Жанры по способу исполнения: вокальные и инструментальные. Жанры музыки К какому музыкальному жанру относится ария




Один из главных секретов могущества песни - ее простота. Даже о самых серьезных вещах - о борьбе за свободу, за мир на земле, за счастье, о верной дружбе, о героических подвигах - песня умеет говорить простыми словами, соединенными с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня, как и подавляющее большинство других вокальных произведений, - дитя музыки и поэзии. Но отношения этих искусств между собой здесь несколько иные, чем, скажем, в романсе или арии. В песне разные стихотворные строфы поются на одну мелодию, которая повторяется несколько раз. Строфа песни называется куплетом. Обычно он состоит из двух частей - запева и припева. В запеве слова каждый раз меняются, а в припеве - нет. Вспомните, к примеру, песню «Пусть всегда будет солнце», созданную А.Островским.

РОМАНС.

Романс - название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни. В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке. Романсы - пьесы для голоса с инструментальным сопровождением -- распространились из Испании по всей Европе. Попали они и в Россию. Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название закрепилось. Сначала - только за теми произведениями, которые имели не русские (чаще всего французские) тексты. Пьесы, певшиеся с русскими словами, назывались «российские песни». Со временем композ-ры стали создавать романсы на стихи русских поэтов. В романсе могут отражаться разные стороны жизни, отношение композитора к происходящим событиям. А романс Прокофьева «Болтунья» - шуточная зарисовка. Бывают и романсы без слов. Их поет инструмент.

БАЛЛАДА.

Называется это стихотворение Лермонтова «Воздушный корабль». Это баллада. Это слово произошло от итальянского ballare - плясать. Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни. В средние века баллады превратились в песни повествовательного склада. Их исполняли под аккомпанемент какого-нибудь инструмента. Рассказывалось в них о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах, о разбойничьих набегах. Это «Лесной царь» Шуберта, «Ночной смотр» Глинки, «Забытый» Мусоргского. Композиторы стремились передать в музыке развитие сюжета баллады и нередко наделяли ее чертами изобразительности. Например, в аккомпанементе баллады Шуберта «Лесной царь» явственно слышен ритм стремительной скачки. Позднее появились и инструментальные, не связанные со словом, баллады. Первым стал сочинять такие баллады польский композитор Фредерик Шопен. Замечательную балладу для фортепиано написал и норвежский композитор Эдвард Григ. Он никогда не объяснял ее содержания, но самый склад музыки говорит о том, что его баллада - рассказ о Норвегии, о ее прошлом, о временах легендарных походов викингов, о ее природе... Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти - необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки - гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы- песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе -- мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера, и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. Мендельсон «Песни без слов», Чайковский «Времена года», Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и написана Римским-Корсаковым «Песнь Веденецкого гостя» из оперы «Садко».

БАРКАРОЛА.

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него - баркарола - песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! А в XIX веке баллада родилась заново в профессиональном искусстве. Она стала литературно-поэтическим жанром. К ней обращались поэты разных стран - Гете и Гюго, Гейне и Мицкевич, Пушкин и Лермонтов... Баллада - это повествование, но не простое. Непременно должны в нем присутствовать элементы фантастики. За внешне спокойной формой всегда скрыт большой внутренний драматизм. Прочитайте «Воздушный корабль» и вы почувствуете это. А потом баллада снова обрела музыку. Вслед за поэтами к ней стали

обращаться композиторы. «Лесной царь» Шуберта, «Ночной смотр» Глинки, «Забытый» Мусоргского -- большие вокальные произведения, использующие тексты стихотворных баллад и сохраняющие их основные особенности. Композиторы стремились передать в музыке развитие сюжета баллады и нередко наделяли ее чертами изобразительности. Например, в аккомпанементе баллады Шуберта «Лесной царь» явственно слышен ритм стремительной скачки.

Музыкальные жанры и их классификация. Общее понятие жанра. Классификация жанров: по происхождению и жизненному назначению; по способу и условиям бытования; по составу исполнений и способу исполнения. Классификация жанров по кругу образов и типу выразительности. Основные жанры и их характеристика. Музыкальная форма. Понятие музыкальной формы. Музыкальная форма как реализация содержания. Гомофонные формы.

Музыкальный жанр - многозначное понятие, характеризующее классификацию музыкального творчества по родам и видам, учитывая их происхождение, условия выполнения, восприятия и другие признаки (содержание, структура, средства выразительности, состав исполнителей и т.п.). Понятие музыкального жанра отражает основную проблему музыковедения и музыкальной эстетики - взаимосвязь между внемузыкальные факторами творчества с ее чисто музыкальными характеристиками. Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления.

Музыкальные жанры – исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры.

Основные жанры и их характеристика

Все музыкальные жанры можно распределить в четыре категории:

1. Театральные жанры (главные здесь – опера и балет, кроме того на сцене идут оперетты, мюзиклы, музыкальные драмы, водевили и музыкальные комедии, мелодрамы и т.д.)

2. Концертные жанры (это симфонии, сонаты, оратории, кантаты, трио, квартеты и квинтеты, сюиты, концерты и т.д.)

3. Массово-бытовые жанры (здесь, главным образом, мы говорим о песнях, танцах и маршах во всём их многообразии)

4. Культово-обрядные жанры (те жанры, которые связаны с религиозными или праздничными обрядами – например: рождественские колядки, масленичные песни, свадебные и погребальные плачи, заклинания, колокольные звоны, тропари и кондаки и др.)

Вокальные жанры.

Песня – простой, доступный вид вокальной музыки, объединяющий поэтический и музыкальный текст в единый песенный образ. Песни различают по жанрам, видам, складу, формам исполнения. Различают песни профессиональные, написанные в народном духе и народные.

Народная песня – небольшое, обычно куплетное (строфическое) музыкально-поэтическое произведение, основной вид народного художественного творчества.

Формы народной песни:

Эпические.

Исторические.

Революционные.

Рекрутские.

Обрядовые.

Трудовые.

Лирические.

Хороводные.

Игровые.

Плясовые.

-Сатирические

Романс – музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением, преимущественно лирического характера. Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском («романском») языке в отличие от латинских песнопений.

В XVI веке романсом начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением.

Как лирический жанр романс возник в XIX веке, способный передать внутренний мир человека.

Баллада – (разновидность романса) произведение, повествующее о народных преданиях. О героических подвигах, давно минувших событиях, иногда фантастических сказаниях.

Элегия – произведение задумчивого, печального, скорбного характера.

Серенада – песня, обращенная к любимой.

Баркарола – песня лодочника.

Колыбельная – песня, которой убаюкивают ребенка. Жанр народного музыкально-поэтического творчества.

Вокально-инструментальные жанры.

Кантата – концертное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра торжественного или лирико-эпического характера. Кантаты могут быть только хоровыми (без солистов) без инструментального сопровождения, а также камерными с сопровождением фортепиано вместо оркестра.

Они могут быть одночастными или состоять из отдельных частей и номеров (сольных, хоровых, ансамблевых, оркестровых).

По структуре Кантата близка оратории и опере, от которых отличается меньшими размерами, одноплановостью содержания и отсутствием драматургически разработанного сюжета.

Общий план типичной сонатной формы

Симфонии пишутся для исполнения:

Большим симфоническим оркестром,

Неполным составом симфонического оркестра,

Духовым оркестром,

Оркестром народных инструментов,

Симфонии для солирующего инструмента с оркестром.

Слово «Симфония» в Древней Греции обозначало благозвучное сочетание тонов, а также совместное пение в унисон. В Древнем Риме это понятие было перенесено на инструментальный ансамбль, оркестр. В 18 веке симфония обособилась в самостоятельный концертный жанр.

