Проект аквариумные рыбки по биологии. Исследовательский проект "Аквариум и его обитатели",1 класс




«Речная рыба» - Цели: формировать знания детей о жизни рыб. Угорь. Сазан. Осетр. Питается сом рыбой любых размеров. Ерш – небольшая рыбка с очень колючим спинным плавником. Ну-ка, в сказку загляни! (рыбка) Кто такие рыбы? Уметь назвать рыб. Красноперка – рыба с красными плавниками и слегка золотистыми боками. Ротан.

«Вопросы о рыбах» - Класс хрящевые рыбы. Имеются рыбы у которых хорда сохраняется всю жизнь. По чешуе можно узнать возраст рыб. Хрящевые рыбы имеют выраженное рыло - рострум. I вариант 3. Число отделов головного мозга рыб равно: А) 4 Б) 3 В) 5 Г) 6. Класс Костные рыбы. Скелет слабый, не окостеневший, хрящевой.Отсутствуют жаберные крышки и плавательный пузырь.

«Двоякодышащие рыбы» - Класс Костные рыбы. Оказалось, что скелет современной латимерии почти полностью идентичен скелету ископаемой кистеперой рыбы, жившей 200 млн. лет назад. Самая большая пойманная белая акула достигала 7 м в длину и весила 1208 кг. Белуга. Акула - молот. Китовая акула - самая большая акула в мире (до 20 м).

«Рыбы аквариумные» - Физминутка. У кого рот на брюхе? Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигурку? Гуппи. Меченосцы. Сомики. С каким видом живых существ вы сегодня познакомились? Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Притом, такая злюка! Петушок. Пословицы и поговорки. Растения аквариума. Кроссворд. Какие рыбы долго живут?

«Рыба и морепродукты» - Минеральные вещества: йод, фосфор, кальций, калий, натрий, магний. 20 аминокислот. Кухонный инвентарь. Какие вы знаете способы тепловой обработки продуктов (вспомните из 5-го класса)? Почему человеку нужно употреблять в пищу рыбу и морепродукты? Ракообразные Моллюски Иглокожие Морская капуста. Пресноводная рыба.

«Многообразие рыб» - Птицы. Чешуя, слизь плавники дышат жабрами. Карась. Камбала. Рыбы. Загадка. Многообразие рыб. У родителей и деток Вся одежда из монеток. Чешуя. Растительноядные. Аквариумные. Развиваются. V – уже знал + - узнал новое? – хочу узнать. Сом Солдатова. Зебра - крылатка. Петушок. Скат. Вопросы: Растут. Речные.

Слайд 1

Исследовательская работа по теме: « Почему аквариумные рыбки плавают»

Слайд 2

2
Обоснование выбора:
В некоторых сказках и мультфильмах показано, что рыбы ходят по дну водоема. У меня дома есть аквариум с рыбками. Живут в нем сомик, тернеция и неон. Мне стало интересно: «Почему рыбка плавает?»

Слайд 3

3
Гипотеза:
Подниматься на поверхность воды и опускаться на дно рыбкам помогает не плавник и не хвост, а плавательный пузырь

Слайд 4

4
Цель исследования:
Изучить жизнь аквариумных рыбок и выявить, почему рыбы плавают.

Слайд 5

5
Задачи:
Изучить строение и жизнь рыбок. Провести опыт. Сделать выводы и рассказать об исследовании в классе.

Слайд 6

6
Методы исследования:
Сбор информации о рыбках. Изучение строения тела рыбок. 3. Проведение опыта.

Слайд 7

7
Рыбки аквариумные
Это декоративные рыбы, которых содержат в аквариумах. Первые упоминания об искусственном разведении рыб датированы 1500 годом до нашей эры. Существует множество видов аквариумных рыбок: золотая рыбка, барбусы, скалярии, тернеция, сомики, неоны, гуппи и другие. Рыбы – это животные, тело которых покрыто чешуей. Плавники выполняют функцию движения и сохранения равновесия. Хвост служит рулем и является двигателем рыбок.

Слайд 8

8
Для чего рыбкам плавники? Тело рыбы сильно отличается от тела животных и имеет специальные органы, помогающие жить и передвигаться под водой. Вместо рук и лап, у рыб есть плавники, с помощью которых они двигаются. Плавники делятся на: парные (грудные и брюшные) и непарные (хвостовой, анальный, спинной).
Спинной и анальный плавники помогают рыбам удерживать вертикальное положение, грудные и брюшные плавники помогают двигаться вперед.

