Урок по русской литературе на тему "Чиновники на приёме у ревизора" (8 класс). Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV) Охарактеризуйте поведение чиновников на приеме




«Ревизор» - комедия Н.В. Гоголя. Как писал сам автор, он хотел показать и, одновременно, высмеять все недостатки чиновничества и несправедливости, которая царит в отдаленных местах России. В комедии раскрываются все «грехи» чиновников города, которые пытаются скрыть их от ревизора, который должен их посетить. Н.В. Гоголь не вводит в свое произведение отдельного главного персонажа, он прорисовывает образ каждого чиновника, описывая недостатки политического строя.

Городничий предстает перед нами, как человек неглупый, но за долгие годы службы привыкший обманывать и воровать. Персонаж сам признается, что никто не может провести его, а вот он с ловкостью обманул ни одного губернатора. Антон Антонович забирает к себе в карман деньги, которые были выделены на нужды города. Городничий знает обо всех «темных делах», которые творятся в городе. Но он оправдывает это, говоря, что все люди грешны, по природе своей. Он проводит профилактическую беседу со своими подчиненными, дабы перед приездом ревизора, они скрыли все недочеты. Он хочет выслужиться перед начальством, а решение проблем города его не волнует.

Другие начальники ни в чем не уступают городничему. Судья Ляпкин-Тяпкин прохвост, который пытается во всем услужить начальству. Он любит охоту и берет взятки борзыми щенками. По поводу здравоохранения в городе он говорит, что человеку, которому суждено умереть, не помогут и дорогие лекарства, поэтому без надобности тратить на них деньги городской казны.

Хлопов – смотритель учебных заведений. Он боится различных проверок и постоянно жалуется на то, как тяжела его служба.

Шпекин, который занимает место почтмейстера, вскрывает письма неизвестным адресатам. Оправдывает он сие занятие тем, что хочет узнать, что интересного происходит.

Все руководство города занимается взяточничеством. Их не заботит жизнь обычных жителей. Они ставят себя выше их и управляют городом, как им вздумается. Чиновники не взирают на закон и нужды жителей. Когда приходит известие о приезде ревизора, чиновники особо не переживают, они пытаются внешне прикрыть свои проступки, но понимают, что проблема может быть решена путем взятки. Ревизор посещает город не в первый раз и начальство знает, как нужно повести себя и что сказать, чтобы выйти сухими из воды. Они ведь служат на своих чинах и управляют городом не первый год и всё им сходит с рук. Путем взяточничества, лжи, неприкрытой лести они остаются на своих местах и после различных проверок.

Главенствующие лица проговариваются о своих проступках, рассказывают несколько историй из жизни города. И благодаря этому складывается полная картина того, что происходит в русских провинциях. Начальство самовольно управляет городом, берет взятки, нередко сплетничают и пишут доносы. Права граждан ущемляются, условия для жизнедеятельности ужасны, при чем администрация закрывает на это глаза. Жизнь уездов и провинций отражается в пьесе Н.В. Гоголя. Автор обличает все черты строя Руси.

Сочинение для 8 класса

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему человек должен быть добрым? Итоговое

    Доброта – это то, что всегда будет в моде. Но в современном мире, к сожалению, она не является главным качеством, так как ценят нынче за успешную карьеру, материальный успех и прочие денежные блага.

  • Каждый человек с рождения наделён разнообразным качествами. Будь-то качества победителя, или человека так называемого

  • Стиль и язык романа Капитанская дочка Пушкина художественные особенности

    «Капитанская дочка» - по утверждению Гоголя – решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде».

  • Наверно нет человека в нашем мире, который не слышал про Шекспира. Этот драматург Эпохи Возрождения и сейчас будоражит ума и сердца людей.

  • Князь Верейский характеристика, образ в романе Пушкина Дубровский

    Кто знает, как сложилась бы судьба Марии Кирилловны Троекуровой, если бы однажды в своё имение, которое было по соседству с имением Троекурова, не заглянул князь Верейский. Это был его первый приезд в своё имение, а приехал он прямиком из заграницы.