Джаз

Джаз (англ. - jazz) род увеселительной музыки, преимущественно увеселительного характера. Джаз возник в США в 1915 году и получил широкое распространение в других странах. Он был заимствован от негритянского фольклора спиричуэл-с.

Типичные формы джаза: фокстрот, блюз, уан-степ, чарльстон, танго, румба, буги-вуги, рок-н-ролл, и т.д.Одним из предшественников Джаза был рэгтайм (англ. Ragtime, от rag – обрывок и time – время, темп, такт, «рваный ритм».Форма городской танцевально-бытовой музыки американских негров.)

Джаз заимствовал в народной музыке американских негров некоторые особенности ритма (острые ритмы) лада, инструментовки, звукоизвлечения. В джазе специфический лад с нефиксированным точно третьей и седьмой ступенями; простая гармония изобилующая плагальными оборотами и последованиями параллельных субдоминантовых секстаккордов. Элементы Джаза используются с большей или меньшей самостоятельностью в искусстве некоторых современных эстрадных оркестров, а также в симфонических и оперных произведениях.

Джаз-Банд.

Джаз-Банд (англ. Jazz-band; band – оркестр) – инструментальный ансамбль, оркестр, исполняющий джазовую музыку. В состав Джаз-Банд обычно входят 4-6 саксофонов, 2-4 трубы, 2-3 тромбона, контробас или туба, банджо, гавайская гитара, несколько скрипок, фортепиано и набор ударных инструментов. Состав этот варьируется, иногда значительно расширяется (например симфонический джаз), иногда сокращается до 3-5 инструментов. Название свое Джаз-Банд получил, как полагают, по имени негра Джазбо Брауна, организатора и руководителя первого такого оркестрового ансамбля в США.

Характерные особенности джазовой музыки.

Специфический лад с нефиксированными точно третьей и седьмой ступенями.

Использование глиссандо.

Особый синкопированный ритм.

Простая гармония изобилующая плагальными оборотами и последованием параллельных субдоминантовых секстаккордов.

Балет.

Балет - (Франц. Ballett, от лат.Ballo – танцую.) вид синтетического искусства; художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-хореографических образах. Балет соединяет в едином театральном действии, на основе общего драматургического плана (сценария), музыку, танец и пантомиму, а также изобразительные искусства. Музыка балета не только сопровождает танец и пантомиму, но и выражает драматическое содержание.

Балет – музыкальный спектакль, сценическое действие которого сопровождается танцем.

Танцы в балете принято разделять на классические и характерные (последние близки к народным танцам). Главная система выразительных средств Балета – классический танец. Существуют специфические балетные музыкально-хореографические формы (например, па-де-дё - дуэт определённой структуры) . Большое место занимают действенные танцевальные эпизоды (па д’аксьон). Массовые танцы исполняются кордебалетом. Танцы и пантомимы нередко объединяются в целостные музыкально-хореографические сцены. Для музыки танца типична чёткость ритмической основы, устойчивость ритмического движения, относительная завершённость форм. Музыка пантомимы строится более свободно и гибко, не ограничиваясь специфическими танцевальными элементами. Наряду с небольшими музыкальными пьесами в балете встречаются более развёрнутые, приближающиеся к типу крупных симфонических произведений, а также музыкально-хореографические сюиты (дивертисмент).

Балет различаются по жанру – героические, комические, романтические, Балет-феерия и т.д. Особой популярностью в Балете пользуются сказочные и фантастические сюжеты.

Опера.

Опера (итал.opera, буквально – сочинение, произведение, от латинского opera – труд, изделие) – вид синтетического искусства; художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах.

Опера – музыкальный спектакль, сценическое действие которого сопровождается пением.

Опера объединяет в едином театральном действии вокальную (соло, ансамбль, хор) и инструментальную (симфоническую) музыку, драматургию, изобразительные искусства (декорации, костюмы), нередко хореографию. В опере находят многообразное воплощение различные формы оперной музыки. Это номера сольного пения (ария, ариозо, песня, монолог), речитативы, ансамбли (дуэты, терцеты, квартеты и т.д., включая большие финалы, часто с хором),хоровые сцены, танцы, оркестровые номера (увертюры, антракты и.д.)

В процессе исторического развития определились различные оперные жанры: Опера историко-героическая, историко-романтическая, историко-бытовая, героико-эпическая, народно-сказочная, лирическая, драматическая, комедийная, сатирическая и т.д.

Опера-балет.

Опера-балет (франц. Opera-ballet) жанр оперы, в котором балетные сцены занимают такое же значительное место, как и вокальные. Характерен для французского музыкального театра конца 17 и 18 вв. Для французского Оперы-балета типично разделение на самостоятельные по сюжету акты (или антре), объединяемые в единый спектакль общей идеей.

Существуют различные способы классификации музыкальных жанров. Музыковед Т. В. Попова предлагает классифицировать жанры по условиям их бытования и исполнения . По этой классификации различают жанры:

Народной музыки (музыкальный фольклор)

Развлекательной музыки (в том числе музыка современной эстрады)

Камерной музыки (выполняемый камерными ансамблями)

Симфонической музыки (выполняется большими оркестрами)

Хоровой музыки (выполняется хоровыми коллективами)

Театральной музыки (в том числе оперы, музыки к спектаклям, кинофильмов и т.д.)

В. А. Цукерман предлагает классифицировать жанры по содержательным признакам:

Лирические жанры

Эпические жанры

Концертные

Картинные (программная музыка)

А. Н. Сохор предлагает классифицировать жанры по т.н. "Жанровым содержанием"

культовые и обрядовые

массово-бытовые

концертные

театральные

Жанры по способу исполнения: вокальные и инструментальные.

Вокальная музыка - музыка, предназначенная для пения.

Вокальные произведения делятся на

Сольные (песня, романс, ария)

Ансамблевые (дуэт, трио)

Хоровые (хор, кантата, оратория)

Жанры инструментальной музыки и жанры вокально-инструментальной музыки . Признаком, взятым за основу такой классификации музыкальных жанров, является способ исполнения, а основанием служит то обстоятельство, что в вокальной и инструментальной музыке разные возможности для раскрытия содержания. Вокальные жанры связаны со словом (романс, песня), в то время как идейно-эстетическое содержание инструментального произведения (соната, симфония) выражается только в музыкальных звуках. Промежуточной группой выступают жанры вокально-инструментальной музыки (кантата, оратория), объединяющей возможности вокала и инструментальной музыки.

Музыкальные жанры различаются:

По характеру (лирический, драматический, эпический, комический)

По сюжету (исторический, мифологический, литературный, бытовой)

По составу исполнителей (оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный)

По особенностям формы (романс, соната, симфония и т.п.)

По обстоятельствам исполнения (концертный, камерный, бытовой и т.п.)

Простые музыкальные формы: период, простая одночастная, простая двухчастная, простая трехчастная.

Музыкальная форма имеет два определения:

Комплекс выразительных средств, воплощающих в произведение определённое идейно-художественное содержание;

Строение, структура произведения.

Под определением "музыкальная форма" подразумевают так же индивидуально-неповторимую звуковую структуру того или иного произведения, совокупность приёмов и изобразительных средств композиции.

В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют её относительно устойчивые типы различного масштаба:

Музыкальный период;

Простая и сложная двухчастные формы, трёхчастная форма;

Форма вариаций, рондо, сонатная форма.

Наименьшая смысловая и структурная единица, в которой выражена музыкальная форма - мотив.Два и более мотива образуют фразу.Из фразы складывается предложение. Два предложения образуют период, а в форме периода обычно изложены темы произведения.

Музыкальная форма - звуковая реализация содержания с помощью системы соответствующих элементов и их отношений. Музыкальная форма произведения и содержание его композиции - едины.