Слайд 9

9
Для чего рыбкам хвост? Хвост у рыб выполняет несколько функций: Рыба может изменять направление движения (поворачивать влево и вправо), то есть играет роль руля; 2. Помогает двигаться вперед.
3. Когда рыба плывет, ее хвост двигается из стороны в сторону и тело выполняет волновые движения

Слайд 10

10
Почему рыбы такие гладкие? Тело рыбы имеет плавные формы, поэтому сопротивление воды рыба практически не ощущает. Кожа покрыта небольшими круглыми пластинками - чешуйками, они помогают уменьшить сопротивление воды. .

Слайд 11

11
Что такое плавательный пузырь? Самый интересный и необычный орган у рыб – это плавательный пузырь. Располагается он в брюшной полости и занимает очень много места. Плавательный пузырь представляет собой мешочек, стенки которого состоят из мышц, кровеносных сосудов и соединительной ткани. Мешочек заполнен газом, состоящим из кислорода, углекислого газа, азота и так далее. Благодаря ему рыба может погружаться на дно и подниматься к поверхности воды.

Слайд 12

12
ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБ
Если рыбе нужно опуститься на дно, стенки пузыря сжимаются, количество газа уменьшается, и она погружается. При движении наверх все происходит наоборот: стенки расслабляются, воздух заполняет образовавшуюся полость и рыба поднимается в толще воды. Плавательный пузырь в течение всей жизни рыбы связан с кишечником воздушным протоком, через который в пузырь поступают газы и выделяются из него.

Слайд 13

13
Почему рыба в воде то поднимается на поверхность, то опускается ко дну?

Елена Каташова
Исследовательский проект «Такие удивительные рыбки - гурами»

Исследовательская деятельность «Такие удивительные рыбки – гурами» (детский проект)

Секция: естествознание (живая природа)

Введение

Мое увлечение аквариумными рыбками началось с того, что у нас дома появился аквариум: дома у меня три аквариума. И я впервые увидел, какие бывают рыбки, какие особенности поведения у каждого вида рыбок, как у рыбок появляются мальки и многое другое. Наблюдая за аквариумом, меня заинтересовала одна рыбка, я задал себе вопросы: Как же ее зовут? Откуда она родом? Зачем нужны аквариумные рыбки?

Я решил собрать информацию для своей исследовательской работы под названием «Такие удивительные рыбки - гурами».

Поэтому я поставил перед собой цель изучить особенности жизни и поведения гурами в искусственных условиях и их значения в жизни человека.

Чтобы легче проводить исследование я поставил перед собой следующие задачи:

Найти исторические данные о разведении рыб.

Дать характеристику гурами. Узнать, почему её так назвали.

Понаблюдать за поведением и образом жизни гурами.

Провести исследование воды для аквариума.

Провести опрос

Предмет исследования: аквариумные рыбки.

Гипотеза:

Исходя из того что, гурами - одни из самых распространенных аквариумных рыбок, предположим, что их подводный мир является не только уникальным и привлекательным, но и полезным для человека.

Продукты проекта:

В интернете собрал сведения об истории разведения рыбки гурами.

Рассмотрел фотографии с разными разновидностями гурами.

Наблюдал за поведением рыб в домашнем аквариуме, в зоомагазинах.

Провел исследование воды в аквариуме.

Ухаживал за аквариумными рыбками: кормил, менял воду, мыл компрессор, фильтр и т. д.

1. История разведения гурами

2. Отличительнве черты аквариумных гурами

3. Заботливые родители

4. Чтобы рыбки не болели

5. Какая вода пригодна для аквариума?

6. Значение аквариумных рыб в жизни человека.

Вступлание

Гурами относятся к роду Trichogaster, что в переводе с латинского означает «имеющие нити на брюхе», такое название они получили за брюшные плавники в виде длинных нитей.

1. История разведения аквариумных гурами

Я узнал, что доставить гурами в Европу удалось не сразу. Их отлавливали и в Таиланде, и на островах в Малайзии, но в пути рыбы не выдерживали и погибали. В те времена перевозка экзотических рыб осуществлялась традиционным способом - в деревянных бочках, доверху заполненных водой. Не имея доступа к атмосферному воздуху, гурами доживали лишь до окончания погрузки бочек на корабль. Впервые в Европе гурами появились в 1896 голу. В Россию рыбы завезены в 1912 гг.