«Ревизор» - комедия, с которой знаком каждый школьник, а также взрослый человек. По словам Гоголя, он хотел собрать в этом произведении в кучу «всё дурное», которое происходило в России в то время. Автор хотел показать, какая несправедливость царит в тех местах, в которых справедливость требуется больше всего. Поможет полностью понять тему комедии характеристика героев. «Ревизор» - комедия, которая показала истинное лицо чиновничества в начале 19 века.

Главная мысль «Ревизора». Что хотел показать автор?

Главную мысль и идею произведения поможет понять именно характеристика героев. «Ревизор» отражает чиновничество того времени и каждый герой произведения помогает понять читателю, что хотел сказать автор этой комедией.

Нужно сказать, что каждое действие, происходящее в комедии, отражает всю административно-бюрократическую систему Образ чиновников в комедии «Ревизор» чётко показывает читателям 21 века истинное лицо чиновничества того времени. Гоголь хотел показать то, что всегда тщательно скрывали от общества.

История создания «Ревизора»

Известно, что над пьесой Гоголь начал работать в 1835 году. Существует несколько версий о том, что же послужило причиной для написания «Ревизора». Однако, стоит отметить, традиционной считается версия о том, что сюжет будущей комедии был подсказан автору Александром Сергеевичем Пушкиным. Этому есть подтверждение, которое нашлось в воспоминаниях Владимира Соллогуба. Он писал, что Пушкин познакомился с Гоголем, после чего рассказал ему о случае, который произошёл в городе Устюжна: какой-то проезжий, никому не известный господин обобрал всех жителей, выдав себя за чиновника министерства.

Участие Пушкина в создании комедии

Существует ещё одна версия, также основанная на словах Соллогуба, в которой предполагается, что самого Пушкина когда-то приняли за чиновника, когда он был в Нижнем Новгороде для того, чтобы собрать материалы о Пугачёвском бунте.

Во время написания пьесы Гоголь общался с Пушкиным и сообщал ему о том, как проходит работа над «Ревизором». Стоит отметить, автор несколько раз порывался бросить работу над комедией, и именно Александр Сергеевич настоял на том, чтобы Гоголь закончил произведение.

Образ чиновников в комедии «Ревизор» отражает чиновничество того времени. Стоит сказать, что история, положенная в основу произведения, раскрывает всю суть административно-бюрократической системы России начала 19 века.

Образ главных героев в комедии «Ревизор». Таблица чиновников

Для того чтобы понять главную мысль и тему произведения, необходимо разобраться с образами главных героев в комедии. Все они отображают чиновничество того времени и показывают читателю, какая несправедливость царила там, где справедливость должны была быть прежде всего.

Главные герои комедии «Ревизор». Таблица чиновников. Краткая характеристика.

Имя чиновника Краткая характеристика чиновника

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Начальник уездного города. Этот человек всегда берёт взятки и не считает, что это неправильно. Городничий уверен, что «взятки берут все, и чем выше чин, тем больше взятка». Антон Антонович не боится ревизора, однако его настораживает, что он не знает, кто будет осуществлять проверку в его городе. Нужно отметить, городничий - уверенный в себе, наглый и нечестный человек. Для него нет таких понятий, как «справедливость» и «честность». Он уверен, взятки - это не преступление.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья. Он считает себя довольно-таки умным человеком, потому как за свою жизнь прочитал около пяти или шести книг. Стоит отметить, все уголовные дела, которые он вёл, находятся не в самом лучшем состоянии: порой даже он сам не может разобраться и понять, где же правда, а где нет.