Любые оттенки художественных чувств непременно выражены какими-либо средствами, любые технические детали произведения служат раскрытию задуманного автором всего сочинённого им содержания...

Гомофония (греч. - однозвучие, унисон, от - один, один и тот же, одинаковый и звук, голос) - род многоголосия, в котором голоса подразделяются на главный и сопровождающие. В Др. Греции понятие гомофония означало исполнение мелодии голосом в сопровождении инструмента или пение её несколькими голосами в унисон, а также в октаву. В современном понимании гомофония - гомофонно-гармонический склад, музыки, характеризующийся взаимодействием 3 основных функций голосов - мелодии, баса и гармонических голосов.

Основные сферы бытования музыкального искусства. Народные праздники. Концерты, спектакли. Фестивали, конкурсы. Богослужения. Музыка народная и композиторская. Музыка светская и духовная. Классическая и современная музыка. Музыка серьезная и «легкая».

Через фольклор и фольклорные праздники ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. В народных праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

Основной задачей изучения народных традиций через фольклорные праздники является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основе у школьников развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

Функции народных праздников:

Развивающая;

Информационно-просветительная;

Культурно-творческая;

Рекреативно-оздоровительная.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков. Быт народа складывается под влиянием многих факторов - природных, исторических, социальных и других.

Концерт (от итал. concertare - состязаться) - крупное музыкальное произведение виртуозного характера для 1 или нескольких исполнителей-солистов в сопровождении оркестра.

Важное значение в спектакле имеет звуковое оформление.

«Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Можно сказать, если спектакль немузыкален, неритмичен, значит, это плохой – спектакль. Музыка нас учит услышать то, что в театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце». Эти слова Ю. А. Завадского подтверждают то верное положение, что музыка в театре, не теряя принадлежности к музыкальному искусству, в то же время является частью искусства театрального, то есть она подчиняется логике как музыкального развития, так и законам построения драматического спектакля. Отсюда следует, что музыка в спектакле не самоценна, важна ее созвучность с данным драматическим действием. Часто какой-нибудь номер театральной музыки сам по себе не имеет особых музыкальных достоинств, но, написанный для конкретной пьесы, оттеняя игру актеров, производит большое впечатление на зрителя. Музыка к драматическому спектаклю создается композитором в тесном содружестве с режиссером, исполнителями и художником. Но если художник создает зрительные образы, иногда вызывающие в зале аплодисменты, то композитор в драматическом театре дает музыкальные образы, редко вызывающие подобную реакцию. И это естественно - театральная музыка должна участвовать в создании общей тональности спектакля незаметно, лишь оттеняя.его драматическое и эстетическое звучание. Степень ее воздействия будет тем сильнее и непосредственнее, чем меньше ее будут слушать, не переставая слышать. Иными словами, музыка в драматическом театре неизбежно занимает подчиненное положение. Но, несмотря на это, в спектакле она должна давать самостоятельное толкование происходящих событий, по-своему интерпретировать содержание, тему произведения, помогать развитию сюжетных линий и тем самым активно влиять на восприятие зрителя. Точный и яркий музыкальный образ всегда помогает действию. Даже если музыка - всего лишь фон, она должна выполнить это свое скромное, но необходимое по отношению ко всем остальным компонентам назначение.

Фестивали - одна из самых популярных в мире форм культурно-массовых мероприятий. Фестиваль - (франц. Festival, от лат.Festivus праздничный) массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, циркового или киноискусства.

Очень важно различать понятия «фестиваля» и «праздника».

Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день.

Основное отличие заключается в том, что праздник - это событие, которое дает повод к проведению фестиваля.

В зависимости от масштабности проведения фестивали подразделяются на городские, региональные, областные, всероссийские, международные, а так же этнические и межкультурные.

В зависимости от идейной направленности:

- профессиональные (фестивали по профессиональной направленности, могут быть посвящены новым технологиям, используемым в профессиональной сфере - РR технологии, рекламные приемы, и т.д.)

- исторические, ретроспективные (воссоздающие историческое событие, эпоху, легенды и обряды местности, на которых этот фестиваль проводится). Примером могут служить фестиваль средневековья в Старой Ладоге, фестиваль саамов в п. Ловозеро, фестиваль викингов в Финляндии;

- фестивали современных технологий (демонстрация лучших достижений в области развития техники, транспорта, компьютерных технологии). Примером является британский фестиваль машин, канадский фестиваль «Arcadia», посвященный компьютерным технологиям, международный фестиваль мультипликации в Бразилии.

В зависимости от основной аудитории : детские, юношеские, категорийные (в зависимости от категории, профессии, квалификации участников), всеобщие.

Музыкальные конкурсы оставляют море эмоций на празднике. Пение – сольное, хоровое, под музыку, акапельное, помимо, все возможные танцевальные жанры – от балета до рок-н-ролла – это все, что начиняет музыкальные конкурсы. Аудитория, на которую рассчитаны музыкальные конкурсы – не имеет границ. Это универсальная забава, не оставит равнодушным никого.

В настоящее время духовная музыка, в частности, музыка православного богослужения, стала объектом пристального внимания и глубочайшего изучения. Вызвано это тем, что духовная музыка, призванная в высших своих проявлениях выражать сверхчувственный мир является достоянием как русской культуры, нашей национальной гордостью, так и непреходящей ценностью мирового искусства. К тому же она значительно повлияла и на светскую музыкальную культуру России.

В течение долгих лет в нашей стране была ограничена многовековая традиция православного богослужения. Сегодня духовная музыка и церковное искусство являются широко доступной и духовно значимой областью отечественной культуры, проводятся фестивали православной музыки, оживляется концертная практика, происходят изменения в клиросном репертуаре, повышается композиторский интерес к духовно-музыкальному творчеству. В музыкальных училищах и консерваториях изучаются художественные законы богослужебного пения, отличные от законов общей вокальной хоровой музыки. Многие студенты и выпускники музыкальных училищ и консерваторий несут послушание на клиросах храмов в качестве певчих и регентов. В связи с этим возрастает актуальность изучения эстетических аспектов богослужебного пения. Понятно, что мы не можем в полной мере охватить все пространство православной музыкальной эстетики, но уже сегодня в состоянии выявить главные ее компоненты в их историческом контексте. Музыкальная эстетика православного богослужения предполагает анализ теоретических суждений о богослужебном пении (имплицитной музыкальной эстетики православия), особенных законов художественного творчества и конкретных закономерностей православной музыки.

Богослужебное пение значительное эстетическое явление. На Руси причастных к певческому искусству называли избранными, мудрыми и особо посвященными и относились ко всему, связанному с пением, как к таинству. Сегодня мы ясно сознаем, что человек, воспринимая богослужение, а тем более участвуя в нем, гармонично соприкасается не только с религиозными аспектами службы, но, прежде всего, с художественной ценностью музыкального искусства как такового. С этих эстетических позиций мы и рассматриваем православное богослужебное пение.

Следует сразу отметить различие между богослужебным церковным пением, духовной и светской музыкой. Многие авторы отождествляют церковное и богослужебное пение. Но, строго говоря, церковное пение - это вообще все, что поется в Церкви (на службах, молебнах, крещении, венчании и т. д.). Богослужебное пение является частью церковного пения и к нему относится только то, что поется на службах. Под «богослужебным пением» мы имеем ввидуодин его вид - клиросно-хоровое пение, хотя оно существует наряду с чтением нараспев псаломщика, возгласами священника, алтарным пением и прочими более простыми формами богослужебного пения. Актуальность исследования обусловлена так же выявлением эстетической сущности православного богослужебного пения, пониманием назначения пения в храме, проблемой творчества в богослужебной практике. Конкретно-чувственное восприятие слушателем богослужебного пения приводит к духовному наслаждению, которое всегда сопровождает эстетический опыт. Слушатель реально переживает свою причастность к «полноте бытия».