2. Отличительные черты аквариумных гурами

В аквариумах содержат большое количество разновидностей гурами. Это жемчужный, медовый, мраморный, голубой, целующийся и другие.

Тело этой рыбки имеет форму вытянутого овала, тело плоское, плавники большие, чем-то напоминающие тончайшую паутинку-вуаль. Самку от самца можно различить по спинному плавнику: у самцов спинной плавник сильно удлинён и заострён, а у самок он короче и более округленный. Брюшные плавники довольно длинные и похожие на нити.

Рыбки гурами удивительны, потому что они могут дышать атмосферным воздухом. Для такого способа дыхания у этих рыбок есть специальный дыхательный аппарат, который из-за сложного устройства называют «лабиринт». А жабры играют вспомогательную роль.

3. Заботливые родители

В домашнем аквариуме я наблюдал, как гурами для откладывания икринок строят самые настоящие гнезда! Гнездо состоит из пузырьков воздуха, которые самец скрепляет своей слюной. Когда гнездо готово, самец начинает демонстрировать самке любовный танец. После танца, самка начинает метать икринки. Самец собирает икринки ртом и относит в гнездо. Заботу о гнезде берет на себя самец! Он охраняет икринки, добавляет пузырьки воздуха, убирает все не нужное. Когда из икринок вылупляются мальки, самца отсаживают.

4. Чтобы рыбки не болели.

Чтобы рыбки не болели, вместе с папой мы:

Следили за температурой в аквариуме;

1 раз в неделю меняли часть воды в аквариуме на свежую;

Регулярно промывали фильтры;

Кормили 2 раза в день – утром и вечером;

Если рыбки болели, обращались за консультацией в зоомагазин

5. Эксперимент «Какая вода пригодна для аквариума?»

Для аквариума пригодна чистая, прозрачная вода, которая содержит все необходимые для жизни растений и рыб, микроэлементы.

Для аквариумов непригодна родниковая вода - в ней слишком много солей. Нельзя брать воду из водоёмов, в которые спускают свои отходы предприятия - в ней будет слишком много вредных примесей. Вода из судоходной реки содержит плёнку из мазута, в ней много примесей железа.

Предположим, что вода из водопроводного крана будет самой лучшей - ведь она проходит на водопроводной станции специальную очистку.

Папа помог измерить кислотность (pH) воды в аквариуме и водопроводной воды.

Определить это нетрудно. В зоомагазине мы купили специальные индикаторы - тесты, для определения кислотности. Я опустил тесты в аквариумную воду и водопроводную воду. Окраску тестов, сравнил с окраской стандартов в цветной шкале. В соответствии с цветом определил показатель кислотности рН.

Я сделал вывод:

1) вода в нашем аквариуме имеет нейтральный уровень кислотности, она вполне пригодна для жизни рыб.

2) водопроводная вода имеет щелочную среду, её нельзя наливать сразу, необходимо отстаивать 5-7 дней.

6. Значение аквариумных рыб в жизни человека

Затем я решил узнать, какое значение имеют аквариумные рыбки в жизни человека. Для этого я провел опрос в своем детском саду. Вот какие вопросы я задал детям и воспитателям:

Знаете ли вы, кто такие гурами?

Имеете ли вы дома аквариум?

Есть ли существенная польза для человека от аквариумов?

Дети не имеют представление о гурами;

6 детей имеют аквариумы дома;

Все дети думают, что есть польза от аквариумов, но не знают какая.

В ходе работы над проектом я убедился, что с малых лет аквариум приучает детей к трудолюбию и аккуратности.

Аквариумистика расширяет кругозор.

Воспитывает чувство ответственности за все живое и прививает любовь к родной природе.

Украшает интерьер.

Вывод

После изучения всех материалов я сделал вывод:

Аквариум – не просто красивая вещь и средство заполнить свой досуг, это, прежде всего, действующая модель природного водоёма.

Рыбки – это домашние любимцы, которые радуют своей красотой и благотворно действуют на нашу нервную систему, поэтому они, как и все живые существа, требуют ухода и знаний о содержании рыб в неволе.

Филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Староалександровская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза Калиева Анвара Мадиевича»

«Карбанская основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Неатбакова Хамита Ахметовича"

Исследовательская работа

«Аквариумные рыбки»

Выполнила: Ишмухаметова Рузанна Руслановна

ученица 2 класса филиал "Карбанская ООШ

им. Неатбакова Х.А."

Руководитель: Бикшанова Галия Шарифовна,

учитель начальных классов

д. Карбаны - 2016 г.