Артемий Филиппович Земляника

Артемий является попечителем богоугодных заведений. Нужно сказать, что в больницах царит только грязь, а также ужасный беспорядок. Больные ходят в грязной одежде, из-за чего кажется, что они только что были на работе в кузнице, а повара готовят в грязных колпаках. Плюс ко всем негативным сторонам необходимо добавить, что больные постоянно курят. Земляника уверен в том, что не стоит обременять себя выяснением диагноза заболевания своих пациентов, потому как «человек простой: если умрёт, то и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Из его слов можно сделать вывод, что Артемию Филипповичу совершенно наплевать на здоровье пациентов.

Иван Кузьмич Шпекин

Лука Лукич Хлопов

Лука Лукич является смотрителем училищ. Стоит отметить, что он очень трусливый человек.

Образ чиновников в комедии «Ревизор» показывает, какая несправедливость царила в то время. В судах, больницах и прочих учреждениях, казалось бы, должна быть справедливость и честность, но образы чиновников в произведении Гоголя чётко показывают, что в начале 19 века во всей России дела обстояли совершенно по-другому.

Главная мысль комедии «Ревизор». Тема произведения

Гоголь говорил, что в своём произведении он хотел собрать всю «дурость», которая наблюдалась в то время. Темой пьесы является высмеивание человеческих пороков: лицемерия, мошенничества, корысти и т. д. Образ чиновников в комедии «Ревизор» является отражением истинной сущности чиновников. Автор произведения хотел донести, что они были несправедливыми, нечестными и глупыми. Чиновничеству не было абсолютно никакого дела до обычных людей.

Комичность «Ревизора»

Комичность произведения состоит в том, что вместо ревизора, которого боялись все в городе, приехал обычный человек, обманувший всех чиновников.

«Ревизор» - это комедия, которая показывает истинное лицо чиновников России в начале 19 века. Автор хотел показать: они были настолько несправедливыми, жалкими и глупыми, что не смогли отличить обычного человека от настоящего ревизора.

В сатирической форме изображая злоупотребления властей в небольшом уездном городе, автор повествования обличает и высмеивает разом всю чиновничью Россию, тонущую в болоте взяточничества и казнокрадства.

Образ городничего Антона Антоновича

На самой верхушке чиновничьей пирамиды расположился городничий Антон Антонович. Поднявшись с самых низов, он управляет городом и не считает взяточничество великим грехом. Ведь казённого жалования, уверен городничий, не хватит даже на хлеб с солью. Так оправдывая свои действия, он без угрызений совести обирает казну, сдирает с купцов огромные взятки и дорогие подарки. С вышестоящим начальством Антон Антонович почтителен и угодлив, с теми, кто ниже его по рангу — бесцеремонен и требователен. Его мечта дослужиться до генеральского чина и перебраться в столицу.

"...Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов..."

Образ судьи Ляпкина-Тяпкина

Не отстаёт от городничего и городской судья с красноречивой фамилией Ляпкин-Тяпкин. Прочитав, в общей сложности, книг шесть за всю свою жизнь, он уверен в собственной образованности. К служению закону относится попустительски — в канцелярии суда слуги сушат бельё и разводят домашних птиц. Ляпкин-Тяпкин предпочитает службе охоту и принимает подношения щенками породистых борзых.

"...Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда..."

Образ чиновника Земляники

Ещё один городской чиновник, высмеянный Гоголем, со «сладкой» фамилией Земляника, занимается надзором над богоугодными заведениями, где повсеместно царит истинный хаос. На больных всем наплевать — никакого режима и лечебной дисциплины. Назначенный врач, немец по национальности, даже не понимает русской речи. А сам Земляника лебезит перед начальством и пренебрежительно относится к простому люду. В лечебном процессе чиновник придерживается мнения, что кто из его подопечных не помрёт, тот непременно выздоровеет и без украденных им лекарств.

"...Человек десять осталось, не больше; а прочие все выздоровели. Это уж так устроено, такой порядок. С тех nop, как я принял начальство, – может быть, вам покажется даже невероятным, – все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком..."

