято-Ильинском храме
Ия Игоревна Быкова

Дети, я вам расскажу притчу о богатом и Лазаре, которую рассказал Иисус Христос Своим ученикам. Из этой притчи вы сами увидите, какой большой грех не помогать бедным, не подавать милостыню нищим и как страшно наказывает за это Бог. Один человек был очень богат, одевался в дорогие одежды и каждый день пировал. Какие богатые и дорогие одежды у него были! Не суконные, не шелковые, а из золотой парчи и бархата.

Каждый день он имел отличный обед и ужин. Какие вкусные кушанья подавались к его столу! Много разных дорогих вин ставили на стол, когда богач садился обедать, ужинать или завтракать. Сколько у него собиралось гостей, с которыми он ежедневно пировал! А в это время у ворот его дома весь в струпьях лежал один нищий по имени Лазарь. Этот голодный бедняк рад был объедкам, которые оставались от стола богача и выбрасывались вон. Возле этого несчастного, который едва мог сдвинуться с места, бродили собаки и лизали его раны.

Хорошо было жить богачу: ешь, пей что хочешь, только и дела, что веселись. И как тяжело было нищему! Но нищий умер, и попал он в царство небесное.

Слава Богу! Окончились страдания несчастного Лазаря. Он умер. Ангелы взяли его душу в рай, где Авраам и все святые. Нищий очутился в одном месте с Авраамом, который с радостью принял Лазаря, как отец, готовый посадить своего сына к себе на лоно (колени).

Умер и богатый, и его похоронили. Как вы думаете, где очутился богач после смерти? За то, что он и знать не хотел бедного Лазаря, ни разу не помог ему, Бог не пустил его в рай, а отправил в ад. Мучаясь в аду, богатый человек поднял однажды глаза кверху и увидел вдали Авраама и у него на руках Лазаря. Громко закричал богач: «Отец мой Авраам! Пожалей меня, пошли Лазаря, пусть он обмакнет кончик своего пальца в воду и смочит мне язык – я так мучаюсь в этом огне». Теперь-то богач узнал Лазаря, на которого не смотрел никогда, когда тот бедный лежал у его ворот. Но Авраам сказал: «Вспомни, как ты был счастлив в той жизни и как несчастен был Лазарь. Теперь же он здесь блаженствует, радуется, а ты мучаешься. Но кроме того, между нами и вами бездонная пропасть, так что никак нельзя перейти от вас к нам». Тогда богач попросил, чтобы Авраам хотя бы послал Лазаря к его пяти братьям научить, как нужно жить, чтобы и они не попали мучиться в ад. Авраам сказал: «У них есть Моисей и пророки, пусть делают то, чему он их учит». Богач сказал: «Нет, отец мой Авраам, вот если бы кто-нибудь из умерших пришел к ним, они бы покаялись». Однако Авраам сказал, что если его братья не слушают Моисея и пророков, то вряд ли поверят кому-нибудь из воскресших мертвых.

Вы поняли, дети, каким злым был этот богач! Вы осуждаете его за то, что он не помогал Лазарю, не взял его к себе в дом, не кормил и не лечил его, мол, так ему и надо! Да, дети. Плохо поступал богач, что не помогал Лазарю. Но разве у нас всегда помогают бедным? Разве не отказывают нищим? Не говорят: «Бог подаст!»? Еще хуже поступают. Не подадут милостыню, а назовут нищего лентяем, пьяницей и бродягой. Иной не только побоится сам подойти к нищему, который весь в лохмотьях, но и близко не подпустит его к себе. Нищему хочется есть, он просит хлеба или денег на хлеб, ему холодно, он устал и просит пустить его в дом погреться и отдохнуть, а ему говорят: «Пошел вон, дальше иди!» Богач хотя бы не гнал Лазаря от ворот своего дома, а у нас ведь часто гонят нищих с крыльца и дворов.

Бывает еще хуже, еще страшнее. Встречаются злые люди, у которых поворачивается язык смеяться над нищими и ругать их, поднимается рука отталкивать и бить их.

Милые дети! Будьте добрыми, подавайте нищим, будьте с ними ласковы: ведь они такие же люди, как и мы. Они наши братья. Кто не любит нищих, тот не любит Самого Иисуса Христа. Кто отказывает нищему, отказывает Христу. Кто любит Христа, тот любит и нищих. Если вы поможете бедному, подадите нищему, который и просит-то у вас: «Христа ради!» – вы подадите Иисусу Христу. Он Сам примет вашу милостыню.