  1. Введение

Актуальность_______________________________________________2

Цель______________________________________________________ 2

Задачи_____________________________________________________2

Гипотеза___________________________________________________ 2

Методы исследования_________________________________________2

Объект исследования__________________________________________2

Предмет исследования_________________________________________2

    Основное содержание работы____________________________________

§ 1. Что такое аквариум____________________________________________ 3

§ 2. Вода для аквариума___________________________________________ 3

§ 3. Подготовка грунта___________________________________________ _4

§ 4. Значение света для рыб________________________________________ 4

§ 5. Обитатели моего аквариума___________________________________ 5-6

5.1. Рыбки – основные «едоки» аквариума_____________________________5

5.2. «Мусорщики» аквариума _______________________________________6

    Заключение__________________________________________________ 6

    Список литературы______________________________________________ 7

« Весь огромный мир вокруг меня, надо мной

и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду

их открывать всю жизнь, потому, что это самое

интересное, самое увлекательное занятие в мире!"

В. Бианки

Введение

Однажды в магазине я увидела большой аквариум и долго не могла от него отойти, любуясь подводным миром за «стеклянным берегом».

И вот моя мечта сбылась. Аквариум с кристально чистой водой, разнообразными растениями и нарядными, как живые цветы, рыбками подарили мне на день рождения, и он стал украшением нашего дома.

Настоящей тайной и загадкой для меня стала жизнь обитателей этой экосистемы. Поэтому тему своего исследования я выбрала, не раздумывая – аквариум и его обитатели.

Цель моей работы заключалась в том, чтобы исследовать условия жизни обитателей аквариума. Исходя из цели, были поставлены задачи:

1) изучить литературу и узнать, как правильно создать аквариум;

2) выяснить, как живут растения и животные в аквариуме

В начале своей работы я выдвинула гипотезу , т.е. предположила, что если аквариум – это водоём с рыбами, водными растениями и животными, значит это экосистема с замкнутым круговоротом веществ. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы я решила использовать такие методы:

Изучение литературы и Интернет-ресурсов

Опрос

Наблюдение

Эксперимент.

Итак, объектом моего исследования стал – аквариум.

Предметом исследования – взаимодействие живых и неживых компонентов.

Основное содержание работы

§ 1. Что такое аквариум

Заглянув в толковый словарь, узнала, что аквариум – это искусственный водоём или стеклянная ёмкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений. Искусственный, значит, создан человеком.

Водоём с рыбами, водными животными и растениями - значит экосистема . Как и всякая экосистема, аквариум подчиняется законам природы: значит в ней должны быть едоки, кормильцы и мусорщики. Тогда почему мы так часто меняем воду в своём аквариуме. Она мутнеет, а стёкла покрываются налётом?

§ 2. Вода для аквариума

Внимательно рассмотрев аквариум, я увидела в нём почву, водоросли, трубку для подачи воздуха - компрессор, рыбок, улиток, воду, лампу для подачи света. Проверяя свою гипотезу, начала с исследования воды. Вода для аквариума должна быть, прежде всего, мягкой и чистой. Вполне можно использовать водопроводную воду, а также озерную или речную. Если в аквариум заливается вода из водопровода, то ей необходимо дать отстоятся в течение нескольких дней. Родители пояснили, что на многих водопроводных станциях в воду добавляют большое количество хлора – газа, который убивает вредных микробов. Изучив литературу, узнала, что хлор опасен для рыб, поэтому в водопроводную воду пускать рыб нельзя. Она должна отстояться 2-3 суток. Мы залили воду из колодца, но смешали её с чистой дистиллированной водой. Итак, я сделала вывод, что для поддержания экосистемы аквариума нужна подготовленная вода.

§ 3. Подготовка грунта

Далее, изучив литературу, узнала, что почва в аквариуме называется грунт . Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы. Перед помещением в аквариум, грунт нужно промыть от грязи, лучше всего прокипятить и уложить на дно аквариума слоем в несколько сантиметров. В аквариумах с успехом используется мелкая галька с размером частиц от 4 до 8 мм. Такой грунт слеживается меньше, чем грунт, субстрат которого состоит из крупного песка, но заиливание его происходит медленнее.
Перед помещением грунта в аквариум, мы его тщательно промывали, пока сливаемая вода не стала абсолютно прозрачной. Песок можно прокипятить, мы использовали гальку и ее просто окатили кипятком.