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА. ЖАНРЫ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ.

Вокальная музыка- это синтез (взаимосвязь) музыки и литературы. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусства.

Жанры вокальной музыки: (основные)

ü Песня

ü Романс

ü Кантата

ü Оратория

ü Опера.

ПЕСНЯ-это исток, вершина музыки. Песня – неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Песня без слов называется – вокализ. Вокализ – от латинского (vocalis) – звучащий, поющий.

РОМАНС-это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение . Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание. В романсе раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания. Романс – от испанского слова (romance) - романский. В средневековой Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть испанском, в отличие от церковных, которые пелись на латинском языке.

КАНТАТА – от итальянского слова (cantare) – петь. Кантата – достаточно большое, чаще всего многочастное произведение, предназначенное для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Кантата родилась в конце XVI века в Италии. В ней передаются очень значительные для всех людей мысли и чувства.

ОРАТОРИЯ – от латинского слова (oratoria) – красноречие. Оратория – большое многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и симфонического оркестра. Жанр оратории зародился в конце XVI века в Риме. Оратория – музыкальное представление, в котором разворачивалась история на религиозную тему.

В XVIII столетии появилась оратория нерелигиозного, а светского содержания.

ОПЕРА – от итальянского слова (opera) – сочинение, труд. Опера – драматическое музыкальное произведение, где все герои поют. Опера имеет сольные номера: ария, ариетта, ариозо.

Ария – (от итал. сл.- песня, дыхание, управлять дыханием.) - сольный музыкальный номер.

Ариетта – маленькая ария.

Ариозо – как и ариясольный музыкальный номер в опере.

Большое значение в опере играет оперный ансамбль (значит вместе), оперный речитатив

(герои разговаривают по оперному – нараспев), хор.

Либреттист – тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или в прозе. Либретто – от итальянского слова (libretto) – книжечка. Либретто – пьеса, предназначенная для постановки на сцене. Либретто – это полный текст музыкально-сценического сочинения, первоисточником которого служит литературное или драматическое произведение, историческое событие, народная легенда.

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА. ЖАНРЫ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ.

Симфоническая музыка – существует почти три столетия. Музыкальные произведения, в которых композиторы в той или иной форме разъясняют слушателям их содержание.

Жанры симфонической музыки:

ü Симфония

ü Сюита

ü Увертюра

ü Симфонические фантазии

ü Симфонические поэмы

ü Симфонические картины

ü Концерт.

СИМФОНИЯ – от греческого слова (symphonia) – созвучие, красивое сочетание звуков, тембров, голосов. – классическая.

Первая часть - быстрая, активная, иногда с медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме.

Вторая часть – медленная – обычно задумчивая, элегическая (посвящена мирным картинам природы).

Третья часть – менуэт, а позднее, у Бетховена – скерцо.

Четвертая часть – финал, итог всего цикла.

Встречаются симфонии и с меньшим и с большим количеством частей. Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла в конце XVIII – начале XIX века. Иногда в симфонии используется хор, певцы-солисты. Существуют симфонии и для струнного оркестра, духового оркестра и для оркестра народных инструментов.

СЮИТА – от французского слова (suite) – последовательность. Сюита - музыкальное произведение (оркестровое, инструментальное, или вокально-хоровое) которое состоит из нескольких контрастных по характеру и содержанию частей.

Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца. Иногда появлялись в сюите и нетанцевальные части-прелюдии, ария, каприччио, рондо. Позднее появились сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам.

УВЕРТЮРА – от французского слова (ouverture) – открытие, начало. Увертюра – в опере исполняется при закрытом занавесе и в общих чертах рассказывает слушателям, какого рода спектакль развернется перед нами: с легкими переживаниями или серьезными, бурными или достаточно спокойными. Увертюра встречается не только в опере. С увертюры начинается оперетта, нередко драматический спектакль, кинофильм.

СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ - разновидность симфонической музыки. Симфоническая фантазия отличается большей свободой построения, часто – присутствием в программе фантастических элементов.

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА – программное музыкальное произведение, которое своим содержанием тесно связано с поэзией.

СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА – жанр, распространенный в русской музыке. Его программность не связана с сюжетом, а рисует пейзаж, портрет, жанровую или батальную сцену.


КОНЦЕРТ – от латинского слова (concertare) состязаться. Концерт – это музыкальное произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Инструментальные концерты обычно состоят из трех частей.

Первая часть – быстрая, с бурными событиями.

Вторая часть – медленная, с глубокими переживаниями.

Третья часть – снова быстрая, праздничная.

Встречаются также концерты из большего количества частей, бывают они и одночастными. Встречаются концерты и для голоса с оркестром.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА – от латинского слова (camera) – комната. Камерная музыка – музыкальные произведения, предназначенные для небольшого количества слушателей и исполнителей. К камерной музыке относятся:

ü сольные инструментальные пьесы,

ü дуэты,

ü трио,

ü квартеты,

ü песни,

ü романсы.

Сольные инструментальные пьесы – музыкальные произведения для одного инструмента

Дуэт – музыкальное произведение для двух исполнителей. Могут быть как вокальные, так и инструментальные. К камерной музыке относятся инструментальные дуэты.

Трио – музыкальные произведения для трех исполнителей. Наиболее часто композиторы пишут трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Встречаются трио и для другого состава инструментов: кларнета, фагота и фортепиано.

Квартет – музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре музыканта. Наиболее распространены струнные квартеты (две скрипки, альт и виолончель). Квартеты для другого состава инструментов встречаются гораздо реже

(скрипка, альт, виолончель, фортепиано).

Квартет №2 А. Бородина – произведение программное, то есть в его основе лежит программа:

1-я часть – нет названия, но есть обозначение темпа.

2-я часть – скерцо (шутка).

3-я часть – ноктюрн (произведение, музыка которого создает образы ночи).

4-я часть – финал.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ

ü ПОЛИФОНИЯ

ü ГОМОФОНИЯ

ü РОНДО

ü БАЛЛАДА

ü СЕРЕНАДА

ü СИМФОНИЯ

ü СКЕРЦО

ü СОНАТА

ü СЮИТА

ü НОКТЮРН

ü РАПСОДИЯ

ü РЕКВИЕМ

ü КАПРЧЧИО

ü ПРЕЛЮДИЯ

ü ЭЛЕГИЯ

ü ЭТЮД

ü ФУГА

ü ХОРАЛ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПОНЯТИЙ:

ГОМОФОНИЯ – вид многоголосия, в котором один голос главный (мелодия), а все остальные голоса зависимы от него (аккомпанемент). Гомофония (от греческого слова homos – ровный, phone – голос).

РОНДО – Музыкальная форма, где главная тема чередуется с эпизодами. Эпизоды контрастны друг другу (различны по содержанию). Главная тема повторяется не менее трех раз. Рондо – (от французского слова roundeau – круг). В форме рондо написано много инструментальных пьес.

БАЛЛАДА – это повествование. Но повествование не простое. Непременно должны в нем присутствовать элементы фантастики. За внешне спокойной формой всегда скрыт большой внутренний драматизм. В современной музыке баллада трактуется как повествовательно-драматический и героический жанр. Баллада – (от итальянского слова ballare – плясать).

СЕРЕНАДА – музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви (песня в честь возлюбленной) Серенада – (от итальянского выражения al sereno, что означает на открытом воздухе).

СИМФОНИЯ – от греческого слова (symphonia) – созвучие, красивое сочетание звуков , тембров, голосов. Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра. Симфония, которая имеет четыре части классическая.

Первая часть - быстрая, активная, иногда с медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме.

Вторая часть медленная – обычно задумчивая, элегическая (посвящена мирным картинам природы).