Лука Лукич

Хлопов Лука Лукич начальствует над учебными заведениями города и его ведомства по развалу ничуть не отличаются от предыдущих. Учителя в своих учащихся воспитывают отвратительные манеры, обещая взрастить «достойную» замену нынешнему поколению ворья. Хлопов же старается угодить начальникам, а что и как происходит в вверенных ему делах его не волнует.

"...Не могу, не могу, господа. Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто‑нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул..."

Почтмейстер Шпекин

В услугах связи и сообщения так же творится полный кавардак. Почтмейстер Шпекин бессовестно вскрывает чужую корреспонденцию, чтобы быть в курсе любых новостей, приглянувшиеся ему письма, он оставляет на память.

"...Знаю, знаю… Этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслажденьем прочтешь – так описываются разные пассажи… а назидательность какая… лучше, чем в «Московских ведомостях»!.

Хлестаков

Но главным шарлатаном среди всего этого безобразия выступает мелкий канцелярский работник из Петербурга Хлестаков, ошибочно принятый разворовавшимися чиновниками за приезжего ревизора. По дороге Иван Александрович изрядно проигрался и назначенный ему в городе N «титул» был как нельзя кстати. Хлестаков воспользовался сложившимся недоразумением по полной. А после того, как все деяния местных чиновников всплыли, поступило сообщение о прибытии настоящего ревизора, что, по всей видимости, следует понимать за неизбежно грядущее наказание.

"...Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса..."

Цели:

Образовательные:

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор».

Тип урока: Урок анализа содержания

Цели:

Образовательные:

    познакомить, прокомментировать и обсудить события IV действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями;

    работать над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.

    формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

    анализировать образы героев комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;

    углубить знания литературоведческих понятий.

Развивающие:

    развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

    развитие речи и воображения, мышления учащихся.

Воспитательная:

    воспитывать интерес к творчеству писателя;

    воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "Н.В.Гоголь", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа текста, компьютерная презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Опрос домашнего задания.

Что было задано на дом?

В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники.

Как они это делают?

Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе или нет, и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.

Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку (приложение №2)

1.Подготовить выборочный пересказ «Враньё Хлестакова».

Дополните предложения .

Начальник отделения со мной на … . Я только на две минуты захожу в … , чтобы сказать … . Хотели даже меня … сделать. Сторож летит за мной … . Один раз приняли меня за … . С … на дружеской ноге. Я пишу и в журналы … . У меня дом первый в … . Я даю … . На столе арбуз за … рублей, суп приехал из … . Я всякий день на … . На пакетах мне пишут … . Один раз я даже управлял … . Бывало, как прохожу через департамент, - всё … и …, как лист.

2.Заполнить вторую часть таблицы цитатами (см. приложение №1)

Сообщение темы урока

Слово учителя.

Тема сегодняшнего урока - «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Анализ содержания 4 действия».

Мы продолжим изучать комедию «Ревизор», познакомимся с 4 действием комедии.

Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…

Введение нового материала. Работа над темой:

«Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Анализ содержания 4 действия».

1. Работа над усвоением содержания 4 действия.

1). Явление 1

Где происходит действие?

С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день?

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть ”?

Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

Кто первый предлагает “подсунуть”?

Цель этих взяток?

2. Картина «Парад чиновников».

Явление 3.

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”.

Как чувствует себя судья во время дачи взятки?

Как он даёт взятку?

Как объясняет Хлестаков, почему ему нужны деньги?

Явление 4.

Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 явлении?

Какова его речь?

Сколько рублей дал взаймы Хлестакову почтмейстер?

Явление 5.

Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене?

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги?

Какую сумму даёт Хлестакову Лука Лукич?

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

Почему он доносит на своих “друзей”?

Какую сумму он даёт взаймы?

Явление 7

Почему Хлестаков не церемонится с Добчинским и Бобчинским?

Сколько денег Хлестаков у них попросил?

Какую сумму они смогли ему дать?

С какой просьбой обращается к Хлестакову Добчинский?

Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека.