§ 4. Значение света для рыб

Но для чего же нужна была лампа? Я решила выяснить, как освещение влияет на аквариум и сколько света ему нужно? Для этого провела эксперимент. Первую неделю добавила освещения на аквариум, а на второй неделе наоборот поставила аквариум в тёмное место. Выяснила, что аквариум, который сильно освещён, быстрее зарастал водорослями и требовал постоянной очистки.

А в аквариуме, помещённом в тёмное место, растения и рыбы через некоторое время стали чувствовать себя очень плохо и чуть не погибли. Оказывается, свет содействует образованию хлорофилла – зелёного пигмента листьев, при недостаточной его выработке растения погибают.

Я пришла к выводу, что аквариум нужно искусственно освещать лампой дневного света. Освещение должно быть умеренным, но в достаточном количестве.

Из литературы узнала, что для дыхания растений и животных нужен кислород . Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Ясно, что чем дальше от поверхности, тем меньше кислорода в воде. Я поняла, для чего в аквариум была опущена специальная трубка – это дополнительный источник кислорода - компрессор.

§ 5. Обитатели моего аквариума

5.1. Рыбки – основные «едоки»

Основными «едоками» в экосистеме аквариума являются рыбки. Каких только видов рыб нет: живородящие рыбки, гуппи, меченосцы, лабиринтовые рыбки, золотые рыбки и много других. Большинство из них родом из пресных водоёмов тропиков, поэтому содержат их в аквариумах с тёплой водой: от +20 до +27. Исключение составляют золотые рыбки, которых давным–давно вывели в Китае из карася. Поскольку караси живут в умеренном климате, золотых рыбок содержат в более холодной воде.

Оказывается, рыбки плавают на разной глубине (ближе ко дну, на поверхности и по всему аквариуму) Для красоты, лучше заселять разных рыбок. Кроме этого, рыбки отличаются по способу питания, поэтому их нужно подбирать, чтобы не съели друг друга.

Узнав это, я пришла к выводу , заселять в аквариум лучше неприхотливых рыб - гуппи, меченосцев. Содержание рыб в благоприятных условиях, разнообразное и правильное питание, регулярный уход за аквариумом могут предупредить многие заболевания если рыба находится в полном здравии, она весела, бодра, спинной плавник её держится прямо, цвет тела ярко – блестящий, а аппетит прекрасный.

5.2. «Мусорщики» аквариума

Когда мама купила сомиков и поселила их в аквариум, я заметила, что они всегда плавают около дна. Сначала я подумала, что рыбки заболели, но оказалось, что сомики – настоящие «мусорщики »: они очищают аквариум от остатков пищи. И ещё одна тайна открылась мне – все рыбы дышат кислородом, который находится в воде, а сомики, как и мы с вами дышат воздухом атмосферы. Для этого они изредка высовываются из воды. Кто же ещё выполнят роль мусорщиков в аквариуме? Моллюски, раки, водные черепахи, улитки – катушки. Освещённые стёкла аквариумов зарастают зелёным ковром – мельчайшими водорослями. Они служат основным источником кислорода в аквариуме; многие из растений - превосходный нерестовый субстрат; другие - поглощают из воды кальций - снижая ее жесткость; многим рыбам - растения незаменимая пища или витаминная добавка к рациону. Поэтому растения в аквариуме необходимы. Однако, разрастаясь, они задерживают свет. И тут на помощь приходят улитки – катушки, которые счищают водоросли со стекла. Но поскольку аквариум – это искусственный водоём и за его чистотой следит человек, то мусорщиков может и не быть.

Заключение

Итак, исследовав условия жизни в аквариуме, хочу сказать , что моя гипотеза частично подтвердилась. Аквариум – это действительно маленькая искусственная экосистема. Но для его поддержания не обойтись без помощи человека.

А ещё я пришла к выводу, что занятия аквариумом развивают чувство любви к природе, понимание красоты. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляют человека от стресса, снижает кровяное давление, дает заряд энергии и бодрости. Вспоминая слова писателя Виталия Бианки можно сказать, что, выполняя данную работу, я открыла для себя неизведанное и интересное.

Спасибо за внимание!

Список литературы:

1. « Азбучные истины аквариумной науки» - В. Третьяков

2. « Несколько советов начинающим» - Ольга Яковлева,

Денис Павлов

3. «Советы начинающему аквариумисту» - В.А.Смирнов

4. «Современный аквариум и химия» - И.Г Хомченко

А.В.Трифонов, Б.Н.Разуваев

5. Интернет - ресурс