Третья часть – менуэт, а позднее, у Бетховена – скерцо.

Четвертая часть финал, итог всего цикла.

Встречаются симфонии и с меньшим и с большим количеством частей. Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла в конце XVIII – начале XIX века. Иногда в симфонии используется хор, певцы-солисты. Существуют симфонии и для струнного оркестра, духового оркестра и для оркестра народных инструментов.

СКЕРЦО – музыкальные произведения, которые обладают стремительным темпом, задорной мелодией. С конца XVIII в. Скерцо – составной элемент симфонии или сонаты. Произведения, написанные в этом жанре, довольно велики по объему. Одни из них веселы и жизнерадостны, а другие наполнены драматизмом. Скерцо – (от итальянского слова scherzo - шутка)

СОНАТА – это музыкальное произведение, в несколько частей, похожее на симфонию Различие в том, что симфония для симфонического оркестра, а соната – произведение для одного или двух инструментов. Соната – (в переводе с итальянского – звучание).

СЮИТА – музыкальное произведение (оркестровое, инструментальное или вокально-хоровое), которое состоит из нескольких контрастных по характеру и содержанию частей. Сюита (от французского слова suitе – последовательность).

НОКТЮРН – появился в XVIII в. так называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. В XIXв. Сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами

ночи, ночной тишины. Ноктюрн раскрывает картину спокойной ночной природы.

Ноктюрн – (от французского слова nocturne – ночной).

РАПСОДИЯ – музыкальное произведение свободной формы, как бы воссоздающее исполнение рапсода. Для этого жанра характерны использование народно-песенных тем, эпический характер. Одним из первых превратил рапсодию в самостоятельный жанр венгерский пианист и композитор Ференц Лист. Название жанра происходит от слова «рапсод». Так называли народных певцов в Древней Греции.

КАПРИЧЧИО – это название происходит от слова «каприс», что значит каприз, прихоть. Этот жанр встречался еще в музыке XVII- XVIIIвв. Тогда это была инструментальная пьеса, в которой оказывались неожиданные музыкальные сюрпризы. Мировую известность завоевали «Испанское каприччио» Римского-Корсакова и «Итальянское каприччио» Чайковского. Оба произведения построены на темах подлинных испанских и итальянских мелодий.

РЕКВИЕМ – большое вокальное или вокально-инструментальное произведение, написанное в память умерших, погибших. Первоначально – поминальная католическая месса. Затем – произведение вроде кантат или ораторий, посвященных памяти героев. Реквием – (от латинского слова reguiem – покой)

ПРЕЛЮДИЯ – это небольшое по объему произведение с единым настроением. Оно раскрывает единый эмоциональный и выразительный образ – от светлой созерцательной лирики до высокого трагического пафоса.

ЭЛЕГИЯ – по-гречески означает «жалобная песня». Инструментальная элегия – небольшое произведение, написанное непременно в сдержанном темпе, с задумчивой и печальной, а иногда и скорбной мелодией.

ЭТЮД - музыкальное произведение, которое развивает технику музыканта. Каждый из этюдов рассчитан на освоение какого-то технического приема игры. Этюды существуют для всех музыкальных инструментов. Этюд – (от французского слова etude – изучение).

ФУГА – многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, строгим законам. В основе лежит одна музыкальная тема – яркая, хорошо запоминающаяся. Тема звучит последовательно в разных голосах. Фуга – (от латинского слова fuga – бег)

ХОРАЛ – хоровое церковное песнопение. В католической церкви хоралы были многоголосными, как правило, четырехголосными. Мелодии хорала отличаются возвышенным характером. Хорал – (от греческого слова choros – хор)

ТАНЦЫ. НАЗВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВ.

ü БОЛЕРО

ü ВАЛЬС

ü ГАВОТ

ü ГАЛОП

ü ГОПАК

ü КАДРИЛЬ

ü КОЛО

ü КРАКОВЯК

ü ЛЕЗГИНКА

ü МАЗУРКА

ü МЕНУЭТ

ü МОЛДАВЕНЯСКА

ü ПОЛОНЕЗ

ü ПОЛЬКА

ü ТАРАНТЕЛЛА

ü ТРЕПАК

ü ХОТА

ü ХОРОВОД

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВ:

БОЛЕРО – испанский танец (от испанского voler – летать). Танец умеренный, с ритмом, напоминающим ритм полонеза. Сопровождается он гитарой и кастаньетами, но часто и пением.

ВАЛЬС – В начале XIX в танец исполняли в Австрии, Чехии, Германии. Танец, который исполняли крестьяне, на праздничных вечеринках весело кружась парами (отсюда происхождение названия танца - немецкое walzen – прокатывать). Постепенно движение танца становилось все более плавным, кругообразным, из него уходили типичные для народного танца подпрыгивания и притопывания. Рождался ВАЛЬС. На рубеже XVIII и XIX веков вальс быстро распространился по многим странам.

ГАВОТ – в XVII – XVIII веках галантный придворный танец. Название танца произошло от старинного прозвища жителей некоторых южных провинций Франции (гавоты)

ГАЛОП – веселый танец вприпрыжку. Появился на парижских балах в XIX веке.

ГОПАК - украинский двудольный танец импровизационного характера, в котором партнер повторяет движение своей подруги.

КАДРИЛЬ – от французского слова, которое переводится – четыре . Это потому, что танцующие располагались квадратом. Подвижный танец. На балах стал модным с начала XIX века. Получил распространение у разных народов. Хорошо известна, например, русская кадриль.

КОЛО – молдавский танец-хоровод. Коло танцуют и в Болгарии, Румынии, Югославии и Польше.

КРАКОВЯК – польский танец (возник в Краковском воеводстве) – отличается четким двудольным размером. Вначале его танцевали только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой – его оруженосца. Затем краковяк стали танцевать в паре с дамой: она плавно, изящно, он – с резкими притопами.

ЛЕЗГИНКА – грузинский танец. Быстрая и темпераментная музыка танца, требующая силы и ловкости от юноши, плавности и изящества от девушки. Как бы является их своеобразным соревнованием. Лезгинка – с четким ритмом, двудольным размером и энергичными движениями.

МАЗУРКА – излюбленный польский танец (точнее мазур, от названия одной из области Польши – Мазовии). Народная мазурка – с веселой, задорной, резко акцентированной мелодией в трехдольном размере – это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. В XIX веке мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев.


МЕНУЭТ – старинный французский танец. До появления вальса являлся королем бальных танцев. Отточенная, искусная техника галантных затейливых приветствий: кавалеры кланяются, дамы приседают в реверансе. Все чинно движутся неторопливым мелким шагом, выписывая красивую фигурку S. За мелкий шаг он и прозван МЕНУЭТ.

МОЛДАВЕНЯСКА – задорный молдавский танец.

ПОЛОНЕЗ – самый древний танец. В старину он назывался «великим» или «пешим» танцем. Нынешнее его название – французское, в переводе означает «польский». Как придворный танец-шествие был известен еще в XVI веке. Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом открывались придворные балы. Кроме придворного существовал и крестьянский полонез – более спокойный и плавный.

ПОЛЬКА – чешский танец. Название его происходит от слова pulka – половина, т. к. танцевали его мелкими шажками. Это живой непринужденный танец в двудольном размере, который танцуют парами по кругу. Полька – один из любимых чешских народных танцев.

ТАРАНТЕЛЛА – итальянский национальный танец (в честь итальянского южного города Таранто). Стремительный, веселый танец, исполняемый под гитару и кастаньеты, ярко выражает характер темпераментных южан. Жизнерадостный ритм тарантеллы привлек к себе многих композиторов разных стран.