Что можете сказать о чиновниках?

Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

Явления 8-9

- Кому пишет письмо Хлестаков?

Как он отзывается о местных чиновниках?

Что мы узнаём о Тряпичнике?

Картина «Хлестаков и жалобщики».

Явления 10 -11

На кого пришли жаловаться купцы?

-Почему купцы недовольны городничим?

-Составьте рассказ «Жалобы купцов»

-Какую взятку дают купцы Хлестакову?

Выразительное чтение в лицах 11 явления.

-Каковы жалобы слесарши и унтер – офицерши?

Картина «Волокитство Хлестакова».

Выразительное чтение действия IV , явлений 12 - 15.

Как ведёт себя Хлестаков с Марьей Антоновной и Анной Андреевной?

Почему пребывание Хлестакова в доме городничего заканчивается именно сценой сватовства?

Картина «Проводы Хлестакова».

Как провожают Хлестакова?

Когда обещает возвратиться Хлестаков?

Обобщение.

Чем являются данные события в сюжетном плане?

Что создавало комический эффект в этих сценах?

- «наивные» саморазоблачения героев;

- нарастающий «разгул» Хлестакова, его раскованность и откровенность.

 Словарная работа

Надворный советник, титулярный советник, сенатор, фельдъегерь, сиделец, фриз, декларация

Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.

Словарная работа.

Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.

Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся.

«Ну, известно что» (Артемий Филиппович)

«Подсунуть?» (Аммос Фёдорович)

Судья

Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий.

“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”.

Страх.

Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты.

Бессвязное бормотание.

Триста рублей

Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается.

Триста рублей

Он бывалый и опытный.

Земляника последний, его невозможно проверить.

Четыреста рублей.

Тысячу рублей.

Шестьдесят пять рублей

Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей.

Тряпичкин живёт в Петербурге. Пишет статейки. Кто попадёт ему на зубок, берегись: отца родного не пощадит для словца, и деньги любит. Он любит часто переезжать с квартиры и недоплачивать.

Рассказ «Жалобы купцов»:

«Терпим обиды от городничего. Постоем заморил. Таскает за бороду. Порядок всегда исполняет: даём сукно на платье жене и дочке. На праздники несём продукты. Нельзя ему прекословить (что-то сказать против).

Слесарша жалуется на городничего, потому что … .

Унтер – офицерша жалуется на городничего, потому что …

Волокитство – ухаживание за женщинами (обычно без серьёзных намерений).

Городничий предлагает ему денег и самый лучший персидский ковёр.

Элементами в развитии действия.

Домашнее задание

1.Заполнить таблицы цитатами.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за …

 Заполняют бланк самооценки.

Приложение №1

Чиновники, Анна Андреевна, Мария Антоновна

Хлестаков

«Нам ещё более приятно видеть такую особу».

«Как можно-с, вы делаете много чести. Я этого не заслуживаю. Я живу в деревне».

«Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне ещё приятнее». «Вы, сударыня, заслуживаете. Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки…»

Городничий: «Чин такой, что ещё можно постоять».

«Без чинов, прошу садиться». «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего».

«Вы, верно, и в журналы помещаете? Скажите, так это вы были Брамбеус?»

«Да, и в журналы помещаю… Как же, я им всем поправляю статьи…»

«Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?»

«Да, это моё сочинение»

«Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы»

«Просто не говорите. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз…»

«Это господина Загоскина сочинение».

«Ах да, это правда, это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой».

«Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев».

«Меня сам Государственный совет боится».

Приложение №2

Тест.

    Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)

    Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)

    Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)

    Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)

    Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)

    Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)

    “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)

    Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)

    Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)

    У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

Приложение №3

Хлестаков и…

Цитата

Манера поведения Хлестакова

Аммос Фёдорович

«Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю»

Подобострастен, готов извиняться, заискивать перед солидным судьёй, вероятно, готов идти на попятную.

Почтмейстер

«Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы. А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему?»