ТРЕПАК – русский народный танец. Жизнерадостный по характеру, быстрый темп, двухдольный размер. В танце преобладает широкий размах, удаль, лихой задор. Мужчины, танцующие эту пляску, как бы состязаются друг с другом в быстроте и ловкости.

ХОТА – очень колоритный танец Испании. Хота – отличается быстрым темпом, трехдольным размером, острым ритмом, который подчеркивается щелканьем кастаньет. Это парный танец, исполняемый под гитару или мандолину.

ХОРОВОД – это русский плавный танец, часто исполняемый под пение.

ЧАРДАШ – венгерский танец (название его произошло от слова csarda – трактир, корчма). Чардаш возник не в крестьянской или придворной среде, а в городе, в начале XIX века Танец этот двудольный и состоит из двух частей – довольно медленной и стремительной.

НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ ТАНЦЫ.

ü БЛЮЗ

ü БРЕЙК-ДАНС

ü БУГИ-ВУГИ

ü ВАЛЬС-БОСТОН

ü ПАСОДОБЛЬ

ü РОК-Н-РОЛЛ

ü РУМБА

ü САМБА

ü ТАНГО

ü ТВИСТ

ü ФОКСТРОТ

ü ЧАРЛЬСТОН

ü ШЕЙК

БЛЮЗ - название танца пошло от песен американских негров, медленных и меланхоличных. Таков и этот танец.

БРЕЙК-ДАНС – модный танец 80-х годов с дергающимися движениями, что отражено в его английском названии (брейк – ломаться).

БУГИ-ВУГИ – джазовый танец, вольный спортивный. Поначалу казался слишком дерзким для бального танца. Впрочем, когда-то и вальс казался таким.

ВАЛЬС-БОСТОН – медленный вальс. Появился на балах в начале нашего века. В названии упомянут американский город Бостон. Но мода на этот танец утвердилась в Англии. Вот почему его еще называют английским вальсом.

ПАСОДОБЛЬ – танец пришел из Латинской Америки. Его движения подражают поведению гордого тореадора.

РОК-Н-РОЛЛ – в переводе с английского качаться и катиться. Танец, в котором танцующие показывают себя иногда настоящими акробатами. Популярный с 50-х годов.

РУМБА – острый по ритму танец кубинского происхождения. Попал в танцевальные залы в 30-е годы.

САМБА – энергичный танец родом из Бразилии.

ТАНГО – один из самых популярных танцев XX века. История его уходит в глубь веков в Испанию. Но в нашем веке он распространился по свету из Аргентины.

ТВИСТ – это слово в переводе с английского означает скручивание. Танец 60-х годов. Танцующие старательно работают ногами, будто затирают пятно на полу.

ФОКСТРОТ – один из первых джазовых танцев. Название означает лисий шаг.

ЧАРЛЬСТОН – танец 20-х годов. Назван по имени американского города.

ШЕЙК – модный танец 60-х годов.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ:

ü МЕЛОДИЯ

ü ДИНАМИКА

ü РИТМ

ü РЕГИСТР

ü ТЕМП

ü ТЕМБР

ü ЛАД

МЕЛОДИЯ – основа музыкального искусства. Мелодия – «Душа музыкального произведения». Греческое слово « melо dia» означает пение песни. Мелодия (напев) состоит из последовательности звуков в одном голосе, разных по высоте и длительности. Мелодия выражает определенную музыкальную мысль. Уже сама по себе законченная мелодия может быть художественным произведением, как, например, народная песня.

ДИНАМИКА – от греческого слова dinamicos – силовой, то есть сила звука. Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ:

pp – pianissimo (пианиссимо) – очень тихо; p – piano (пиано) – тихо;

mp – mezzo piano (меццо пиано) – умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано;

mf – mezzo forte (меццо форте) – умеренно громко, громче, чем меццо пиано;

f – forte (форте) – громко;

ff – fortissimo (фортиссимо) – очень громко.

Diminuendo (диминуендо) – или значок показывает на постепенное ослабление звука.

Cresc. (крещендо) – или значок показывает на постепенное усиление звука.

РИТМ – от греческого слова rythmos – означает мерное течение. РИТМ – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм – яркое выразительное средство. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого их этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течении всего произведения.

РЕГИСТР – разные отрезки диапазона, отличающие друг от друга качеством звучания. Обычно различают три регистра – нижний, средний, верхний. Наиболее употребляемый у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.

ТЕМП – скорость движения музыки. Происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости движения зависят и характер, настроение пьесы.

Основные музыкальные темпы:

ларго (largo) – очень медленно и широко;

адажио (adagio) – медленно, спокойно;

анданте (andante) – в темпе спокойного шага;

аллегро (allegro) – быстро;

престо (presto) – очень быстро.

Кроме этих, основных темпов, часто встречаются такие как:

модерато (moderato) – умеренно, сдержанно;

аллегретто (allegretto) – довольно оживленно;

виваче (vivace) – живо.

ТЕМБР – это специфическая окраска звука музыкального инструмента и голоса человека. Тембр - от французского слова timbre, что означает колокольчик. Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений.

ЛАД – Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу. Основной звук лада – самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, - называется тоникой. Наиболее распространенными являются лады: Мажор и Минор.

Мажор – светлый, яркий, радостный, веселый лад.

Минор – грустный, печальный, темный лад.

СЛОВАРЬ

Эмоционально-образного содержания музыки.

ВЕСЕЛАЯ: НЕЖНАЯ: ГРУСТНАЯ:

РАДОСТНАЯ ЛАСКОВАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ

ИГРИВАЯ ЗАДУМЧИВАЯ ЖАЛОБНАЯ

ЗАДОРНАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ТОСКЛИВАЯ

ЗВОНКАЯ ЛЕГКАЯ СКОРБНАЯ

ОЗОРНАЯ СВЕТЛАЯ ХМУРАЯ

ШУТЛИВАЯ ПРОЗРАЧНАЯ ОБИЖЕННАЯ

БОЙКАЯ ПЛАЧУЩАЯ

СМЕШНАЯ ПРОСЯЩАЯ

ЗАБАВНАЯ

РЕЗВАЯ СТРАШНАЯ: СЕРЬЁЗНАЯ:

ПРЫГУЧАЯ

СКАЧУЩАЯ ЗЛАЯ СДЕРЖАНАЯ

СОЛНЕЧНАЯ ГРУБАЯ

СВЕРКАЮЩАЯ ТЯЖЕЛАЯ

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СЕРДИТАЯ

ПЛЯСОВАЯ НЕДОВОЛЬНАЯ

УЛЫБАЮЩАЯ ТЁМНАЯ

СПОКОЙНАЯ: ТОРЖЕСТВЕННАЯ: ТАИНСТВЕННАЯ:

ДОБРАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ СКАЗОЧНАЯ

ПРИВЕТЛИВАЯ БОДРАЯ ВОЛШЕБНАЯ

НЕТОРОПЛИВАЯ ВАЖНАЯ КОЛЮЧАЯ

УБАЮКИВАЮЩАЯ МАРШЕВАЯ ПУГЛИВАЯ

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЧЁТКАЯ ОПАСЛИВАЯ

МЯГКАЯ ОТЧЁТЛИВАЯ ОСТОРОЖНАЯ

ПЛАВНАЯ ГОРДАЯ НАСТОРОЖЕННАЯ

ГЛАДКАЯ МОГУЧАЯ ЗАГАДОЧНАЯ

НАПЕВНАЯ ПОБЕДНАЯ ОТРЫВИСТАЯ

ПРОТЯЖНАЯ ОСТРАЯ

ХОРОВОДНАЯ ПОДКРАДЫВАЮЩАЯ

МУЖЕСТВЕННАЯ: ВЗВОЛНОВАННАЯ:

БЕСТРАШНАЯ ВСТРЕВОЖЕННАЯ

БОЕВАЯ СТРЕМИТЕЛЬНАЯ

СМЕЛАЯ ВЬЮЖНАЯ

ОТВАЖНАЯ МЕТЕЛЬНАЯ

РЕШИТЕЛЬНАЯ НЕНАСЫТНАЯ

СИЛЬНАЯ ТРЕВОЖНАЯ

БОГАТЫРСКАЯ БЕСПОКОЙНАЯ

ГРОЗНАЯ ТОРОПЛИВАЯ

ВОЕННАЯ

СОЛДАТСКАЯ

СУРОВАЯ

СТРОГАЯ

УВЕРЕННАЯ

ХРАБРАЯ

ТВЁРДАЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ

(из словаря)

ЗВОНКО

ИСКРЯСЬ

БОДРО

ИГРИВО

БОЙКО

ЛЕГКО

ПОЛЕТНО

ЗАДОРНО

ЯРКО

ЛУЧЕЗАРНО

НЕВЕСОМО

ЗНАЧИТЕЛЬНО

ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕ

ОКРЫЛЕННО

ПРИЗЫВНО

ЛИКУЮЩЕ

ВОСТОРЖЕННО

ВЛАСТНО

ВОИНСТВЕННО

СУРОВО

ТВЕРДО

ЧЕКАННО

ПОВЕЛИТЕЛЬНО

ВОЛЕВО

ЭНЕРГИЧН О

МУЖЕСТВЕННО

РЕШИТЕЛЬНО

СМЕЛО

ТВЕРДО

УПРУГО

ГОРДО

УВЕРЕННО

С ДОСТОИНСТВО

НАСТОЙЧИВО

ОТВАЖНО

НАПОРИСТО

НЕПОКОРНО

БЕСПОЩАДНО

ЗЛОБНО

ДЕРЗКО

БЕСЦЕРЕМОННО

ВЫЗЫВАЮЩЕ

НАХАЛЬНО

НЕСКРОМНО

НАЗОЙЛИВО

НАВЯЗЧИВО

НАДОЕДЛИВО

СТРАСТНО

ПОРЫВИСТО

ГОРЯЧО

БУРНО

СТРЕМИТЕЛЬНО

НЕТЕРПЕЛИВО

БУЙНО

МЯТЕЖНО

МОГУЩЕСТВЕННО

ПО-ЦАРСКИ

СОСРЕДОТОЧЕННО

СДЕРЖАННО

СТЕПЕННО

РАЗМЕРЕННО

СЕРЬЕЗНО

СТРОГО

ПОЭТИЧНО

МЕЧТАТЕЛЬНО

СЕРДЕЧНО

ЗАДУШЕВНО

НАПЕВНО

ЧУТКО

ЗАВОРОЖЕННО

ГРОЗНО

ТРАГИЧНО

ЗЛОВЕЩЕ

ТРАУРНО

НЕЖНО

ЛАСКОВО

ЛЮБОВНО

РАДУШНО

МЯГКО

БЛАГОРОДНО

ПРИВЕТЛИВО

ДОВЕРЧИВО

СПОКОЙНО

МИРНО

БЕЗМЯТЕЖНО

ДОБРОДУШНО

ПРОСТО

СВЕТЛО

ПРОЗРАЧНО

БЕЗЗАБОТНО

НЕВОЗМУТИМО

ПОКОРНО

С БРАВАДОЙ

ВЫСОКОМЕРНО

НАПЫЩЕННО

ЗАНОСЧИВО

СОНЛИВО

ВЯЛО

ДРЕМОТНО

ОБЕССИЛЕННО

ЛЕНИВО

БЕЗВОЛЬНО

ТАИНСТВЕННО

ВКРАДЧИВО

ЗАГАДОЧНО

ЗАТАЕННО

КОЛДОВСКИ

ОБВОРОЖЕННО

ВЗВОЛНОВАННО

ОБЕСПОКОЕННО

ТРЕВОЖНО

С ОТЧАЯНИЕМ

ТЯЖЕЛО

ГРОЗНО

МОЩНО

НЕУКЛЮЖЕ

НАПРЯЖЕННО

ТЯГУЧЕ

НЕЛОВКО

БЕСПЕЧНО

БЕЗРАЗЛИЧНО

ОТВЛЕЧЕННО

РАВНОДУШНО

РАССЕЯННО

НАБОЖНО

МИЛОСЕРДНО

МОЛИТВЕННО

ПОКАЯННО

СМИРЕННО

СУМРАЧНО

ХМУРО

УГРЮМО

ТОСКЛИВО

РОБКО

ЗАСТЕНЧИВО

СМУЩЕННО

СТЫДЛИВО

ОСТОРОЖНО

БОЯЗЛИВО

РАСТЕРЯННО

РАЗДРАЖЕННО

РАССЕРЖЕННО

РЕЗГО

ГРУБО

ГНЕВНО

ЯРОСТНО

ЖЕСТОКО

СЕРДИТО

СВИРЕПО

АГРЕССИВНО

БЕЗЖАЛОСТНО

БЕСПОЩАДНО

ЗЛОБНО

РАСКАЯВШИСЬ

ЛИХОРАДОЧНО

ШУТЛИВО

НАСМЕШЛИВО

ШУТОВСКИ

НАДМЕННО

ЗАБАВНО

ЕХИДНО

ШАЛОВЛИВО

ИЗДЕВАТЕЛЬСКИ

ЛУКАВО

ЭЛЕГАНТНО

ТОНКО

ИЗЯЩНО

ГРАЦИОЗНО

ИСКУСНО

КАПРИЗНО

ХРУПКО

ИЗНЕЖЕННО

ИМЕНА ВЫДАЮЩИХСЯ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ:

ü М. ГЛИНКА

ü П. ЧАЙКОВСКИЙ

ü А. БОРОДИН

ü М. МУСОРГСКИЙ

Продолжая цикл статей по теории музыки, мы бы хотели рассказать вам о том, как формировались и развивались жанры в музыке. После этой статьи вы больше никогда не перепутаете музыкальный жанр с музыкальным стилем.

Итак, сначала давайте рассмотрим, чем же отличаются понятия “жанр” и “стиль”. Жанр – это тип произведения, который сложился исторически. Он подразумевает собой форму, содержание и цель музыки. Музыкальные жанры начали свое формирование еще на раннем этапе развития музыки, в строе первобытных общин. Тогда музыка сопровождала каждый шаг человеческой деятельности: быт, труд, речь и так далее. Таким образом, сформировались основные жанровые начала, которые мы разберем далее.

Стиль же подразумевает собой сумму материалов (гармония, мелодия, ритм, полифония), то, каким способом они были использованы в музыкальном произведении. Обычно стиль основывается на веянии определенной эпохи или же классифицируется по композиторам. Другими словами, стиль – это совокупность средств музыкальной выразительности, которая определяет образ и идею музыки. Он может зависеть от индивидуальности композитора, его мировоззрения и вкусов, подхода к музыке. Также стиль определяет течения в музыке, такие как джаз, поп, рок, народные стили и так далее.

Теперь вернемся к жанрам музыки. Существует пять основных жанровых начал, которые, как мы говорили, зародились еще в первобытных общинах:

  • Моторность
  • Декламационность
  • Распевность
  • Сигнальность
  • Звукоизобразительность

Именно они стали основой всех последующих жанров, которые появились с развитием музыки.

Довольно скоро после образования основных жанровых начал, жанр и стиль стали сплетаться в единую систему. Такие жанрово-стилевые системы формировались в зависимости от случая, к которому создавалась музыка. Так появились жанро-стилевые системы, которые использовались в определенных древних культов, для древних обрядов и в быту. Жанр имел более прикладной характер, что сформировало определенный образ, стиль и композиционные черты древней музыки.