Говорит более свободно. Сам назначает сумму, что уже довольно смело.

«Какие вам нравятся – брюнетки или блондинки? В моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость».

Распускается и наглеет – обратно пропорционально робости своего собеседника

Артемий Филиппович

«Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»; «Эй, вы! как вас? я всё позабываю, как ваше имя и отчество».

Допускает наглость по отношению к Землянике

Бобчинский и Добчинский

«Денег не у вас? Взаймы рублей тысячу»

Нагло вымогает деньги

"ЧИНОВНИКИ НА ПРИЕМЕ У "РЕВИЗОРА".

(Анализ 4 действия комедии "Ревизор")

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных нравственных ориентаций.

Оборудование: фрагменты из спектакля “Ревизор” (Театр Сатиры)

Ход урока

1. Создание проблемной ситуации.

С.1 Тема урока.

С.2 «Чиновники на приёме у «ревизора» (анализ 4 действия)

С.3 Цели урока.

С.4. С.5. Проверка содержания 4 действия. Тест.

Тест.

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

С.6 Эпиграф. Хлестакову принадлежит главная

роль в действии. Около него
обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца.

Ю. Манн.

Объясните его смысл.

С.7 , 8, 9. Как играли роль Хлестакова? (Одни как глупца, другие как хитрого обманщика)

Сформулируйте проблему, которую мы должны решить, анализируя 4 действие комедии.

(Кто Хлестаков: глупец или хитрец.)

2. Анализ 4 действия комедии.

С.10 - С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день ? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.)

С. 11, 12

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

С.13

- Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово «взятка” на просторечное слово “подсунуть ”? (Чиновники «скрывают» свое преступление, говорят иносказательно.)

С.14.

Почему чиновники думают, что взятка нужна? (Они не знают других отношений между проверяющим и подчиненным.)

С.15.

- Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток? (Обезопасить себя, подкупить проверяющего, избежать наказания…)

С.16. Явление 3.

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”)

С.17.

- Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку? (Со страхом, знает, что преступает закон.)

С.18. Явление 4.

Как дает взятку почтмейстер? (Страха мало. Знает, что доказать его упущения почти невозможно.)

Явление 5.

- Как он обращается к Хлестакову? Какова его речь? Как она характеризует Хлопова? (Как к духовному лицу.)

- Почему Хлестаков берет взятки? (У него нет такой цели. Он берет взаймы)

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним? (Он бывалый и опытный.)

- Почему он доносит на своих? (Земляника последний, его невозможно проверить и бояться ему нечего, да и угостил он ревизора наславу).

Почему Бобчинский и Добчинский взяли так мало денег? (Они помещики, никакой ревизор им нестрашен. Они ошарашены тем, что он попросил у них денег.)

Почему Хлестаков берет взятки и от купцов? (Дают, поэтому и берет.)

Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Осип намекнул.)

Почему уехать предлагает Осип? (Слуга умнее)

О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? Яв. 12- 14.

(Нет любовного сюжета. А объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.)

Что испытывает городничий в конце 4 действия? (Счастье. Готовился в Сибирь, а тут вознесся до небес.)

Какие пороки высмеял Гоголь? (Запишите их в тетрадь) (Корыстолюбие, взяточничество, мошенничество, ябедничество, коррупцию, безответственность, воровство и т.д.)

Обобщение изученного.

Синквейн.

1 Вариант о Хлестакове. (Например)

1. Хлестаков.

2. Пустой, хвастливый.

3. Играет, врет, не думает.

4. Легкость в мыслях необыкновенная.

5. Глупец.

2 Вариант о чиновниках. (Например)

1. Чиновники.

2.Халатные, корыстные.

3. Не работают, скрывают, крадут.

4. На вору и шапка горит.

5. Хапуги.

Домашнее задание.

1.Устное сообщение «Сходство и различие между Хлестаковым и чиновниками уездного города».

2. Подготовиться к анализу 5 действия.

Выставление отметок.