На стенах египетских пирамид и в сохранившихся древних папирусов были найдены строки ритуальных и религиозных гимном, которые чаще всего рассказывали о древнеегипетских богах.

Считается, что свою высшую точку развития древняя музыка получила именно в Древней Греции. Именно в древнегреческой музыке были обнаружены определенные закономерности, на которых основывался ее строй.

С тем, как развивался строй общества, развивалась и музыка. В средневековой культуре уже сформировались новые вокальные и вокально инструментальные жанры. В эту эпоху в Европе родились такие жанры, как:

  • Органум – самая ранняя форма многоголосой музыки в Европе. Использовался данный жанр в церквях, а расцвет свой получил в парижской школе Нотр-Дам.
  • Опера – музыкально-драматическое произведение.
  • Хорал – богослужебное католическое или протестантское пение.
  • Мотет – вокальный жанр, который использовался как в церкви, так и на светских мероприятиях. Стиль его зависел от текста.
  • Кондукт – средневековая песня, текст которой чаще всего был духовным и морализирующим. До сих пор не могут точно расшифровать средневековые ноты кондуктов, так как они не имели определенного ритма.
  • Месса – литургическая служба в католических церквях. К этому жанру относят и реквием
  • Мадригал – небольшое произведение на лирическо-любовные темы. Этот жанр зародился в Италии
  • Шансон – этот жанр появился во Франции, и изначально к нему принадлежали хоровые крестьянские песни.
  • Павана – плавный танец, который открывал праздники в Италии
  • Гальярда – веселый и ритмичный танец также родом из Италии
  • Аллеманда – танец-шествие, появившийся в Германии

В XVII-XVIII веках в Северной Америке довольно активно развивалась сельская музыка – кантри. На этот жанр очень сильно повлияли ирландская и шотландская народная музыка. Тексты таких песен зачастую рассказывали про любовь, сельский быт и ковбойскую жизнь.

В конце XIX века и в начале ХХ века в Латинской Америке и Африке довольно активно развивался фольклор. В сообществе афроамериканцев зарождается блюз, который изначально был “рабочей песней”, сопровождавшей работой в поле. Также в основу блюза легли баллады и религиозные песнопения. Блюз лег в основу нового жанра – джаза, который является результатом смешения африканской и европейской культур. Джаз получил довольно широкое распространение и повсеместное признание.

Основываясь на джазе и блюзе, в конце 40-х годов появляется ритм-н-блюз (R’n’B), песенно-танцевальный жанр. Он был довольно популярен в молодежной среде. В последствии в рамках этого жанра появились фанк и соул.

Любопытно, что наряду с этими афроамериканскими жанрами в 20-х годах ХХ века появился жанр поп-музыки. Корни этого жанра уходят в народную музыку, уличные романсы и баллады. Поп-музыка всегда смешивалась с другими жанрами, образуя довольно интересные музыкальные стили. В 70-х годах в рамках поп-музыки появился стиль “диско”, который стал самой популярной танцевальной музыкой в то время, отодвинув на задний план рок-н-ролл.

В 50-х годах в ряды уже существующих жанров врывается рок, истоки которого находятся в блюзе, фолке и кантри. Он довольно быстро обрел бешеную популярность и разросся на множество различных стилей, смешиваясь с другими жанрами.

Десятью годами позже на Ямайке формируется жанр регги, который получил широкое распространение в 70-х годах. Основой регги является менто – жанр народной музыки Ямайки.

В 1970-х годах появляется рэп, который “экспортировали” ямайские диджеи в Бронкс. Основателем рэпа считают диджея Kool Herc. Изначально рэп читали удовольствия ради, чтобы выплеснуть свои эмоции. Основой данного жанра является бит, который задает ритм речитативу.

Во второй половине XX века электронная музыка утвердила себя как жанр. Странно, что она не получила признание еще в начале ХХ века, когда появились первые электронные инструменты. Данный жанр подразумевает создание музыки с помощью электронных музыкальных инструментов, технологий и компьютерных программ.

Жанры, сформировавшиеся в ХХ веке, имеют множество стилей. Например:

Джаз:

  • Новоорлеанский джаз
  • Диксиленд
  • Свинг
  • Вестерн-свинг
  • Бибоп
  • Хард-боп
  • Буги-вуги
  • Кул или прохладный джаз
  • Модальный или ладовый джаз
  • Авангардный джаз
  • Соул-джаз
  • Фри-джаз
  • Босса-нова или латиноамериканский джаз
  • Симфо-джаз
  • Прогрессив
  • Фьюжн или джаз-рок
  • Электрический джаз
  • Acid jazz
  • Crossover
  • Smooth jazz
  • Кабаре
  • Менестрель-шоу
  • Мюзик-холл
  • Мюзикл
  • Рэгтайм
  • Лаунж
  • Классический кроссовер
  • Психоделический поп
  • Итало-диско
  • Евродиско
  • Хай-энерджи
  • Nu-disco
  • Space disco
  • Йе-йе
  • K-pop
  • Европоп
  • Арабская поп-музыка
  • Российская поп-музыка
  • Ригсар
  • Лаика
  • Латиноамериканская поп-музыка
  • J-pop
  • Рок-н-ролл
  • Биг-Бит
  • Рокабилли
  • Сайкобилли
  • Неорокабилли
  • Скиффл
  • Ду-воп
  • Твист
  • Альтернативный рок (Инди-рок / Колледж-рок)
  • Мат-рок
  • Мэдчестер
  • Гранж
  • Шугейзинг
  • Брит-поп
  • Нойз-рок
  • Нойз-поп
  • Пост-гранж
  • Lo-Fi
  • Инди-поп
  • Тви-поп
  • Арт-рок (Прогрессивный рок)
  • Джаз-рок
  • Краут-рок
  • Гаражный рок
  • Фрикбит
  • Глэм-рок
  • Кантри-рок
  • Мерсибит
  • Метал (Хард-рок)
  • Авангардный метал
  • Альтернативный метал
  • Блэк-метал
  • Мелодический блэк-метал
  • Симфонический блэк-метал
  • Тру-блэк метал
  • Викинг-метал
  • Готик-метал
  • Дум-метал
  • Дэт-метал
  • Мелодик-дэт-метал
  • Металкор
  • Нью-метал
  • Пауэр-метал
  • Прогрессив-метал
  • Спид-метал
  • Стоунер-рок
  • Трэш-метал
  • Фолк-метал
  • Хэви-метал
  • Новая волна
  • Русский рок
  • Паб-рок
  • Панк рок
  • Ска-панк
  • Поп-панк
  • Краст-панк
  • Хардкор
  • Кроссовер
  • Riot folk
  • Поп-рок
  • Постпанк
  • Готик-рок
  • No Wave
  • Построк
  • Психоделический рок
  • Софт-рок
  • Фолк-рок
  • Техно-рок

Как видите, стилей множество. На перечисление полного списка уйдет масса времени, поэтому делать мы этого не будем. Главное, вы теперь знаете, как появились современные популярные жанры и точно больше не будете путать жанр и стиль.

Сразу предупреждаем, что ответить в одной статье на вопрос, какие бывают жанры музыки, очень сложно. За всю историю музыки накопилось такое количество жанров, что их и аршином то не измерить: хорал, романс, кантата, вальс, симфония, балет, опера, прелюдия и т.д.

Не один десяток лет музыковеды «ломают копья», пытаясь классифицировать музыкальные жанры (по характеру содержания, по функциям, например). Но прежде чем остановиться на типологии, внесём ясность в само понятие жанра.

Что такое музыкальный жанр?

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в ­– все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Какие бывают жанры музыки: классификация

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:

  • инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония)
  • вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

  • обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей;
  • массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;
  • концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;
  • театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.

Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей , которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)

Названия жанров

О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест). Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская).

Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.

Вместо заключения

Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.